История екатеринбургской автомобилисты Юлии Герасимович
обошла Интернет. Якобы она не уступила дорогу автомобилю полпреда президента в
УрФО Николая Винниченко, за что была остановлена сотрудниками ГИБДД и
представлена к лишению прав на 3 месяца (статья 12.17, ч. 2 КоАП). Оставив в
стороне наличие факта нарушения, непонятна строгость наказания – помимо лишения
прав указанная статья КоАП допускает штраф 300-500 рублей, и поскольку речь шла
все-таки не о случае экстренного реагирования, а о сопровождении кортежа, можно
было выписать минимальный штраф. После шумихи в сети полпред лично попросил не
наказывать Юлию строго.
А в Казани еще интереснее: ГИБДД вполне официально проводит
так называемые тренировки водителей, ежедневно и преимущественно в часы пик
проезжая по центру города с включенными звуковыми сигналами и проблесковыми
маячками и штрафуя всех, кто не успел спрятаться. Поскольку у экипажей есть
время останавливаться и оформлять «преступников», ни о какой экстренности в
данном случае речи не идет.
На нашем казанском сайте «учения»
описаны словами одной из жертв: «Машина ДПС пристраивается сзади и в самом неудобном
месте вдруг включает сирену и маячки. Тот факт, что при этом перестроение
невозможно, инспекторы привычно «опускают» и выписывают штраф 500 рублей. Хотя,
конечно, можно и допустить, что руководство управления попросту «не знает», как
рядовые инспекторы делают план по «выявлению» нарушителей. Ну не видно
начальству всего этого с высоты его позиций!»
В чем смысл
такой тренировки? Если машине некуда деваться, никакой "науки" для водителя от наказания нет. Длиться такая практика уже года два и порядком достала казанцев.
Один из них, Дмитрий Кукарекин, с помощью
видеорегистратора зафиксировал беспредел со стороны ГИБДД и подал на структуру
в суд. Чем закончится дело – пока неясно, но на первое заседание представители
ведомства не явились.
Вообще, привить водителям уважение к маячку – дело неплохое: неоднократно видел, как через центр города несется
«Скорая», а половина машин, как ни в чем небывало, егозит перед ней, создавая
аварийные ситуации. Но все имеет пределы, и, очевидно, предоставлять
преимущество нужно в тех случаях, когда это возможно физически. И тем более
вызывает вопросы оправданность мачков при сопровождении кортежей не самых
высших лиц – так ли они спешат или пользуются прерогативами власти, покуда есть
возможность? Впрочем, это уже метафизика.
Хотя как сказать: после случае с Юлией Герасимович народ стал придумывать контрмеры, например, в случае появления сзади кортежа с маячками, включать аварийку, останавливаться и делать вид, что сломался.
Впрочем, такая "военная хитрость" может выйти боком, в чем я однажды чуть не убедился на Украине. Мы ехали по широкой хорошей дороге, которая петляет вдоль
моря, когда машины впереди стали тормозить и съезжать на обочину. Интуитивно я
почуял неладное, сбросил скорость, но сзади подперла какая-то Honda, и я не стал тормозить. Навстречу
несся кортеж, и поначалу мы не придали ему особого значения, ведь ширина
разделительной полосы на той дороге – метра три. И вдруг внедорожники сопровождения (что-то
вроде Cadillac Escalade, а может Mercedes GL)
всем кагалом вывалились через разделительную полосу на встречку и пошли на
таран нескольких машин, которые, как и мы, не остановились сразу. Тут уже дошло до всех. Мы с «Хондой» слетели
на обочину и, пытаясь унять дрожь в коленях, смотрели, как мимо на огромной скорости несутся лимузины с российскими,
кстати, флажками. Накрапывал дождь, и рука интуитивно потянулась к кнопке
поднятия крыши Mazda MX-5,
но когда сзади возник капюшон складного жесткого верха, одолел страх – вдруг
охрана випа примет крышу «Мазды» за портативную пулеметную установку и зачистит
нас на всякий случай… Да, паранойя, но в тот момент даже этот бред не казался абсурдным. Чужая страна, все-таки.
Позже кто-то рассказал, что на Украине машины сопровождения высших лиц
действуют бескомпромиссно и при случае могут протаранить встречную машину, если
она, по их мнению, не слишком шустро уступает дорогу. Не проверяли.
|