Блог Артёма Краснова
Суббота, 19.09.2020, 06:06

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2012 » Август » 14 » Lada Hybrid: новый распил или лжепиар?
14:52
Lada Hybrid: новый распил или лжепиар?

Только-только начало меняться мое отношение к АвтоВАЗу, как к черной дыре мира финансов, а на солнце снова появились пятна. Я о выигранном заводом тендере на разработку гибридного автомобиля, предполагающего госфинансирование в полмиллиарда рублей.

Сам по себе выигрыш контракта АвтоВАЗом — не худший вариант, ведь завод располагает большим инженерным потенциалом, и если уж кому и выигрывать такие тендеры — то, наверное, АвтоВАЗу. Однако червивой кажется сама постановка вопроса Минпромторгом, который, похоже, задался целью напомнить о себе за госсчет.

Первое, что вызывает скепсис — это задание на постройку именно гибридного автомобиля, имеющего обычный ДВС и электродвигатель. Ну почему обязательно гибрид?

Ну да, это же модное слово, которое сразу привлечет внимание народных масс и создаст нужную иллюзию гиперскачка в мир высоких технологий. Мол, у японцев есть гибрид, у американцев тоже, и даже Opel что-то там изобразил, а мы тут им с фланга кааааак жахнем.

В принципе, в задании четко оговорены требования к новому гибриду, и они кажутся заманчивыми (одно из условий лжепиара - громкие цели). Автомобиль В-класса должен быть построен на шасси, выпускаемом в России, иметь бензиновый мотор мощностью не менее 50 кВт (68 л.с.), электродвигатель не менее 10 кВт, накопитель электрической энергии емкостью 5 кВт*ч, выбросы СО2 — 115-135 г/км (низкое значение), 20-процентное снижение расхода топлива и увеличение цены силовой установки не более чем на 30% относительно традиционных ДВС. При этом еще машина должна иметь роботизированную коробку передач.

Но во мне живет устойчивое сомнение, что результат хоть и будет достигнут, никакого практического выхода не получит. Тестовые образцы покажут, нужные характеристики обеспечат, но если кто-то захочет поставить гибрид на конвейер, получится «Калина» с ценником в 1 млн рублей и расходом топлива на уровне обычной машины. Ко всем бедам, еще и жутко дорогая в обслуживании, а потому неинтересная потребителю.

Результат заложен уже в самом техническом задании, вернее, в финансировании. Полмиллиарда рублей выделят из бюджета, еще полмиллиарда должен инвестировать сам АвтоВАЗ (в некотором смысле, это тоже деньги из бюджета). В итоге получается миллиард рублей ну или несколько больше, если АвтоВАЗ сочтет нужным добавить от себя. Миллиард рублей — это примерно 30 миллионов долларов. По меркам автопрома это очень незначительная сумма. Скажем, рестайлинг обходится производителям в $300 миллионов, создание новой платформы — в $1-3 млрд, а Renault зарезервировала на свою электромобильную программу $5,5 млрд. Проект изначально выглядит слишком недофинасированным, чтобы достичь столь сказочных результатов. Если бы снижение расхода на 20% стоило $30 миллионов, мы бы уже ездили на автомобилях с городским расходом 5 л/100 км.

Это совсем не значит, что невозможно создать гибрид в рамках бюджета $30 млн. Очень даже можно. Возъму смелость заявить, что даже мы с Парящим над дорогоЙ смогли бы осуществить этот проект (в основном, аутсорсить). И подвох тут в самой трактовке термина «гибридный автомобиль». Ведь коль скоро никто не оговорил нам конструкцию, мы с Парящим можем поступить просто: взять «Калину», взять десять способных студентов и пять опытных инженеров, и попросить их добавить к «Калине» аккумулятор на 5 кВт*ч и электромотор. Мы выберем самую простую схему их взаимодействия, скажем, во время холостого хода ДВС подзаряжает батарею, а на небольших скоростях автомобиль едет на электротяге. Не скажу, что все это совсем уж элементарные вещи, но вполне реализуемые — десятки фирм за рубежом с удовольствием помогут нашей команде.

Далее вы спросите, но как же мы с Эдом удовлетворим требованиям по экологичности, расходу топлива? Да легко. Если уж на то пошло, городской стандартизованный цикл ECE R15, который использует и АвтоВАЗ (и Минпромторг) подразумевает тестовый пробег чуть более 4 км. Средний расход энергии электромобилем составляет порядка 20 кВт*ч на 100 км, то есть нашего аккумулятора хватит на 25 километров — это в шесть раз больше, чем нужно для испытаний. Проще говоря, наш «гибрид» пройдет весь цикл без единой капли бензина и уложится в требования Euro VI, как того требует Минпромторг. Затем он будет полчаса чадить на холостом ходу, чтобы накопить запас батарей для следующих испытаний, но кого это волнует?

Цена, говорите? И тут мы уложимся в требования. К примеру, емкость 5 кВт*ч обеспечат нам не компактные и дорогие литий-ионные батареи, а шесть обычных аккумуляторов емкостью 70 А*ч. Мы тупо разместим их в багажнике, заняв половину его объема, но ведь про объем багажника в задании ничего не сказано. Аккумуляторы эти довольно быстро выйдут из строя, но опять же никто не требует ресурсных испытаний.

Речь о том, что создать за $30 миллионов эффективную технологию гибридного автомобиля невозможно, зато этих денег более чем достаточно для постройки самобеглого макета, который можно показывать на выставках и говорить о прогрессе.

Пожалуй, единственным производителем, успешно раскрутившим тему гибридов, является Toyota, но стоит вспомнить, какой ценой ей далось продвижение «Приуса»: первые машины продавали в убыток, и долгое время продажи стимулировались за счет скидок производителя или государства (в США, например). А сколько сил и денег было потрачено на создание позитивного имиджа гибридов с продакт-плейсментом в фильмах и рекламой из уст известных людей? 

"Он делает 52 милли на галлоне. Разве не замечательно?" - восторгается Кэмерон Диаз. Уверен, лишние 20 миль на галлоне переполняют ее счастьем



Не нужно иллюзий, что "Приус" - это обычная "Королла" с электроморчиком. Автомобиль хоть и имеет общие детали с "Короллой", отличается от нее в ряде принципальных компонентов, например, разработчикам пришлось искать место для массивных батарей без ущерба управляемости и практичности. Сама силовая установка "Приуса" - это двигатель Аткинсона и сложная планетарная трансмиссия, позволяющая бензиновому двигателю и электрическому мотор-генератору обмениваться энергией практически в любых пропорциях.

Надежды, что АвтоВАЗ окажется настолько ловчее Toyota, чтобы выполнить ее 10-летнюю программу за оговоренные Минпромторгом 880 дней, кажутся призрачными.

К этому добавляет ощутимый скепсис насчет гибридов вообще, даже "Приуса": так, ConsumerReport приводит данные на основе исследований 2008-2011 годов, что только один владелец гибрида из трех готов снова купить гибрид. Причем, если к "Приусу" отношение более позитивное, то для остальных гибридов пропорция составляет 1 из 4. Даже после арт-подготовки Кэмерон Диаз американцы не готовы отдаться во власть гибридов полностью.

Но это лирика, ибо тольяттинский гибрид вряд ли приблизится к уровню технику «Приуса», а вот по цене - вполне. В конце 2011 года завод обещал наладить выпуск электро-«Калин» Ellada, которые были всем хороши, кроме ценника в 1 миллион рублей и пробега на зарядке в 160 км. Я не думаю, что гибридный проект будет радикально отличаться от Ellada с точки зрения практических перспектив.

Если честно, деньгам Минпромторга видится другое применение, более традиционное. Не лучше ли объявить тендер на создание современного дизеля для отечественных машин, способного переваривать не самое качественное топливо? Тому же "Ларгусу", да и "Гранте" дизель был бы очень к лицу. Пусть это был бы дизель Renault, адаптированный под нашу «солярку», но зато это был бы реальный проект с практическим выхлопом, причем в рамках оговоренного бюджета. А практика показывает, что хороший дизель может обеспечивать сравнимую с гибридами экономичность, при этом более традиционен с точки зрения компоновки и обслуживания автомобиля.

В принципе, я понимаю посыл министерства: расшевелить российский автопром, одеревеневший от засухи 90-х. Придать ему импульс, который мгновенно выведет его на мировую орбиту. Если рассматривать проект в качестве "курсового" для российских инженеров - почему бы и нет. Но не более того.

Полагаю, экономику сложно перехитрить. Если вы спросите, можно ли за 50 тысяч рублей купить новый Audi у официального дилера, эта злая тетка Экономика ответит: «Конечно, милый».

А уж что с этим Audi делать — решайте сами. Но вы в него не влезете.  

PS: как и в случае с Ё-мобилем, буду рад ошибиться

Ранее на тему:

А может АвтоВАЗу купить у "Пежо" технологию 3WD?

Почему реальный расход топлива отличается от паспортного

Утилизационный сбор - так ли он нужен?

Категория: На злобу дня | Просмотров: 1700 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: АвтоВАЗ | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 23
После пары рюмок коньяка, читал как телеграмму с пометкой "срочно". От всего текста, запомнились фрагментарные отрывки как из телеграммы.

Телеграмма. Срочно.

Откого: Минпромторг

Кому: Hopitung, Парящий над дорогоЙ.

"Lada Hybrid: новый распил в полмиллиарда рублей тчк возъмем смелость заявить, что даже вы с Парящим над дорогоЙ смогли бы осуществить этот проект тчк вы с Парящим можете поступить просто зпт взять десять и пять млрд и попросить их добавить еще 10% тчк мы выберем самую простую схему взаимодействия тчк все это совсем уж элементарные вещи зпт и вполне реализуемые тчк десятки фирм за рубежом с удовольствием помогут нашей команде тчк далее вы спросите зпт как же мы вам с эдом удовлетворим требованиям по обналичности вашей доли из за бугра тчк и тут мы уложимся в требования перевоза наличности тчк к примеру мы тупо разместим их в багажнике тчк этих денег более чем достаточно тчк а деньгам Минпромторга видится другое применение зпт более традиционное тчк как практика показывает зпт экономику сложно перехитрить тчк ждем положительного ответа в кратчайшие сроки тчк"

Артем КРАСНОВ: - В принципе, я понимаю посыл министерства.

Парящий над дорогоЙ: - Если рассматривать проект в качестве "стартапа" - почему бы и нет. Но не более того.

АК: - Но во мне живет устойчивое сомнение, что результат хоть и будет достигнут, никто морального оргазма не получит.

ПнД: - Результат заложен уже в самом техническом задании, вернее, в финансировании. Полмиллиарда рублей выделят из бюджета, еще полмиллиарда должен "......." , ну ты понял.

АК: - Миллиард рублей — это примерно 30 миллионов долларов. eek

....: - Разве не замечательно?" - восторгается Кэмерон Диаз.

ПнД: - А уж что с этим делать — решайте сами.

2 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Хорошая иллюстрация к тезису "Пьянство - зло" biggrin
Завязывай, Эд

"Художника" обидеть может каждый..... sad

Вот "ходишь, ходишь, ходишь, ходишь" - стараешься, пьешь не торопясь, садиш почки с печенью, тыщу раз копипастишь / правишь текст соблюдая стилистику срочной телеграммы и поста аля "Зашел Парящий над дорогоЙ в бар.....", и на тебе, завязывай алкаш!

Давно уже говорю, что две недели отпуска мало. Видимо надо еще две выклянчить.

5 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Ну, видимо, я не уловил высокую цель копипаста ))
Прочел еще раз, вроде что-то зашевелилось. Ладно, завтра на свежую голову обещаю доскрестись до самой сути

7 HQ74   [Материал]
Эд, тут скорее предпосылка такова:

Где-то на Рублевке: -"Слышь мать, как ты думаешь, сын троюродного брата свекрови моей второй бывшей жены уже был в Куршавеле?"
- "Блииин. как мы могли забыть бедного мальчика."
- "Тогда мне паркер и листок бумаги"
И вот к вечеру готова идея о тендере на разработку гибридного автомобиля.
- "ну как мать, думаешь хватит мальчонке денюжки"
- "думаю сможет продержаться пару неделек"
- тогда отдаю завтра на подпись "САМОМУ"! а то ведь и у меня у ролс-ройса спустило колесо, пора бы менять тачку.

3 HQ74   [Материал]
Дал бы Минпромторк мне с сотенку тыс зелени, я бы за ящик водки попросил дядю Колю соорудить чтото самобеглое на электромоторчике а остальное смог бы попилить. И бюджету бы дешевле вышло.

6 zemen   [Материал]
Да просто срочняк треба кому-то дачку достроить на Лазурном берегу. При чем тут импульсы на расшевеливание автопрома?
Прям как дети малые, ей богу smile

Да ладно, стереотипы это все )))

Для хорошего распила мало денег, много шума biggrin

8 Партизан   [Материал]
И грянул гром..... Простите за нескромный вопрос: А почему именно с Парящим над ДорогоЙ? Абсолютно ничего против вашего тандема не имею. И даже наоборот - буду рад ежели у вас всё срастётся, но всё таки интересно.
Ну а по поводу Лады-гибрида вспоминается старый анекдот про проклятое место и появляется стойкая ассоциация с Ладой-Мутант.

9 sad   [Материал]
Ну как же заявление что обслуживать Сочи 2014 должны электромобили (именно НАШИ), может решили заменить гибридами. Так как в России это самый большой автомобильный завод да, с богатой базой и проекты были разные и еще под контролем иностранцев решили отдать им. А дальше еще вливания сделают на производство.
Либо это продолжение вливаний в завод по соглашению с иностранцами - но вот так вот обставленная чтоб не сильно шумели.

10 sad   [Материал]
Легковые автомобили с гибридными установками – не единственная задача, поставленная Минпромторгом. Госконтракт по созданию экологически чистых видов транспорта поделен на два лота с равными долями финансов (1,5 млрд руб. в общей сложности) и, помимо легковушек, чиновники ждут от претендентов проекты по разработке автобусов с газовыми двигателями и автомобилей весом более 6 т с такими же агрегатами, а также гибридных трехосных грузовиков. Приоритетом в Минопромторге называют именно газовые двигатели, при этом речь идет о принципиально новых агрегатах, а не переработанных бензиновых.

Вполне вероятно, что победителем в части разработки грузовиков и автобусов выйдет КамАЗ. Тем более что, как сообщило РБК в конце июня со ссылкой на представителя завода, там уже изготовлен прототип гибридного автобуса, который расходует до 15% топлива меньше, чем традиционные аналоги.

от сюда - motor.ru

Да, там замах на три рубля ))

Кстати, не на два, а на три лота - вчера на госзакупках смотрел. Легковые, грузовики, автобусы, на каждую по полмиллиарда.

11 PsKoT   [Материал]
Помнится Коту, что как-то Парящий писал под енту тему, что наиболее вероятным победителем будет Ё-мобиль, ан нет - не угадал tongue Может все прозаичнее? Тут ВТО вон вроде наподходе, так вот стараются влить мб поболее на поддержку своего автопрома пока не вступили в енто самое ВТО... или енто тока аграриев обрежут?

Почему-то Ё-Авто даже не участвовала в тендере, я так понял, там было двое претендентов: НАМИ и АвтоВАЗ.

14 Nana-hime   [Материал]
я еще могу понять как, а вот зачем? wacko
кому на фиг нужны эти гибриды....

Хороший вопрос. Я думаю, Минпромторг просто взял "раскрученный" термин, не проводя никаких исследований на предмет, что лучше: дизель, гибрид, газовый мотор или что-то еще.

16 Paragon   [Материал]
Дизелем нынче никого не удивишь. А гибриды — хорошо раскрученный термин, и главное — мало кто понимает, что это такое.

Да и сама формулировка гибрид допускает множество толкований. Ведь обычный автомобиль, в принципе, тоже гибрид - может на стартере метров 100 проехать.
Чуть-чуть доработать, и будет настоящий гибрид biggrin

19 VinzVS   [Материал]
Похоже что АвтоВАЗ это и предложил,и чуток доработал biggrin

20 PsKoT   [Материал]
А Коту видится некий иной гибрид: даешь к каждой машине упряжку и лошадь! Вот на экологически чистом топливе гибрид будет! biggrin

21 YurySS   [Материал]
Toгда можно переднему пассажиру поставить педальный привод. Чем не гибрид?

22 PsKoT   [Материал]
Тогда уж водителю! Но лошадь мощнее biggrin

23 Андрей   [Материал]
Артем, думаю тебе надо реально попробовать создать гибрид:) Может в сколково позовут.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |