Только-только начало
меняться мое отношение к АвтоВАЗу, как к
черной дыре мира финансов, а на солнце
снова появились пятна. Я о выигранном
заводом тендере на разработку гибридного
автомобиля, предполагающего
госфинансирование в полмиллиарда
рублей.
Сам по себе выигрыш
контракта АвтоВАЗом — не худший вариант,
ведь завод располагает большим инженерным
потенциалом, и если уж кому и выигрывать
такие тендеры — то, наверное, АвтоВАЗу.
Однако червивой кажется сама постановка
вопроса Минпромторгом, который, похоже,
задался целью напомнить о себе за
госсчет.
Первое, что вызывает
скепсис — это задание на постройку
именно гибридного автомобиля, имеющего
обычный ДВС и электродвигатель. Ну
почему обязательно гибрид?
Ну да, это же модное
слово, которое сразу привлечет внимание народных масс
и создаст нужную иллюзию гиперскачка
в мир высоких технологий. Мол, у японцев
есть гибрид, у американцев тоже, и даже
Opel что-то там
изобразил, а мы тут им с фланга кааааак
жахнем.
В принципе, в
задании четко оговорены требования к
новому гибриду, и они кажутся заманчивыми (одно из условий лжепиара - громкие цели).
Автомобиль В-класса должен быть построен
на шасси, выпускаемом в России, иметь
бензиновый мотор мощностью не менее 50
кВт (68 л.с.), электродвигатель не менее 10 кВт,
накопитель электрической энергии
емкостью 5 кВт*ч, выбросы СО2 — 115-135 г/км
(низкое значение), 20-процентное снижение
расхода топлива и увеличение цены
силовой установки не более чем на 30%
относительно традиционных ДВС. При этом
еще машина должна иметь роботизированную
коробку передач.
Но во мне живет
устойчивое сомнение, что результат хоть
и будет достигнут, никакого практического
выхода не получит. Тестовые образцы
покажут, нужные характеристики обеспечат,
но если кто-то захочет поставить гибрид
на конвейер, получится «Калина» с
ценником в 1 млн рублей и расходом топлива
на уровне обычной машины. Ко всем бедам, еще и жутко дорогая в обслуживании, а потому неинтересная потребителю.
Результат
заложен уже в самом техническом задании,
вернее, в финансировании.
Полмиллиарда рублей выделят из бюджета,
еще полмиллиарда должен инвестировать
сам АвтоВАЗ (в некотором смысле, это
тоже деньги из бюджета). В итоге получается
миллиард рублей ну или несколько больше,
если АвтоВАЗ сочтет нужным добавить от
себя. Миллиард рублей — это примерно
30 миллионов долларов. По меркам автопрома
это очень незначительная сумма. Скажем,
рестайлинг обходится производителям
в $300
миллионов, создание новой платформы —
в $1-3 млрд,
а Renault зарезервировала
на свою электромобильную программу
$5,5 млрд. Проект изначально выглядит слишком
недофинасированным, чтобы достичь столь
сказочных результатов. Если бы снижение расхода на 20% стоило $30 миллионов, мы бы уже ездили на автомобилях с городским расходом 5 л/100 км.
Это совсем не
значит, что невозможно создать гибрид
в рамках бюджета $30 млн.
Очень даже можно. Возъму смелость заявить, что даже мы с Парящим над
дорогоЙ смогли бы осуществить
этот проект (в основном, аутсорсить). И
подвох тут в самой трактовке термина
«гибридный автомобиль». Ведь коль скоро
никто не оговорил нам конструкцию, мы
с Парящим можем поступить просто: взять
«Калину», взять десять способных
студентов и пять опытных инженеров, и
попросить их добавить к «Калине»
аккумулятор на 5 кВт*ч и электромотор.
Мы выберем самую простую схему их
взаимодействия, скажем, во время холостого
хода ДВС подзаряжает батарею, а на
небольших скоростях автомобиль едет
на электротяге. Не скажу, что все это
совсем уж элементарные вещи, но вполне
реализуемые — десятки фирм за рубежом
с удовольствием помогут нашей команде.
Далее вы спросите,
но как же мы с Эдом удовлетворим
требованиям по экологичности, расходу
топлива? Да легко. Если уж на то пошло,
городской стандартизованный цикл ECE
R15, который использует и АвтоВАЗ (и
Минпромторг) подразумевает тестовый
пробег чуть более 4 км. Средний расход
энергии электромобилем составляет
порядка 20 кВт*ч на 100 км, то есть нашего
аккумулятора хватит на 25 километров —
это в шесть раз больше, чем нужно для
испытаний. Проще говоря, наш «гибрид»
пройдет весь цикл без единой капли
бензина и уложится в требования Euro
VI, как того требует Минпромторг.
Затем он будет полчаса чадить на холостом
ходу, чтобы накопить запас батарей для
следующих испытаний, но кого это волнует?
Цена, говорите?
И тут мы уложимся в требования. К примеру,
емкость 5 кВт*ч обеспечат нам не компактные
и дорогие литий-ионные батареи, а шесть
обычных аккумуляторов емкостью 70 А*ч.
Мы тупо разместим их в багажнике, заняв
половину его объема, но ведь про объем
багажника в задании ничего не сказано. Аккумуляторы эти довольно быстро выйдут из строя, но опять же никто не требует ресурсных испытаний.
Речь о том, что
создать за $30 миллионов
эффективную технологию гибридного
автомобиля невозможно, зато этих денег
более чем достаточно для постройки
самобеглого макета, который можно
показывать на выставках и говорить о
прогрессе.
Пожалуй,
единственным производителем, успешно
раскрутившим тему гибридов, является
Toyota, но стоит вспомнить,
какой ценой ей далось продвижение
«Приуса»: первые машины продавали в
убыток, и долгое время продажи
стимулировались за счет скидок
производителя или государства (в США,
например). А сколько сил и денег было
потрачено на создание позитивного
имиджа гибридов с продакт-плейсментом
в фильмах и рекламой из уст известных людей? "Он делает 52 милли на галлоне. Разве не замечательно?" - восторгается Кэмерон Диаз. Уверен, лишние 20 миль на галлоне переполняют ее счастьем
Не нужно иллюзий, что "Приус" - это обычная "Королла" с электроморчиком. Автомобиль хоть и имеет общие детали с "Короллой", отличается от нее в ряде принципальных компонентов, например, разработчикам пришлось искать место для массивных батарей без ущерба управляемости и практичности. Сама силовая установка "Приуса" - это двигатель Аткинсона и сложная планетарная трансмиссия, позволяющая бензиновому двигателю и электрическому мотор-генератору обмениваться энергией практически в любых пропорциях.
Надежды,
что АвтоВАЗ окажется настолько ловчее
Toyota, чтобы выполнить ее
10-летнюю программу за оговоренные
Минпромторгом 880 дней, кажутся
призрачными. К этому добавляет ощутимый скепсис насчет гибридов
вообще, даже "Приуса": так, ConsumerReport приводит
данные на основе исследований 2008-2011
годов, что только один владелец гибрида
из трех готов снова купить гибрид. Причем, если к "Приусу" отношение более позитивное, то для остальных гибридов пропорция составляет 1 из 4. Даже после арт-подготовки Кэмерон Диаз американцы не готовы отдаться во власть гибридов полностью.
Но это лирика,
ибо тольяттинский гибрид вряд ли
приблизится к уровню технику «Приуса», а вот по цене - вполне.
В конце 2011 года завод обещал наладить
выпуск электро-«Калин» Ellada,
которые были всем хороши, кроме
ценника в 1 миллион рублей и пробега на
зарядке в 160 км. Я не думаю, что гибридный
проект будет радикально отличаться от
Ellada с точки зрения
практических перспектив.
Если честно,
деньгам Минпромторга видится другое
применение, более традиционное. Не лучше
ли объявить тендер на создание
современного дизеля для отечественных
машин, способного переваривать не самое
качественное топливо? Тому же "Ларгусу", да и "Гранте" дизель был бы очень к лицу. Пусть это был бы
дизель Renault, адаптированный
под нашу «солярку», но зато это был бы
реальный проект с практическим выхлопом,
причем в рамках оговоренного бюджета.
А практика показывает, что хороший
дизель может обеспечивать сравнимую с
гибридами экономичность, при этом более
традиционен с точки зрения компоновки
и обслуживания автомобиля.
В принципе, я
понимаю посыл министерства: расшевелить
российский автопром, одеревеневший от
засухи 90-х. Придать ему импульс, который
мгновенно выведет его на мировую орбиту. Если рассматривать проект в качестве "курсового" для российских инженеров - почему бы и нет. Но не более того.
Полагаю, экономику сложно перехитрить. Если
вы спросите, можно ли за 50 тысяч рублей
купить новый Audi у
официального дилера, эта злая тетка
Экономика ответит: «Конечно, милый».
А уж что с этим
Audi делать — решайте сами.
Но вы в него не влезете. PS: как и в случае с Ё-мобилем, буду рад ошибиться
Ранее на тему: А может АвтоВАЗу купить у "Пежо" технологию 3WD?
Почему реальный расход топлива отличается от паспортного Утилизационный сбор - так ли он нужен?
|