Бывший сотрудник 74.ru Таня Пильникова с подругой-тезкой увлекаются автостопом. С приятелем Вовой - начинающим стоппером - они смотались из Коркино в Геленджик и обратно, прислав нам любопытный отчет. Его полную версию мы опубликуем на autochel.ru, но общее представление можно получить из нескольких красноречивых фрагментов. _________________________________________________________________________
"У каждого стопщика есть
свои приметы на счет начала пути.
Некоторым надо найти гайку или болт,
чтобы быть уверенным в удачной поездке.
Кто-то поет каждый раз особую для себя
и трассы песню, третьи молятся Джа,
Кришне, Иисусу…
Мы ждали дождь. Это
единственный признак того, что все
будет хорошо. И дождь был.
Со стороны Троицка до
поворота на Уфимский тракт нас подвозил
парень на пятнашке. Машина оказалась
пустой, что очень обнадежило. Это уже
дальше в пути мы стали удивляться
величине своих «косметичек». Ну что
нужно брать с собой в дорогу? Дополнительную
пару обуви, теплую кофту, аспирин,
предметы личной гигиены — все это не
займет и пакета средних размеров. При
отсутствии вписок (мест остановки) по
пути в городах или на трассе, желательно
с собой прихватить палатку, спальник,
пенку и пару метров полиэтилена. Каким-то
загадочным образом рюкзак весит в итоге
около тридцати килограммов минимум. Для людей
с хорошей физической подготовкой это,
может быть, и пустяк, но для нас, практически
«живущих» всю зиму в мониторе, 30 килограммов
показалось достаточно весомой цифрой.
Переходя мост с Троицкого
тракта на М5 мы обратились за помощью
к дождевикам. Очень скоро остановилась
старенькая Нива, которая и довезла нас
до отправной точки: Полетаево. Уже в
Ниве захотелось выкинуть половину
содержимого рюкзаков и катить дальше
налегке. Три стопщика — это хорошо! Но
три стопщика и три рюкзака - уже проблема
для многих даже неполных автомобилей.
Однако дорога не прекращает удивлять!
Иногда даже в одиночном путешествии
автостопом приходится ждать «своего
водителя» несколько часов, а то и суток,
здесь же мы втроем с легкостью остановили
вместительный "Опель", в котором нас легкостью
поселили на ближайшие 450 км.
В "Опеле" водитель оказался доброжелательным
и молчаливым. Нам же это пришлось как
раз кстати. В начале пути в голове все
словно переворачивается.
И вот они:
Уральские горы, озера, леса, вот он
хороший проливной уральский дождь —
там, за окном Опеля, такая красота…
Самые разные мысли путаются в голове,
уходят сами собой, эмоции приходят в
норму, состояние умиротворения и
неизбежное желание жить поселяется в
крови…"
Машины гонят на безумной скорости,
обочины практически нет, на дворе ночь,
нас в полном объеме — шестеро вместе с рюкзаками. И тут откуда ни возьмись
останавливается маршрутка. Вот человек!
Нашел ведь место остановить свою Газель
и вопрос ещё задает правильный: «Что,
не берет никто? А кто вас здесь
возьмет, остановиться-то негде! Садитесь,
увезу вас в удобное место». О! Ну какой
ништяк, товарищ, вот спасибо, хорошо!
И
что в итоге? Увозит нас километров на 8
от нехорошей позиции стопа и ещё километра
на два завозит с объездной в город. «Вот,
остановка, здесь автобусы ходят…» На
дворе темно. Впереди мост и два километра
до трассы, на которой ещё ну совсем не
видно удобной позиции, а водитель,
желающий сделать доброе дело, уехал
домой пить чай. Водитель, спасибо тебе
большое за то, что не остался равнодушным
к хорошим милым автостопщикам, но когда
просят «Оставь на трассе»
— не надо везти на автобусную остановку,
нам там делать нечего, да и автобусы
ночью не ездят! __________________________________________________________________________
Часа в 2 ночи мы ехали на очень шустрой
«9-ке». Водитель, молодой парень, очень
спешил к своей любимой в Татарстан.
Когда мы доехали до поворота на Татарстан, луна была высоко. До рассвета
оставалось около трех часов. Ради интереса
мы решили узнать в придорожной гостинице,
сколько с нас возьмут денег за троих,
если мы будем спать в своих спальниках
и вообще без коек. Стоянка перед
мини-отелем была забита фурами. Все
спят. Очень тихо мы постучались в двери,
открыла женщина средних лет в очках:
«Что хотели?». Сколько у вас стоит место
на три часа, до рассвета? «400 рублей в
сутки с человека, могу дать вам на троих
двухместную комнату, будет 800 всего».
«Нам не надо на сутки, нам до рассвета.
Есть какая-нибудь комната с одной
кроватью? Мы за 300 на троих согласны».
Но места нам не дали, и мы побрели в
местное кафе пить кофе и ждать рассвет.
Кофе оказался вкусным и совсем недорогим
(15 рублей за чашку). Но спать не расхотелось.
Рассчитав точно время на путь, я поняла,
что останавливаться в кафе или где-то
ложиться спать у нас совсем не было
времени. В таком случае в Саратов, куда
мы сначала и направлялись, мы бы приехали
только через двое суток.
С первыми лучами солнца пришла утренняя
прохлада. Спать хотелось невероятно
сильно, и голод незаметно подкрадывался.
И то, и другое должно было пройти ближе
к вечеру само собой. Самое главное, что
в кафэшке мы раздобыли воды.
Но тут вдруг "стоп" не пошел. Конечно, не стоит
серьезно подходить к вопросам
материализации мыслей. Но в дороге, где
средняя скорость 90 км в час, думать очень
опасно, ещё опасней думать плохо. А если
мысли нас троих пойдут в разнобой, то
мы никуда не сможем нормально уехать.
Каждый из нас хотел спать. Тяжелее всего
было новичку. Он неоднократно предлагал
лечь прямо на обочине.
Но! Рассчитаем
время. Если в 5 утра лечь спать под первыми
лучами теплого солнышка, можно проспать
весь день. А в ночь ехать легче всего на
трассе Москва-Питер. На М5 лучше же ехать
днем. Наши мысли не сходились в одну
нить. Поэтому мы приняли решение
разделиться, Вова пошел вперед. Он, как
самый главный желающий уснуть прямо
здесь, забрал с собой мысль о том, что
«не стоит останавливать машины, все
равно никто не остановится в 5 утра».
Оставшись вдвоем, мы стали думать в
одном направлении: сейчас остановится
добрый, клевый, выспавшийся дальнобой,
который и нам даст поспать, но мы будем
ехать!
15 минут - и дело сделано! Вот
он, наш ожидаемый и уважаемый драйвер!
Забравшись на лежанку Man’a,
я только и успела сказать - «заберите
мальчика с барабаном, пожалуйста, с
трассы, по-любому он никого не застопил»,
— и уснула. Хвала всем Богам, что это
был не Камаз, и ещё достаточно хорошая
дорога. Спалось хорошо, уютно. Водитель
оказался чеченцем. 5 часов, пока мы с ним
ехали, он слушал исключительно чеченских
бардов, поэтому снились деревушки с
чеченскими женщинами, оружие, военные,
русские миротворцы и очень много голых
детишек.
Сели к милой парочке молодых. Девушка
больше молчала и просто мило улыбалась.
Парень же завел разговор: «Как вы так
едете? Вам что, за это сто тысяч рублей
хотя бы заплатят?»
- Да вы что, кто нам заплатит вообще за
то, что мы стопом едем?
- Нет, ну вы застраховали жизнь? Зачем
вам так рисковать, если на дорогах
отморозков полно, да и денег за это не
платят. Это хорошо, если бы больше было
нас на дорогах. Угадай, какой я
национальности?
- Армянин. Я хорошо отношусь к любой
национальности. И цель моей поездки: в
очередной раз самой себе доказать, что
на пути больше хороших людей, что человек
человеку брат, как в Библии написано,
а не волк, как в воровском законе.
- Ммм, мне кажется не правильно в России
к нам относятся, — продолжает тему
национализма товарищ, — а смотри, мы
привозим фрукты, мы ставим овощные
палатки.
- Ну, и гашиш вы везете, как вас не любить.
— А ты скажи, что лучше, проехать вот
как ты, непонятно как и куда, или взять
мешок с планом и пойти по Абхазии и
кайфовать?
— Вы куда нас довезете?
— Вообще, мы в Саратов ехать хотели, но
вот решили в Петровск завернуть, хотите,
поехали в Петровск.
— Нет, спасибо, на повороте, пожалуйста,
нас оставьте.
Вот так люди, которые хотели то ли
посмеяться, то ли «для галочки», провезли
нас еще на 60 км вперед. Спасибо им и
русской парочке из Петровска. Парень
- душка и сама нежность, сидя за рулем
вертел в руке цветочек, рядом девушка
месяце на седьмом. Он, глядя на нас, говорит
ей: «Ну что, поедем так? Только у тебя
рюкзак вот впереди уже есть один,
второй-то не потянешь». Довезли нас
наконец-то до федералки, где мы и минуты
не простояли, застопили фуру до Саратова.
— Сергей, — спрашиваю я, — а вот эта
пустая объездная и федеральная как-то
встретятся, или нам параллельно федералке
ехать рекомендуете?
Правда, мы попадем
тогда в Волгодонск… а туда как-то вот
не очень хочется.
— Ну… соединяются, соединяются, вот
достань карту, я покажу.
И показывает
место, от которого, если мерить зрительным
масштабом, ещё километров 100 до нормальной,
оживленной объездной. Солнце садится,
в Ростове тоже спать ложатся,
вокруг поле, лес...
... а самое главное, —
говорит Сергей — не вздумайте здесь в
спальниках только спать, ставьте
палатку, а то ядовитые змеи очень в это
время года злые
- Да? — удивляюсь я,
закидывая рюкзак на плечи, — сколько
здесь ездила, змей не видела.
Только успела сказать, как вижу: ползет
змея, извивается, а солнце садится, и
машин нет.
Останавливается таксист - 800 рублей до
Шахт! Дальше какие-то жаркие парни на
занесенной грязью раздолбанной Ниве. «Нет, ребята, лучше к змеям!» Форд –
и тоже не туда едет! Останавливаются
же, это самое главное!
— Стой, автолюбитель, стой, - начинаю
я свою любимую мантру на трассе – не
помогает.
— Харе кришна, харе кришна…—
продолжаю я зазывать.
И вот она, снова Нива! Водитель —
растрепанный мужичок лет пятидесяти напомнил
майского жука из мультика про муравья,
когда он спешил домой к своей березе,
а солнце скрывалось за холмами.
— Так, я еду до Константиновки, там
отвезу вас на автовокзал, автобусы с
утра пойдут в Ростов, каждые полчаса.
— Нет! Какие автобусы, какое утро? Нам
сейчас надо, мы же автостопом едем.
— Как?..
Все, больше мужчина не произнес ни
слова, высадил на повороте в Константиновку
около шумной кафешки. И каждая
машина: по тормозам и останавливается
у этой кафэшки. Спустя минут 20, когда
след луча остался далеко в прошлом, из
Константиновки показался ну очень
груженый Камаз с двойным прицепом.
Тормозит.
Какая радость! Какое счастье! На дворе
ночь! Останавливается груженая фура!
И не просто фура, а татарин!!! Нет, это
действительно счастье, ведь впереди
всего 80 километров до объездной, а на
Камазе мы поедем максимум 30 км в час.
Это значит, что как раз до рассвета мы
будем ехать и спать.
Ребята в нашей счастливой машинке
оказались невероятно доброжелательными
и гостеприимными.
Виталий и снова Сергей везли металлолом,
который явно превышал все границы
дозволенного даже для Камаза. В один
момент Серега заметил, спокойно потягивая
сигаретку: «Слышь, колесо опять свистнуло,
ищи остановку, менять будем».
— Вот, свети сюда, — говорит мне
суровый ростовский драйвер, меняя в
ночи колесо. — Это колесо, которое сейчас
поставим, на Зиле ездило, ты бы в гараж
ко мне зашла! Там откуда только колес
нет. С трактора хорошо
идут колеса... Свети вот сюда теперь.
Я как-то застрял в Карталах, тож решил автостопом добираться. Меня хватило только до Троицка. Потом смотрю - солнце уже садится, фтопку такую романтику, дальше доехал на автобусе.
Неее, я пас. Данный вид путешествий напоминает попытку что-то доказать самому себе. Эдакий вид самореализации. Предпочитаю по другому. Автостоп в моей жизни был только один, когда застряли на увильдах лет так в 17-18. Впечатлений хватило (кстати, выручил тоже мужик на ниве) с тех пор планирую поездки так, что-бы не попадать в такое. Сам на трассе подвозил автостопшиков, но не часто. Машина обычно загружена и взять больше 1-го человека не получается, а одиночки, всетаки, редкость.
Это не попытки доказать а образ жизни. Я вот предпочту палатку а не домик, тушенку из банки а не столик в ресторане. А уж как жена ругает когда я втихаря ем доширак. Себе я доказал все уже в молодости, когда пил в горах из первой попавшейся лужи и ел сырые грибы. И с возрастом это не прошло. Причем романтиком меня назвать сложно и даже невозможно. Конечно приходится теперь думать не о себе а о детях и поэтому такие беспредельные путешествия и походы в прошлом. Но я всегда готов оторвать задницу от кондея и ватерклозета и бросится искать приключения. Жду когда мои ребята подрастут и поддержат меня Наверное можно назвать тиких - адреналинщики.
Ценю Ваше мнение, особенно после прочтения статьи о поездке на море и ее обсуждения, когда стало понято, что это, именно, стиль жизни такой. Ценю, но не разделяю. Видимо, каждому свое. Я знаком с природой, способен повторить подвиг автостопа, при необходимости, ночевать в лесу или сарае, но это будет "в натяг". Т.е. выживание, а не удовольствие. О питье из лужи и сырых грибах люблю слушать и читать, может и завидуя, немного, в глубине души. С удовольствием (действительно) съем тушенку из банки, но, не глядя, обменяю ее на столик в ресторане. И еще в "минуса" таким подвигам. Есть у меня принцип, что непоправимому достаточо произойти 1 РАЗ! И даже если до этого сто раз прокатывало, это будет уже не важно. Поэтому ну его нафиг - неоправданный риск.
Не согласен. Почему сразу что-то доказать? Это всегда было, есть и будет. Кто-то едет пару остановок на трамвае, а кто-то предпочтет пешком. Это тогда тоже вид самореализации? Просто еще один способ путешествовать, ближе к народу и к реальной жизни, так сказать. Вылезти из своей коробочки с кондиционированным воздухом, горячей водой из стенки и теплым фаянсовым другом. Неплохой тест "насколько безвозвратно прошло превращение в офисный планктон". С возрастом это проходит, появляется некая осторожность. Поэтому сейчас - "данунафик такую романтику." Привет нам, офисным хомячкам
Вот, Дим, фраза "неплохой тест " как раз и говорит о доказательствах. Я предпочитаю "неплохой тест" сдавать не подставляя свою семью под риск. P.S. А еще меня поразил товарищ, который бросил на трассе двух девушек и пошел ловить машину другим способом. Этож надо быть таким м..ком.
Андрей, все же мне кажется, что не надо путать теплое с мягким: автостопщик и семьянин вроде тебя с двумя наследниками - уже все же две большие разницы Шило уже не одно, а уже два и в разных попах. Уже о них надо думать
А чего товарищ? Так-то это известный прием разделяться по принципу максимизации внешней безобидности. Ты бы вот кого взял на борт: двух девчушек, парня или сомнительную компанию из трех человек?
Ехал тут тоже как-то, дык чувак один стопил и прям видом своим внушал его взять. Знать, правильно стоял. Было б место - взял бы без вопросов, поддался гипнозу.
Я как-то, будучи студентом, периодически ездил автостопом из Магнитогорска. Скажу честно - фуры не останавливались ни разу, а вот легковушки останавливаются. И чем дальше от города, тем меньше вопросов "Сколько платишь?"