Рассудите спор. Давеча
мы с Мишей Paragonом
встречались с челябинскими гонщиками,
которые весьма успешно заверили раллийный
сезон: с Алексеем Игнатовым, Ярославом
Федоровым и Дмитрием Балакиревым. И
зашел такой спор: я заявил, что если на
главной странице 74.ru
повесить рядом два ролика
— один про ралли, второй — про какую-нибудь
художественную гимнастику, то второй
наберет ощутимо больше просмотров. Ну,
это если не использовать грязных приемов,
вроде заголовков: «Жесть! Водитель
разбился об сосну!» и «Отчет с XXVIII
этапа юниорского Кубка
Нязепетровска по гимнастике». А вот
если в равных условиях — гимнастика
победит. Ярослав Федоров был категорически
не согласен.
Но я остаюсь
при своем: хоть лично меня автоспорт
будоражит, это есть аномалия, исключение.
В целом же россияне к автоспорту
равнодушны, а для автоспорта это проблема.
К примеру, что нужно, чтобы поиграть в
футбол? Мяч, две сотки земли и набедренные
повязки. Можно без них. Автоспорт в
отличие от плебейских видов
(футболов-баскетболов) - это спорт
аристократии, и нуждается в финансовой
подпитке. Точка входа гораздо выше,
поэтому даже на любительском уровне
невозможно заниматься автоспортом, не
имея подготовленной трассы и подготовленной
машины. То есть, 2 миллионов
рублей, блат в ГИБДД и две сотни рабов,
телами которых можно перекрыть центр
города.
Дмитрий Балакирев и Ярослав Федоров провели невероятно успешный сезон в раллийных первенствах страны, став обладателями Кубка России и вице-чемпионами России!
И вот тут
возникает вопрос: а почему россияне так
равнодушны к автоспорту? Ведь быструю езду они любят, а автоспорт - нет. Опять же возник
спор, на этот раз с Мишей. Он (впрочем,
как и Ярослав) большую часть вины
перекладывает на СМИ: интереса нет,
потому что не показывают, а как можно
увлекаться тем, что нельзя даже увидеть?
Будучи
представителем СМИ, тем более начинавший
карьеру журналиста именно с автоспортивных
статей, я не соглашаюсь. СМИ тут, по
большому счету, бессильны, потому что
дают людям то, что те хотят видеть. Если
я, к примеру, увлекусь вдруг ихтиологией
и начнут через день публиковать
соответствующие статьи, тот же Миша
Paragon вряд
ли оценит, хотя ихтиология полна тайн
и загадок. Знаете ли вы, к примеру, что
лягушки Аляски зимуют за счет увеличенной
печени? Увлекательно, не правда ли?
Но коль скоро
для большинства ралли и лягушачья печень
— это где-то родственные понятия (в силу
своей абстрактности) СМИ могут разве
что навязать автоспорт миру, в крайнем
случае — усилить уже существующий
интерес, но не создать этот интерес на ровном месте.
Почему вообще
так получилось? Ведь автоспорт развит
практически во всех промышленных странах
и в каждой из них входит в тройку самых
популярных видов, наравне с футболом,
крикетом и баскетболом. «Формула 1»
привлекает столько же интереса, как
Олимпиада и чемпионат мира по футболу
— но не в России.
Наши собеседники
побывали за сезон в Украине и Прибалтике,
и рассказали, насколько радикально
отличает отношение к гонщикам у них, и
у нас. В Прибалтике появление раллиста
— это праздник. Даже на тренировках
вдоль трассы появляются люди, а в
техническом парке ставят мангал. Украинцы
хлопают гонщикам и показывают одобрительные
жесты, а их ДАИ помогает проезжать через
города. В России запросто могут кинуть
бревно под колеса («понаехали тут...»)
или выйти поперек трассы, чтобы поглядеть
в наглые гонщицкие зенки (чтобы лучше
разглядеть, берут вилы).
В непопулярности
автоспорта виновата история: в большинстве
стран он зародился и встал на ноги в
начале или середине прошлого века, когда
мы воевали и работали на оборонку.
Автоспорт считался буржуазным видом
спорта и в список приоритетных для Союза
не входил. Кроме того, автоспорт требует
развитого мелкого и среднего бизнеса,
потому что большинство команд,
производителей и промоутеров — это
небольшие гибкие компании. В Союзе
просто не умели работать в таком масштабе.
Когда Союз
закончился, закончились 90-е, автоспорт
в России сделал попытку развиться —
как и в других странах, за процессом
стояли «простреленные» энтузиасты-спортсмены.
Но за прошедшие 100 лет возросли требования
к безопасности, к машинам и трассам, а
российский бизнес и промышленность не
стали прозрачнее и гибче. Если в начале
прошлого века выезды энтузиастов
создавали нужный вау-эффект, и любительские
начинания могли постепенно перерасти
в серьезный бизнес (Ferrari
и Lotus —
как пример), то сейчас энергетический
порог входа гораздо выше. Кого сегодня
удивишь мощной Subaru? Чтобы
заинтересовать современную публику и
обеспечить спорт деньгами, необходимо
что-то совсем иного уровня, на что опять
же нет денег. Замкнутый кругю. Спортсменам тяжело, потому что нет спонсоров. Спонсоров нет, потому что не пишут СМИ. СМИ не
пишут, потому что нет зрительского
интереса. Зрительского интереса нет,
потому что нет популярных национальных
чемпионатов. Популярных чемпионатов
нет, потому что нет спонсоров. В поисках виноватых можно ходить
по этому кругу бесконечно.
На самом
деле, российский автоспорт развивается:
сегодня пара десятков перспективных
российских пилотов ездят в европейских
чемпионатах, и некоторые из них, как
Сергей Сироткин и уфимец Даниил Квят,
в следующем году могут оказаться в
«Формуле 1». Мы побеждаем в «Дакаре»,
наши раллисты выступают в WRC,
в 2014 году пройдет первый
Гран-При России и так далее.
Но это
автоспорт вообще. Мы говорили с
представителями ралли, а это — отдельная
тема. Проблема ралли — сложности
освещения. «Формула 1» - это трасса
длиной 5,5 км с развитой инфраструктурой.
Ралли — это сотни километров по лесам,
горам и пустыням. Это невероятно
эффектный, опасный и очень многогранный
вид спорта, который сложен для восприятия.
Если за кольцевыми гонками можно следить
по лайф-таймингу, то результаты ралли
зачастую публикуюся после тщательной
обработки через несколько часов после
финиша гонки. Ну это как если бы в футболе
ворота были невидимыми, а исход встречи
вычислялся компьютером.
К тому же
ралли весьма дороги: подержанный
автомобиль переднеприводного класса
обойдется в миллион рублей, новый — 2,5
миллиона, а каждый этап потребует еще
сотню-другую тысяч на шины, бензин и
переезды.
Хотя нашим
условиям ралли очень даже подходит. Мы
же не любим строить ровный асфальт, у
нас много территорий и лесов, а наши
водители любят погонять. Именно ралли
из всех видов автоспорта дает тот уровень
свободы, который ищет большинство
активных водителей. Потому что ралли —
это гонки в реальных, не парниковых условиях.
Разорвать
замкнутый круг для ралли еще сложнее,
и опять мы возвращаемся к вопросу: кто
его должен рвать и как?
Алина Кондратьева (штурман) и Алексей Игнатов. И посмотреть приятно, и машину доверить не страшно
Во время
встречи Алексей Игнатов рассказал, как
принял участие в финальном этапе
моносерии D-Mack Cup (и
кстати, в паре со штруманом Алиной Кондртьевой победил с первого же раза). Тут
я подумал, что модель D-Mack
Cup очень даже рабочая,
чтобы привлечь и зрителей, и участников.
Суть такая:
D-Mack Cup —
это монокубок, то есть все участники
ездят на абсолютно одинаковых Volkswagen
Polo с моторами 1,6 литра
(мощность примерно 160 л.с.). Мастерство
решает исход — никаких сетований, что
у кого-то машина мощнее или лучше.
За исключением
двигателя и некоторых нюансов, Polo
почти серийные, что делает их относительно
надежными и долговечными по раллийным
меркам.
В ралли D-Mack
может участвовать любой
желающий, причем покупать машину не
нужно. Все Polo сдаются
в аренду по цене 75 тысяч рублей за этап
плюс доставка (в пределах 25 тысяч). По
гоночным меркам это весьма недорого,
тем более на машине можно разместить
логотипы личных спонсоров. Правда,
вносится еще депозит в 300 тысяч рублей
на случай, если гонщик «разложил» машину,
и тут уж ничего не поделать — ездить
нужно не только быстро, но и аккуратно.
Алексей, кстати, добавил, что в случае
повреждений калькуляция ущерба идет
по весьма ядреным расценкам, так что в
идеале лучше приезжать к финишу в
безупречном виде.
Но дело не
только в этом: сама серия сделана
максимально «юзер-френдли», ориентирована
на позитивные ощущения как участников,
так и зрителей.
«Много денег
потрачено на то, чтобы придать действию
эффектность, - говорит Ярослав. - Гонщики
там реально чувствуют себя мега-звездами:
в сумму проката входит классная экипировка
стоимостью 10 тысяч евро, шлемы, проводятся
фотосессии, интервью, здорово работает
система оповещения участников о
предстоящих событиях».
Шины входят в аренду, но менять - своими силами. На фото Алексей Игнатов
«Организация
очень классная, - подтверждает Алексей
Игнатов. - Обычно после грунтовых трасс
салон раллийной машины очень грязный,
а тут после каждого дня организаторы
разбирают автомобиль и моют его полностью,
устраняют мелкие повреждения, поэтому
в начале следующего дня машина реально
выглядит, как новая».
Для зрителей
— своевременная публикация результатов,
симпатичная раскраска автомобилей,
зрительские зоны, а также очень
качественные видеоотчеты. Ниже я
пристегнул репортаж с последнего этапа,
где Игнатов как раз и победил.
Единственное,
Алексей отметил избыточную форсировку
мотора — 160 л.с. требуют специального
бензина и создают лишнюю нагрузку
на стандартную трансмиссию.
«Мне кажется,
правильнее было ограничиться 140 л.с.,
сократились бы расходы и повысился
запас прочности. А так я всю гонку ехал
и ждал, когда накроется коробка». К
счастью, не долждался.
Может быть
из таких вот полуклубных (ибо участкует
много непрофессиональных раллистов)
покатушек на относительно недорогих
машинах и может развиться новое российское
ралли? Взамен громоздким, забюрократизированным
и не всегда понятным для зрителей большим
чемпионатам с еще более колоссальными
расходами и более напряженной атмосферой.
Пока вы
читали, на губах застыл вопрос — а зачем
вообще нужен автоспорт? Какого-то веского
ответа тут нет: крикет — это тоже неплохо,
как и гребля или гандбол. Но лично мне
автоспорт кажется самым многослойным,
самым вдохновляющим видом спорта,
касается ли это техники или пилотов,
которые с ней справляются. В более
прикладном смысле автоспорт важен и
для экономики: не столько из-за технологий,
сколько из-за высокой культуры производства
и вождения. Коль скоро мы в России
занялись поголовной автомобилизацией,
автоспорт для нас — это must
have.
PS:
экипаж Дмитрия Балакирева (пилот) и
Ярослава Федорова (штурман) стали
обладателями Кубка России в самом
навороченном переднеприводном классе
на Ford Fiesta R2, а
также вице-чемпионами России.
Алексей
Игнатов после годичного перерыва
вернулся за руль Volkswagen
Polo D-Max Cup и выиграл первую
же гонку, в которой участвовал.
Мои поздравления!
Подробнее — в статье для autochel.ru.
Чтобы развивать автоспорт, усилия нужно прилагать со всех сторон, и локомотивом этого процесса являются небедные энтузиасты вроде Успенского или тех товарищией, которые замутили Кубок D-Mack. Если бы ещё власти помогали им, а не мешали.
С точки зрения простого обывателя, автоспорт бесценен тем, что даёт широкой публике понимание, как выглядит настоящий адреналин, что такое по-настоящему быстрая езда. Ушлёпки, гоняющие по дорогам общего пользования, вызывают недоумение даже у своих друзей. И совмещение этого понимания с эффективной работой дорожной полиции обеспечивает то, что в цивилизованных странах называется культурой вождения.
И Артём, ты ни в жизь не убедишь меня, что лёгкая атлетика или академическая гребля являются более зрелищными видами спорта, чем автоспорт. Если интерес к футболу или хоккею я понять могу, то какого лешего смотреть на лыжников или пловцов? Красивые машины, летающие по лесным дорожкам на диких скоростях, и с рёвом изрыгающие из-под колёс фонтаны камней и песка, менее интересны людям, чем метание ядра или стендовая стрельба? Люди тупо смотрят то, что показывает им зомбоящик.
Полагаю, интерес к спорту не имеет пропорциональной зависимости от его зрелищности, иначе бы дрифт или мото-триал были на первых местах. Кстати, приведенная мной в примере гимнастика - весьма эффектный вид спорта. Людей интересует борьба, личности, рекорды - все это есть и в керлинге. В каком-то отеле вещал канал, посвященный такому странному виду спорта, где два мужика кидали увесистые фишки и должны были их каким-то там образом расположить на игровом поле. И когда я вник в правила и понял, кто из них великий чемпион, а кто претендент, то сразу стало интересно. Что касается "показывает зомбоящик", то по каналам Евроспорт по моему все более-менее известные гонки показывают, в чем проблема? Уверен, что их смотрят 1 зритель на 10 000. Россия-2 вон GP2 показывает, но вряд ли аудитория очень большая.
Популярность спорта не зависит от зрелищности??? Народ сходит с ума от шахмат и стендовой стрельбы?
Или дело всё-таки в подаче материала?
Российский Евроспорт перестал смотреть после того, как меня задолбали Глазунов и Косаченко. Ей-богу, лучше бы просто live sound сделали, без таких комментаторов.
Кстати, подумалось. Каждый раз выяснение, где и когда состоится очередная раллийная гонка — это настоящий квест. Узнать результаты гонки — вообще нетривиальная задача. Кто по какой причине сошёл, кто как проехал допы, как распределились места в классах?
Даже у фаната автоспорта не всегда хватает терпения копаться в этой запутанной ботве. О какой зрелищности может идти речь при таком освещении?
Дык я и не говорю, что виноваты во всём СМИ. Проблема комплексная, и напрягаться для её решения должны все стороны одновременно.
Те же раллисты не очень хорошо высказывались о руководстве спортом. Тут я согласен с Балакиревым — ситуация в автоспорте лишь отражает общую ситуацию в стране. У нас в городе торговые центры растут, как грибы после дождя, а что со спортом? На весь город-миллионник — три нормальных бассейна, в которых плавающие больше напоминают килек в банке, чем спортсменов. Дзюдо, может, и неплохо себя чувствует, а вот спорт в целом не живёт, а выживает.
Чтобы найти потенциального чемпиона среди наших с тобой соотечественников, массовость этого спорта должна быть на порядки больше. Как ни крути, но в этом деле без количества не добиться качества.
Дай бог, чтобы Квят поехал, но пока это вилами по воде... Да и других объектов для возлагания надежд особо не наблюдается.
Прорывающаяся в европейский автоспорт российская молодёжь — это те самые сумасшедшие энтузиасты, тратящие на свою мечту личные деньги (в основном папины деньги, конечно). Эти люди рвутся наверх не благодаря системе, а вопреки ей. И такие случаи останутся уникальными, пока не изменится ситуация в целом.
Вопреки системе - ну и прекрасно. Если вспомнить, Лауда вообще наперекор всему стал гонщиком, еще и бабосы у банка одолжил, чтобы рента-драйвером стать, так что путь "вопреки" - это нормально для будущих чемпионов. Сегодня у россиян есть все возможности, чтобы засветиться на высоком уровне. Для первой ступени есть прокатный картинг, который позволяет в ребенке разглядеть талант. А если этот талант есть, а у бати есть бабосы (что тоже не редкость в России), то вперед, в Европу, на тех уже условиях, что и будущие чемпионы Формулы 1.
Ну, давайте сравнивать Австрию с Россией по населению и общему потенциалу. В Нигерии дела с автоспортом обстоят ещё хуже, чем у нас — чем не повод для радости.
Не уловил мысли... Я к тому, что даже великим чемпионам красную дорожку в автоспорт не стлали. Они вынуждены были на ранних этапах своей карьеры заниматься финансовым креативом, чтобы обеспечить свои карьеры, и тут я не вижу большой разницы с Россией. У Петрова папа также, как и Лауда, занял деньги в банке. Я не спорю, что для большей массовости нужна развитая система младших классов, особенно картинг. Но все же шансы есть, по крайней мере, у жителей столиц и близких к ним городов.
Один великий чемпион не поднимет автоспорт из руин. Должна работать система, иначе этот чемпион так и останется единственным и неповторимым. Хотя, говорить о Квяте, как о чемпионе, пока весьма преждевременно.
Один чемпион может многое изменить, до Михаэля в Германии Ф1 была не слишком популярна, и немецких спортсменов до него было немного, хотя немецкие компании давным давно участвовали в Ф1. То же касается Фернандо Алонсо и Испании.
Кстати, количество российских пилотов в зарубежных сериях уже, по-моему, за третий десяток перевалило, так что по-моему система вполне рабочая и рано или поздно она даст результат.
Эти ребята должны стать паровозом, который потащит за собой зрительский интерес. Вот только нечасто они блистают пока, и даже об этих редких успехах широкая публика не догадывается — в новостях скажут про гандболистов и бобслеистов, но не про автоспортсменов.
А не говорят, потому что людям неинтересно ))) Замкнутый круг. СМИ первые бы присели на тему автоспорта, если бы она давала трафик и диведенты. И шоу бы "Звезды в болиде" первый канал снял
Попробуй доказать, что новости про гандболистов более интересны, чем про раллистов.
Другое дело, что автоспорт в целом стоит как-то особняком от остального спорта. Раллисты — это что-то вроде профессиональных игроков в Couter Strike. Занимаются какой-то загадочной хернёй, в отличие от мускулистых и выносливых гандболистов.
Из сотни человек все сто тебе заявят, что езда на машине не требует каких-то особо выдающихся качеств. И когда я говорю, что ралли-рейдовик после целого дня скачек по барханам тупо не может расслабить мышцы из-за их гипертонуса, мне не верят. Данунах, какие там мышцы при езде на машине. Народ тёмен и не образован.
Я все-таки думаю, многое зависит от исторически сложившихся традиций. Ну не было у нас никогда сильных автоспортсменов, не было икон, не было команд. Не подсели мы на автоспорт вовремя, хотя при советском подходе вполне могли бы и в Формуле 1 в 60-х или 70-х быть чемпионами - если бы желание было. А сейчас этого враз не изменить. А еще, я думаю, у нас климат влияет. Полгода - межсезонье, распутица. Зимы бывают суровые - хуже, чем в Финляндии. Летом погода неустойчива. А для зрителей в автоспорте это немаловажные факторы.
А как насчёт Москвича, выигравшего ралли в 60-х у Порше и Мерседеса? В СССР гоночных серий и трасс было поболее, чем сейчас.
Несмотря на вековые исторические традиции автоспорта в Японии, блистать в мировых чемпионатах японцам пока не удаётся. И опять же, это не мешает рядовым японцам шизеть от автоспорта вообще.
Ты, вероятно, о транс-американском ралли-рейде? Да, были успехи, во многом, по тем же причинам, что у военной технике - простота и неубиваемость. Но в высших категориях автоспорта (Формула 1, WRC, Ле Ман) нашей техники не было. Сейчас тоже мы крушим всех в Дакаре на грузовиках, сильно выступаем в европейском ралли-кроссе, но все это не самые конкурентные дисциплины по сравнению с топовыми.
Ну вообще я не слежу за авто-спортивными мероприятиями, но если выбирать между гимнастикой и гонками - однозначно второе рулит:) Соглашусь с Paragon"ом - рычащие "боевые" машинки в "спонсорской" раскраске это конечно зрелищнее на мой взгляд, чем гимнастка подкидывающая обруч:)
В свете охренелой борьбы с педофилией в последнее время, художественную гимнастику вообще следует запретить к показу. Даёшь брутальных автоспортсменов по зомбоящику вместо юных девочек в купальниках!
Обыватель, тут спор немного о другом, что больше интересует массы. Уловил разницу? Это как с Калиной - ты все напирал, что лично ее не возьмешь, ну и слава богу, а если брать общую картину, то Калина востребована.
То же с автоспортом: я, Миша и ты предпочтем его гимнастике и футболу, но нас не так уж много.
Построить бассейн или торговый центр — что выберет инвестор? Проблемы автоспорта в этой стране абсолютно те же, что у спорта вообще.
Артём будет долго и нудно говорить о том, что спорт убыточен, а городу нужны деньги на латание дорог и уборку мусора. В итоге мы лидируем по количеству торговых центров на душу населения, и успешно догоняем пиндосов по среднему ожирению.
Отечественный спорт в целом находится в глубокой жопе, и крупные международные соревнования это наглядно демонстрируют. Разумеется, всё дело в антироссийских заговорах проклятых буржуев.
Каким бы фанатом автоспорта я ни был, призывать развивать автоспорт в ущерб другим видам спорта не буду. Кроме гонок, я хочу нормальные бассейны, теннисные корты и велодорожки. Чтобы туда не переться через полгорода, и не толкаться локтями с другими понаехвшими.
Вот мне интересен автомотоспорт... и что? куда? На молодежку? Нет у нас инфраструктуры, автодромов и прочего... Был в Казани на Казань-ринге, где сама атмосфера пропитана этой темой.. Что мы имеем тут в Челябинске? Ралли в Бакале раз в год? Ебург ближайший вариант, а асфальтовые дисциплины, где это все в Че? да и вообще за Уралом?
Артём говорит о том, что нас таких пренебрежительно мало. Из-за столь мизерного количества интересующихся темой нет никакого смысла что-либо делать по ней.
Знаете ли вы, к примеру, что лягушки Аляски зимуют за счет увеличенной печени? Увлекательно, не правда ли? Знаю в Челябинске не мало людей, которые не только зимуют, но и вполне круглогодично живут точно таким же способом.
Увлекательного там мало. Но любопытно - да.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]