Громадье планов автопромышленников поражает воображение,
особенно «великолепной четверки», подписавшей с Минпромторгом
новое соглашение о промышленной сборке. Теперь четырем конгломератам нужно в течение нескольких
лет довести объем выпуска до 350 тысяч автомобилей в год минимум.
Ford (а альянсе с Sollers)
планирует догнать мощность завода во Всеволжске до расчетных 125 000 в
следующем году, а новые площади в Набережных Челнах и ОЭЗ «Алабуга» будут
выпускать более 200 000 «Фордов» в год через несколько лет. Вероятно, там
будут делать «Кугу», «Эксплорер» и новый бюджетный автомобиль на платформе «Фиесты»
или «Фокуса».
VAG
вывел на проектную мощность в 150 000 автомобилей в год завод в Калуге, и
занялся освоением Нижегородского «ГАЗа», где только что стартовала сборка Skoda Yeti. Но через два года здесь
уже будет осуществляться полный сборочный цикл со сваркой и окраской трех
моделей: Yeti, Octavia, Jetta, а проектная мощность составит 110 000.
Недостающую сотню тысяч будут выпускать в Калуге, возможно, на новом заводе,
который построят в чистом поле (альтернативный вариант – наращивать мощности
существующего предприятия в Калуге).
Бюджетная Skoda займет нишу на полступеньки ниже "Октавы"
General Motors
уже имеет завод под Питером на 64 000 машин в год, но планирует наращивать
мощность до 230 000! Плюс к этому предприятие GM-АвтоВАЗ в Тольятти, цех в Нижнем
Новгороде для производства Chevrolet Aveo
(30 000), который заработает со следующего года, а еще - мощности «Автотора», где
сейчас производят девять моделей GM. Правда, в режиме полного цикла только одну – Lacetti.
Ну, наконец, четвертый «биг босс» - это альянс АвтоВАЗа, Renault и Nissan, которому теперь принадлежит «ИжАвто»
(Объединенная автомобильная компания), и к которому примкнул КамАЗ с Mercedes-Benz (последние ради выпуска
коммерческой техники). У АвтоВАЗа в этом году дело и так спорится благодаря
программе утилизации, и объем выпуска, по моим оценкам, превысил 500 000
автомобилей в год только в Тольятти. В
следующем году появится «Гранта», «Ларгус», на «ИжАвто» начнут выпускать «Самару»,
затем в Тольятти займутся бюджетным «Ниссан» на платформе B0 (Renault Logan), в 2013 году будут делать Renault и
Nissan на платформе «Лады
Гранты». Завод Nissan под Питером ориентирован на выпуск дорогих автомобилей (X-Trail, Teana, Murano) и заряжен на 50 000 авто в
год, а вот московский завод Renault
(Автофрамос) к четырем существующим моделям уже через месяц добавит Renault Duster, так что плановые 160 000
в год для него не выглядят проблемой.
Renault Duster начнут выпускать на "Автофрамосе" уже в этом году, но до нас он доберется не раньше весны 2012
Этот альянс АвтоВАЗ и Ко единственный, кто уже
сейчас с большим запасом выполняет норму 350 000 авто в год. Через пять лет он будет выпускать порядка 2 миллионов
машин, и будет контролировать порядка 40-50% рынка (сейчас 33,8%).
Далеко не все серьезные игроки подписали соглашение о
промсборке по-новому, и в этом нет трагедии. К примеру, у Hyundai-Kia и так есть договор до 2018 года, а
мощность питерского предприятия в следующем году возрастет до 200 000 машин, что сделает его самым крупным автозаводом России после АвтоВАЗа и «Автотора»
(но последний занимается в основном крупноузловой сборкой).
Завод Peugeot-Citroen пока выглядит не
шибко впечатляюще на фоне лидеров автопрома – объем выпуска всего 44 500, причем сборка
из машинокомплектов (без штамповки и окраски). Однако запуск полноценного
производства есть в планах, а реализовать его не позволяет, видимо, отсутствие
модели-бестселлера. И она скоро появится: скорее всего, это будет удлиненный
седан Peugeot 308,
который в некоторых странах продается под индексом 408. Бюджетный седан Peugeot, вероятно, построят на удлиненной платформе 308
Несмотря на общий рост автопроизводства в России, завод Toyota в Шушарах даже снизил
объем выпуска до 14 000 машин в год. Официально это объясняется переходом
на «Камри» нового поколения, но, возможно, подкосили и проблемы с японскими
цунами. «Тойота» также не подписала новое соглашение о промсборке, однако
прежний расширенный договор действует до 2020 года. Правда, он подразумевает
наращивание объема производства до 150 000 автомобилей в год, так что японцам
придется инвестировать в Россию и выводить на наш рынок недорогую модель.
В принципе, компании, не подписавшие новое соглашение,
совсем даже не обречены на «вымирании» после прекращения нынешнего контракта. В
этом случае, для них поднимутся пошлины на автокомпоненты с 0-5% до 15%, однако
это все равно меньше, чем пошлина при ввозе готовой машины (примерно 40%).
Кроме того, такие компании не обязаны обеспечивать колоссальную степень
локализации и строить полноценный завод, а значит, им требуется меньше
инвестиций, которые в случае больших автопромышленников придется закладывать в
стоимость конечной продукции. Поэтому заводы, вроде «Автотора» и «Дервейса»,
вполне вероятно, будут существовать и развиваться дальше.
Если резюмировать, то лет через пять-шесть 75% рынка займут
четыре конгломерата, подписавшие соглашение о промсборке, оставшуюся четверть
поделят между собой небольшие и средние автозаводы, а также импортеры. Соответственно, ценовую политику будет
диктовать «большая четверка», а компании помельче подстроятся под конъюнктуру.
Из хороших новостей для нас – вероятная стабилизация цен на
непритязательные автомобили. Планка в 350 000 машин в год, заданная
Минпромторгом, очень весома. К примеру, сейчас продажи GM и Volkswagen/Skoda/Audi/Seat в России составляют порядка 200 000
автомобилей в год, у остальных (кроме АвтоВАЗа) еще меньше. Значит, стимулировать
спрос нужно еще очень сильно, а конкуренты из «соседнего»
конгломерата будут отвлекать клиентов не менее ожесточенно. Поэтому производителям придется ориентироваться на массовые, но
при этом аппетитные модели с адекватной ценой.
Отчет «Ассоциации европейского
бизнеса». Продажи автомобилей за 10 месяцев 2011 года
Все крупные автомобильные заводы России
Бренды
|
География
|
Модели
|
Объемы выпуска, 2011 год
|
Объемы выпуска, 2012 год
|
Hyundai-Kia
|
Каменка, Ленинградская область
|
Hyundai
Solaris
Kia Rio
III
|
105 000
|
200 000
|
Ford
|
Всеволжск, Ленинградская область
|
Ford
Focus
Ford
Mondeo
|
90 000
|
125 000
|
Набережные Челны (Sollers)
|
Возможно Ford Kuga, Transit, Explorer
|
0
|
Старт производства. Объемы неизвестны
|
VAG
|
Грабцево, Калужская область
|
VW Polo, Sedan
VW Tiguan
Skoda Fabia
Skoda Octavia
VW
Touareg (SKD)
VW
Multivan (SKD)
Audi (с
2012 – не решено)
|
Вышел на проектную мощность 150 000 авто в год в
августе 2011
|
150 000
|
Нижний Новгород (ГАЗ)
|
Skoda
Yeti
Skoda
Octavia (с 2012)
VW Jetta
(с 2012)
|
Начало производства в ноябре, объем неизвестен
|
110 000 (с 2013)
|
Renault
|
Москва (Автофрамос)
|
Renault
Logan
Renault Sandero
Renault
Megane
Renault
Fluence
Renault
Duster (c декабря
2011)
|
Вышел на проектную мощность 160 000 авто в год в октябре
2011
|
160 000
|
Nissan
|
Каменка, Ленинградская область
|
Nissan
X-Trail
Nissan
Teana
Nissan
Murano
|
Вышел на проектную мощность 50 000 авто в год в
апреле
|
50 000
|
General
Motors
|
Шушары, Ленинградская область
|
Chevrolet
Cruze Opel Astra Chevrolet Captiva Opel
Antara
|
64 000
|
98 000 (в перспективе – 230 000)
|
|
Тольятти (GM-AvtoVAZ)
|
Chevrolet
Niva
|
58 000
|
>58 000 (в перспективе
– 120 000)
|
|
Нижний Новгород (ГАЗ)
|
Chevrolet
Aveo
|
-
|
30 000
|
Автотор
|
Калининград
Контрактная сборка
|
Модели Opel,
Chevrolet, Kia, BMW (всего 19 моделей)
|
240 000
|
247 000
|
Peugeot-Citroen
|
Калужская область
|
Citroen
C4
Peugeot
308
Mitsubishi
Outlander XL
Citroen
C-Crosser
Peugeot
4007
|
44 500
|
>44
500
|
Toyota
|
Шушары, Ленинградская область
|
Toyota
Camry
|
14 000
|
>14
000
|
ТагАЗ
|
Таганрог, Ростовская область
|
Модели TagAZ,
Vortex, Hyundai, BYD, JAC
|
Около 30 000
|
Планы неизвестны
|
АвтоВАЗ
|
Тольятти, Самарская область
|
Lada
2105/07 (до августа 2011)
Samara
Kalina
Priora
Granta (с
конца 2011)
|
>500 000
|
>600
000
|
Derways
|
Черкесск (Карачаево-Черкесия)
|
Haime,
Lifan, Great Wall
|
25 000-30 000(план
55 000)
|
Нет данных
|
Sollers
(Ssang Yong)
|
Владивосток
|
Ssang
Yong New Actyon, Kyron, Rexton, Actyon Sport
|
25 000 (план)
|
25 000
|
|