Даже не думал, что
докачусь до такого признания, но я не
против автопилота в машине. Над подобными
системами работают почти все производители,
и первые полностью серийные образцы
обещают к 2020 году. Стоимость оценивается
на уровне $150, хотя в реальности, думаю,
будет много больше. Но за такую штуку и
штуки баксов не жалко.
Машины с автопилотами
разрабатывают, в частности, Nissan
и Google.
Что уж совсем удивительно, роботизированную
«Газель» построили рязанские
студенты. Некоторые образцы
уже реально ездят по улицам, правда,
малозагруженным.
Единой концепции
беспилотника пока нет: компании используют
разные наборы сенсоров и алгоритмы. Но
я вполне допускаю, что лет через пять-шесть
роботы смогут вполне адекватно читать
знаки, видеть край проезжей части и
отличать столбы от пешеходов. Меня
больше интересует не техническая, а
идеологическая сторона вопроса.
Ведь покушаются на
святое – удовольствие от вождения. Оно
утекает от нас по крупицам вместе с
автоматическими коробками передач,
системами стабилизации, круиз-контролями
и автопарковщиками, но автопилот – это
окончательный приговор самому феномену
вождения. Ручное управление станет
уделом бедняков, фанатиков и староверов,
и последних с каждым годом будет все
меньше. Женщинам, быть может, все равно,
а вот у мужчин отнимут не только любимую
игрушку, но и витамины для самолюбия.
Как обычно, я говорю об отдаленной
тенденции, но все-таки риски весьма
велики. Если бы мы могли знать будущее,
как Сара Коннор, вполне возможно, кто-то
бы уже взялся за винтовку и отправился
в Силиконовую долина на поиске процессора
первого терминатора водительского
удовольствия.
И все-таки я не прочь
иметь машину с автопилотом. А почему
нет? Если честно, рутина ежедневных
поездок достала. Любое дело доставляет
удовольствие, если в нем есть вызов,
интрига, а регулярные дома-работа-школа-дом
не бог весть какой фестиваль. Иной раз
я не прочь почитать в этот момент книгу
или вообще отправить машину по адресу
без своего участия. Пущай едет в «Молнию»,
там специально обученный человек (или
робот) нагрузит ее провиантом на неделю,
а уж я, так и быть, оторву зад от кресла
и встречу ее в тапочках и трико. А потом
нехай едет на парковку отдыхать.
Миша Paragon
навел меня на мысль, что с автопилотом
можно было бы чаще ходить пешком, вызывая
машину в нужные места лишь по необходимости.
Да что там бытовые
радости – автопилот изменит саму
концепцию транспорта. В основе большинства
аварий кроется человеческий фактор, и
хотя компьютеры тоже глючат, если
посмотреть на системы ESP,
они спасают массу жизней. А управление
потоками? Система «Умный город» стала
бы в десятки раз эффективнее, если бы
под ситуацию подстраивались не только
светофоры, но и сами автомобили. Можно
посылать их нужными маршрутами и
регулировать скорость потока. Пробка
на Кашириных? Автопилот, как заправский
таксист, прощучит по жилым массивам
там, где это разрешено. Красотень.
На пути к этой утопии
еще масса проблем. Во-первых, многообразие
дорожных ситуаций столь велико, что
лишь длительные натурные испытания
гарантируют безопасность и эффективность
автопилотов. Во-вторых, есть юридические
аспекты – в случае обычной аварии чаще
виноват один из водителей (реже дороги
и техника). При беспилотной аварии
ответственность лежит на фирме-производителе,
что делает выпуск автопилотов весьма
рискованным делом. Возможны, конечно,
гибридные варианты, когда человек обязан
следить за процессом, как делают пилоты
самолетов, но при таком раскладе теряется
смысл системы. Поэтому, вероятнее всего,
автопилоты выйдут на рынок, когда их
таланты будут хотя бы на уровне
среднестатистического водителя.
Несколько раньше получат распространение
«экстренные автопилоты», которые
вмешиваются в ситуацию при опасности
столкновения, подобно системе Volvo
CitySafety.
А как же все-таки
удовольствие от вождения? Полагаю,
машины с ручным управлением еще долго
будут на сцене, а для фанатов стоит
сделать этакие заповедники, куда не
допускаются беспилотники. Нет, не так:
туда допускаются только машины с
карбюраторными моторами, механическими
педалями газа, ручными коробками передач
и безо всяких ESP. Правда,
есть ощущение, что спрос на такие
заповедники будет не больше, чем на
картодромы… Люди жаждут автопилота,
хотя и не согласятся с этим.
|