Если житель Нью-Йорка откажется от автомобиля в пользу
общественного транспорта, он сэкономит $14 376
в год. Экономия чикагца - $11 889, вашингтонца – $9 944. Такие цифры предоставила ассоциация общественного транспорта с целью мотивировать людей отказываться от автомобиля. Заметили? Почти во
всех современных фильмах про обычных
американцев их не показывают курящими и едущими в автомобилях, и это тоже часть
антиавтомобильной (антитабачной) кампании.
Я решил посчитать экономию жителя Челябинска для тех же
условий: ежегодный пробег 15 000 миль (24 тысячи километров), расход
топлива – 23 mpg (10 л/100
км). Кстати, после недавнего подорожания горючки в США, цена топлива у них и у
нас близки:$3,47 за галлонов в США
(26 рублей за литр) и примерно 24 рубля за литр в России.
Стоимость эксплуатации считалась для двух машин – годовалого
гольф-классника ценой 550 тысяч рублей и 9-летних «Жигулей» за 60 тысяч рублей.
Годовые расходы по отдельным статьям приведены в таблицах внизу и взяты из
личного опыта. Конечно, цифры весьма условные, ибо зависят от множества
факторов: неудачное ДТП или серьезная поломка может поменять картину.
Что касается общественного транспорта, то вычислялось все
для семьи из двух человек, которые ежедневно ездят на работу в маршрутке без
пересадок, три раза в неделю катаются куда-то по рабочим делам, имеют сад в 40
км от города, который посещают 80 дней в году, и пять раз в год ездят к
родственникам в Карталы, плюсделают по
сто поездок в год на маршрутке в выходные. Такие допущения оправданны, ибо
намотать 24 000 км в год по маршруту дом-работа-дом затруднительно: у меня
получается лишь порядка 8000 км.
При таких условиях общественный транспорт лишь немногим
экономичнее «Жигулей» - 70,7 тысяч против 54,7 тысяч. То есть ежедневная
экономия составляет порядка 44 рубля. Если к этому добавить дрянную организацию
движения общественного транспорта в России, неудивительно, что многие предпочли личные автомобили. Тем
более, я учитываю потерю стоимость автомобиля, и, по идеи, для общественного
транспорта тогда можно добавить ускоренный износ верхней одежды и
обуви. Мелочь, а еще тысяч 10 в год набежит.
Ситуация резко меняется, если мы ездим на иномарке среднего
класса – тут уж годовые расходы составляют 208 600 рублей, львиная
доля из которых – потеря стоимости, цена страховки и топлива. В этом случае
экономия на общественном транспорте – 153, 9 тысяч рублей в год ($5344). То есть, в три раза меньше, чем
у нью-йоркца, но все же ощутимо. Шутка ли, каждый день эксплуатации личного
автомобиля обходится в 571 рубль, и за эти деньги, по сути, можно ездить на
такси.
Но многие готовы тратить по 17 тысяч рублей в месяц на
хорошую машину (не считая кредита), потому что удобно, престижно и вообще
весело. Иногда надоедает и личный автомобиль, но лучшее лекарство от такого
недуга – вояж на маршрутке. Проверено на себе: одна поездка заряжает желанием иметь личный
транспорт на год вперед (до следующего ТО). И пока общественный транспорт не
станет низкопольным, пунктуальным и безопасным, люди будут платить деньги за
страховки, кредиты и бензин, лишь бы не стать опять унылыми отражениями в
стеклах «Газелей».
А еще личный автомобиль – хорошая профилактика алкоголизма
на работе. Потому что порой тянет в
конце рабочего дня тяпнуть для вдохновения. Зато надписи в маршрутках развивают отделы мозга, ответственные за понимание юмора в российских ситкомах про жизнь студентов, работяг и колхозников (см. ниже).
Расходы на автомобиль
Годовалый гольф-классник
стоимостью 550 000 рублей
Параметры расчета: пробег 15 000 миль в
год (24 тысячи километров), цена топлива
— 24 рубля/литр, расход 23,4 mpg
(10 л/100 км)
Статья расходов
Значение, рубли
Топливо
57 600
Страховка ОСАГО+КАСКО
40 000
Стоянка
15 000
Потеря стоимости за год 15%
82 500
Техобслуживание
7 000
Шиномонтаж
2 000
Мойка
2500
Прочие (омывайка, скребки и т.д.)
2000
Итого
208 600 ($7 243)
9-летняя вазовская
классика, 60 тысяч рублей
Параметры расчета: пробег 15 000 миль в
год (24 тысячи километров), цена топлива
— 24 рубля/литр, расход 23,4 mpg
(10 л/100 км)
Статья расходов
Значение, рубли
Топливо
57 600
Страховка ОСАГО
1 600
Потеря стоимости за год 5%
3 000
Техобслуживание
2 000
Ремонт
3 000
Мойка
1500
Прочие (омывайка, скребки и т.д.)
2000
Итого
70 700 ($2 455)
Расходы на общественный
транспорт
Маршрутка/электричка
Семья из двух человек
Статья расходов
Значение (для двоих), рубли, в год
Ежедневные поездки на работу (250
дней)
15 000
Поездки в сад, 80 раз в год (маршрутка
15 р. — электричка 80 р. - электричка 80
р. - маршрутка 15 р.)
30 400
Поездки к родственникам 5 раз в год
(300 р в один конец на человека)
6 300
Поездки на маршрутках в выходные,
100 в год на каждого
Как-то, в конце прошедшего лета, прогулявшись с дочкой по парку Гагарина, вышли мы с ней на Проспект Ленина, откуда нас должны были забрать и довезти до дому. И тут ребёнок меня спросил " Папа почему мы никогда не ездим на троллейбусах? Поехали прокатимся...." Делать нечего - ребёнок просит. Садимся в троллейбус и поехали до Комсомольской площади. Нам повезло наверное,троллейбус был полупустой, довольно чистый внутри, с какими-то весёлыми занавесочками, и очень приветливой кондукторшей. Дочка, ( да и я тоже) получили кучу положительных эмоций. Главным аттракционом того дня стала безусловно поездка на общественном транспорте.
Сложно свести в таблицу хамство пассажиров и водителей маршруток, неизменно орущий шансон, адреналин от рискованных манёвров. А какой чудесный запах иногда стоит в этих повозках - после праздничных выходных, или в жаркий летний день... Или как учесть ежедневный часовой недосып из-за чудовищно неторопливых троллейбусов? Приведённая Артёмом таблица выглядит соблазнительно только для человека, никогда не пользовавшегося общественным транспортом в ежедневном режиме.
Поэтому, видимо, приобретение машины, порой более дорогой, чем стоило бы, является первоочередной задачей для большинства из нас, после покупки недвижимости А мне в маршрутках больше всего бесит процесс посадки-высадки, ибо в полный рост встать в "Газели" я не могу. Ну отдельная песня - когда ты сидишь, а в салон заходит невысокая женщина. И начинается моральная дилемма: надо бы уступить, но, с другой стороны, ей на порядок легче стоять - она же ниже. Поэтому если я вовремя не прикинулся спящим, уступаю.
а у нас было пару раз как то бухали с друзбями (в основном обмывали рождение детей) и каждый раз ближе к утру приходит мысля покататься на автобусах....берем ящик пива (знаю что зло, но не пинайте) и садимся на утренний первый самый длинный маршрут и едем кайфуем...народу еще никого , такая тоска по студенчеству набегает. И вообще я считаю что для иномарки считать износ в 15 % это слишком...Я понимаю что первый год износ составит минимум 20% даже если ты просто выехал из автосалона, но затем машина только дорожает..ну так принято просто у нас в россии - ты покупаешь машину и она как недвижимость только растет в цене ну по крайней мере до 7-8 лет не падает благодаря усилиям нашего горячо любимого правительства
С потерей стоимости отчасти согласен, но тут как считать. Допустим, купленные в кризис машины сейчас стоят реально дороже, чем были, но тут два фактора: тогда на них действовали скидки до 20% и за это время произошла автомобильная инфляция. То бишь, купил в 2008 году машину за 500 тысяч, сейчас ее можешь продать за те же 500, но купить аналогичную новую уже не удастся, то есть это не те 500, что в 2008. Поэтому я взял потерю стоимости 15%, как если бы не было инфляции.
ну это конечно очень усредненно. сады далеко не у всех. эксплуатация жигулей далеко не такая дешевая. ремонт на 3000 в год? а где стоянка? или жигули, вы считаете, на платную охраняемую стоянку смысла нет ставить? так что по деньгам конечно выгоднее общ транспорт. но, как вы верно подметили, желания большого им пользоваться нет. xD
Я исходил из своего опыта, у меня была 9-летняя шестерка, получалось, одна большая поломка в год. Замена радиатора в первый год - 1500, плюс пара шаровых опор еще 200, то есть 1700. Второй год износилось сцепление - 2500 с заменой. Я округлил до 3000, может чего-то забыл по мелочи. По стоянке, а почему бы и не бросать под окнами, как многие и делают? С примитивным противоугонным устройством она не будет интересна любителям прокатиться до ларька, а брать там особо нечего. По поводу сада - ну замените его на дачу или еще что-то. В конце концов, мы и автомобиль рассчитываем для пробега 24 000 в год, как столько накатать по маршруту дом-работа-дом я не представляю. Как я писал, у меня 8000 набегает, работа в 10 км от дома, плюс поездки в течение недели. Конечно, расчеты условные, это же для ориентировки
Вообще, конечно, интересные цифры получаются, переплата жесткая, но не заставит даже большая цифра отказаться от автомобиля. Во-первых, у меня каждый день минимальный маршрут составляет Ленинский - Центр- край ЧМЗ- Ленинский. На общественном транспорте я потрачу на это целый день, про здоровье вообще молчу. И еще один момент, про который никто не сказал. Мне кажется, что для многих у нас в России (начальник среднего звена, менеджер, торг представитель и т.п.) атомобиль это возможность получить неплохую должность, ну и далее двигаться по карьерной лестнице. Т.е. налиличие машины - это потенциальное увеличение дохода, а не только расходы. До сих пор в вакансиях часто встретишь требование -наличие авто.
Насчет карьерного роста согласен полностью. Даже на авточел когда ищем журналиста, наличие прав и машины - большой плюс. Не для тест-драйвов, а чтобы быстро в гаишку сгонять за видео или на ДТП подъехать. Очевидно, что на общественном транспорте это почти нереально сделать. Автомобиль - это вообще изрядное освобождение. Я не представляю, допустим, как взять ипотеку без машины: там же в 30 мест надо смотаться накануне сделки...
Артем, вы как-то тут очень по-доброму отнеслись к ВАЗовской классике. Проехать на ней 24 тысячи в год и потратить 3 тысячи на ремонт - это большое везение. Также в расчетах не учтены налоги, поборы, штрафы, пошлины. Пассажиры маршруток их не платят. Ну и с таким годовым пробегом все равно будут какие-то траты на последствия аварий (для усредненного водителя). По иномарке они заложены в КАСКО, а по классике - нет. Техобслуживание по классике тоже занижено. 2000 - это только шины переобуть два раза в год.
Точно, про налоги и пошлины я как-то забыл, ну и штрафы тоже - согласен. Насчет расходов на ремонт шестерки - в п.9 писал, что исходил из своего опыта, правда, и пробеги у меня были не 24000 в год, примерно по 15000 тогда. Так что раза в два можно накинуть. Но, опять же, я все делал у официального дилера "Элекс-Полюс" (гы-гы), если бы сам лазил, получилось бы значительно дешевле. Учитывать ДТП вообще сложно. Есть реально люди, кто по 20 лет без ДТП, есть таланты, что за полгода пять раз гаишку вызывают, наизусть все адреса и телефоны ГИБДД знают. Тут непредсказуемо. Считаю, что адекватный взрослый человек вполне способен на шестерке ездить без аварий вообще.
Мы уже касались раньше этой темы. Главная причина нелюбви наших соотечественников к общественному транспорту - это его чудовищная ущербность. Купив машину, человек чувствует себя перешедшим на следующий уровень развития - во всех смыслах. И с готовностью оплачивает сопутствующие издержки. Даже если сделать имеюийся общественный транспорт бесплатным, машин на улицах станет не намного меньше.
Жлобство какое-то покупать машину для уровня развития, я свой уровень иначе определяю...в конторе у нас у всех есть машины, но до работы ездят вчетвером на одной, так проще и выгоднее всем, благо живут рядом. Сейчас машина такой же бытовой прибор как холодильник, облегчает жизнь, стоит денег, но определять по ней какой-то уровень - высшая степень маразма
гм... ну тут ключевая фраза "благо живут рядом". А если не рядом? Не всем так повезло в жизни. Что касается "определять уровень", то соглашусь, во многом маразм. Тем более, когда есть доступные кредиты и пустить пыль в глаза ничего не стоит. Но, с другой стороны, почему женскую моду никто не осуждает, а моду на машины мы считаем таким уж маразмом? Мода на машины - это и стремление к эстетическому наслаждению, и к подчеркиванию независимости, индивидуальности, а не только жлобские понты с целью морально унизить своим величием соседа/коллегу/друга детства.
Пожив некоторое время в Штатах, мне пришло четкое осознание необходимости авто, вернувшись и купив авто, я больше не хочу на общественный транспорт, даже если он дешевле обходится. К тому же, на авто передвигаться быстрее (даже с соблюдение скоростного режима), а для многих время - деньги
to Сиплый Для некоторой категории людей (в основном люди бизнеса) авто не просто холодильник, но и некий маркер, говорящий о человеке, который к тебе приехал на переговоры, к примеру. По авто можно много сказать о его владельце, но это уже другая тема
Вокруг термина "уровень" возникла целая дискуссия. Не знаю, что в это слово вкладывает Сиплый, но подозреваю, что он перепутал сей термин со словом "понты". Уровень жизни - это не только жизненные понты, но и гораздо более сложная система плюшек и фенечек. Шире надо смотреть на вопрос.
Моя машина-моя крепость. Мне в ней сухо, уютно и тепло ( ну или прохладно жарким летом.) Всё верно. Ну и хрен с ним что дороже. Зато никого не ждать, и на ногу никто не наступит. И что самое главное - сумашедший водила - Джамшуд не загонит под такого же Джамшуда. Сплошные плюсы. Ну а если попробовать все эти плюсы внедрить в общественный транспорт? Занятся похоже этим некому, да и желания у власть имущих нету такой фигнёй заниматся. Давно пора порядок навести в общественном транспорте, глядишь и люди потянутся.
Расскажу о транспортных расходах моих в Москве. От дома до работы самый короткий путь - 23 км (обратно так же). От моего дома до метро - 2 км (это 15-20 минут ходом). Можно на маршрутке - 10 минут. Теперь считаем. От дома до метро - 25 р. От метро до работы - 26 р. От метро до работы мне пешком 5 минут. Т.е. на маршрутку тратить не надо. Обратно такой же расчет. Если брать поездки на метро оптом, то можно пару рублей сэкономить. В любом случае в среднем в день на транспорт - 100 р. Я езжу на машину. Бензин в москве 95-й стоит 26.80 (плюс/минус 20 копеек). Заправки на 300 р. мне хватает на 2 дня поездок работа/дом (плюс). Скорей всего даже остается бензина. Сужу по шкале заполненности бензобака. Получается на машине грубо говоря на 50 р. в день дороже выходит. НО!!! Я готов эти 50 р. переплачивать за то, что об меня ни кто не трется, ни кто вокруг не воняет, я сам управляю своей жизнью, а не водитель маршрутки, ни кто меня в метро не взорвет, я могу за эти час-полтора (пока я передвигаюсь на работу/домой) покурить и послушать любимое радио. Я готов заплатить 50 р. за это. И я могу сравнить езду на работу на общественном транспорте и в своей машине. Я 1,5 года ездил на маршрутках на работу, когда у меня забрали права. И я не хочу больше этого. Я готов больше платить за бензин и стоять в пробках, но я не хочу толкаться в метро и нюхать все эти запахи. Не знаю, но мне расчеты показались не совсем корректными. В них не учтен личный комфорт. А он для каждого стоит своих денег. И я готов переплачивать за него.
Из минусов маршруток можно еще несколько вещей указать: - карманники; - пьяное быдло; - инфекции по осени-зиме-весне; - оторванные пуговицы, обтоптанные ботинки, химчистка одежды.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]