В 2004 году более 82% новых машин в Британии покупались с
механической коробкой передач, то в 2013 доля хоть и упала, но очень
несущественно – до 75%. То есть, несмотря на появление фантастически эффективных
автоматов, англичане предпочитают передергивать затвор вручную. Причем Англия
еще не самый радикальный пример, и в некоторых странах Евросоюза фанаты «автомата»
обеспечивают порядка 10% рынка.
Есть альтернативная модель: США и Япония. Так, в Северной
Америке 93% машин имеет «автомат», причем для 80% моделей он является
безальтернативным типом коробки. В Японии «двухпедальные» машины выбирает 19 покупателей
из 20.
Россия, грубо говоря, находится между двумя полюсами. В
прошлом году доля машин с автоматами всех сортов перевалила 40%, в этом году
приблизилась к 50%. А если брать только иномарки, «автоматы» уже давно
завоевали парламентское большинство.
Наш опрос показывает, что если брать не только новые машины, то доля автомобилей с механикой - примерно 60%, но это и понятно - иномарки разбавлены механическими "Ладами". Тем не менее год от года наш автопарк движется в сторону автоматизации.
Интересно, останемся ли мы посредине или маятник качнется в
обратную сторону? Полагаю, борьба автоматчиков и механофилов будет нешуточной.
Примечание: здесь и
далее я буду называть «автоматом» все типы трансмиссий, которые переключают
передачи за нас – это гидромеханики, вариаторы, роботы и роботы с двойным
сцеплением (типа DSG или преселективные КПП).
В США «автоматы» заняли доминирующее положение по двум
причинам: дешевизне всего и вся в Америке (от машин до топлива) и навязчивой
любви штатовцев к комфорту. Статистика показывает, что в тяжелые времена
американцы, может, и рады чаще выбирать механику, но маховик уже раскручен:
большинство моделей с механикой не предлагаются.
У Японии другой сценарий, и в основе любви к «автоматам» лежит
умение островитян довести любую идею до технологического оргазма. Сделать
долговечный и при этом не очень дорогой «автомат» для них никогда не было
проблемой.
Европа, быть может, тоже любила бы «автоматы», если бы не
крепчающие экологические нормы и обсессивная забота тамошних автомобилистов о
снижении эксплуатационных расходов. Фактически, из всех развитых клочков суши
именно Европа пересаживает своих жителей на «механику» насильно, с помощью
финансового кнута (то же самое – с дизелями).
На первый взгляд, Россия уверенно движется к американскому
варианту. Двадцать лет назад наши «автоматчики» начинали почти с нуля, и первой
массовой машиной российского производства с «автоматом» стал Ford Focus в начале нулевых. Но
как многое с тех пор изменилось: мало того, что иномарки заняли львиную долю
рынка, так еще и АвтоВАЗ предлагает «автоматы» для всех моделей – последней из «Лад»
такую трансмиссию получит новая Priora,
которая дебютирует буквально в эти дни.
В пользу «автомата» говорит и любовь россиян к комфорту,
низкий процент приверженцев спортивного стиля вождения (не путать с диарейным),
а также растущее благосостояние. К тому же, как мне кажется, в среднем
российский водитель значительно уступает европейскому, поэтому «автомат» для
многих (особенно для женщин) является не просто приятным бонусом, а необходимым
условием для вождения. И не забудем сравнительно дешевый бензин при низких
средних пробегах. К примеру, в Европе автомобиль в ежедневном режиме (без
паневропейских туров) может проезжать по 50-70 тысяч километров в год, а при
стоимости топлива в 1,5 евро за литр это эквивалентно 6-7 тысячам евро в год.
А потому если
интерполировать кривую «наавтомачивания» России, уже лет через 10 мы бы пришли
к американской пропорции. Но, полагаю, не придем.
Во-первых, хотим мы того или нет, бензин будет дорожать, а
планируемый Минпромторгом налог на экологию может дать определенную фору «механическим»
машинам. Я уверен, что постепенно эксплуатационные расходы будут заботить
россиян все больше, а в их числе – стоимость потенциального ремонта. Несмотря
на все усилия инженеров, «механика» пока является менее рискованным вариантом, и
даже в случае поломки ее ремонт обходится дешевле. Недавно один человек в теме
рассказал, что примерный процент отказа «механик» - 0,1%, гидромеханических
автоматов – 1%, а роботов – 5%.
Полагаю, россияне кинулись на «автоматы» еще и из
любопытства: если ты всю жизнь дергал ручку, интересно же попробовать что-то
новое, тем более, оно почти не требует привыкания – сел и поехал. Но постепенно
отношение к автомобилю из эмоционального, потребительского перейдет в более
практическое русло, и вот тут, думаю, механика может стать вполне разумной
альтернативой. Сейчас процент людей, которые предают «автомат», очень низок, но,
думаю, в будущем он может возрасти.
Вообще современные автоматы настолько хороши, что при работе
практически не обращают на себя внимания, а по экономичности сравнимы с
механическими трансмиссиями. Вроде бы, выбор очевиден. Но когда это обстоятельство
выдвигают в качестве основного аргумента, мне хочется возразить: на самом деле,
весьма сложно найти автомат, который удовлетворял бы всем требованиям одновременно. То есть быстрый, надежный и недорогой.
Да, коробки DSG
отличаются фантастической скоростью переключений, но они недешевы (для Golf –
65 000 рублей) и заслужили неважную репутацию по надежности. Интересно,
что DSG не любят пробки, ради которых «автомат» и покупают.
Четырехступенчатый автомат Ford Focus –
это пожиратель динамики, к тому же, не отличается экономичностью. Пресловутая
коробка DP0/DP2 у Renault вызывает массу нареканий по
надежности. Ее аналог на Peugeot/Citroen страдал теми же
проблемами, который вроде бы устранили после замены гидроблока. Но если верить тесту «Авторевю», вопросы
к французским коробкам остаются.
Toyota Corolla, намучавшись с «роботами»
и после краткого флирта с неновой гидромеханикой перешла на вариаторы – не
знаю, что там по надежности, но завывание мотора при любом более-менее бодром
разгоне заставляет меня жалеть, что нет тестовой «Короллы» с механикой.
У Lada Kalina японский автомат Jatco, настолько допотопен,
что убивает наповал убивает любые претензии на динамику, и при обгонах эта
особенность становится прямо-таки опасной. Шестиступенчатый гидромех Volkswagen Polo, казалось бы, является
лучшим ответом на вопрос, может ли дешевый автомат быть современным, но снова
незадача – коробка так сильно скрадывает динамику, что в прямом сравнении с
конкурентами Polo кажется чуть ли не самым заторможенным.
Какие «автоматы» мне понравились? Вариатор Nissan Murano. Восьмиступенчатый «автомат»
Kia Quoris. Восьмиступенчатый
автомат BMW X3. Ну вы поняли, к чему я клоню – хорошая коробка стоит
денег (и то не факт, что она супернадежна).
Впрочем, есть исключения: скажем, шестиступенчатый автомат Chevrolet Cobalt произвел хорошее впечатление, осталось выяснить, насколько
он крепок.
И все-таки когда подходишь к вопросу сугубо практически,
получается следующее: далеко не во всех случаях те автоматы, что представлены
на рынке, являются оптимумом по совокупности факторов, как цены, надежность,
динамика, стоимость эксплуатации. Но осознание этих факторов приходит не сразу –
для этого нужно поездить, посчитать, поприкидывать, тогда как любовь с первого
взгляда к автоматам – дело привычное. Поэтому нужно время, чтобы некоторые
россияне дозрели до более прагматичного подхода к выбору, который исповедуют
европейцы.
Для люксовых моделей, даже спортивных, «автоматы» уже стали
основным блюдом, часто – безальтернативным, и здесь их доминирование
продолжится. И это неудивительно: инженерам проще создать дорогой «автомат» с
отменными характеристиками, плюс богатый клиент не так заботится об экономии,
включая экономию на ремонтах.
А вот массовый сегмент еще увидит перетягивание каната «автомат-механика»,
поскольку, как мне кажется, нынешняя фанатичная увлеченность «автоматами» несколько
перегрета.
Я думаю, триггером к замедлению спроса на автоматы станет экономический
фактор: удорожание топлива или введение экологических налогов. Также
предположу, что пока доля автоматов продолжит расти и через несколько лет
стабилизируется на отметке 60-65%. Но американских пропорций не достигнет, хотя
бы потому, что мы куда больше равняемся на Европу, чем Америку.
Ну и если подытожить, я не думаю, что до полноценного
прихода электромобилей механическая коробка передач сойдет со сцены, какими бы
крутейшими «автоматами» нас не соблазняли.
|