Блог Артёма Краснова
Среда, 12.05.2021, 12:06

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2013 » Сентябрь » 10 » «Автомат», «робот» или вариатор?
19:42
«Автомат», «робот» или вариатор?

Если у машины две педали — у нее «автомат». На самом деле в ходу как минимум четыре типа автоматических трансмиссий, причем два из них числятся в народном черном списке. Составил небольшой обзор автоматов, суммировав плюсы и минусы разных типов коробок.


 

Гидромеханические автоматы

 

Наиболее распространенный и старый вид автоматической трансмиссии, который получил распространение в США еще в конце 30-х годов.

Не буду грузить техническими нюансами, но любой такой автомат состоит из планетарных передач, гидротрансформатора и гидроблока.

Гидротрансформатор это, пожалуй, самый интересный узел, ибо он не только выполняет функцию сцеплени, но также сглаживает колебания крутящего момента и может увеличивать момент на колесах. Вот почему долгое время четырехступенчатый автомат считался эквивалентом пятиступенчатой механической трансмиссии (по широте динамического диапазона).

За декады конвейерной жизни гидромеханические автоматы стали весьма совершенны. Если десять лет назад у большинства машин они были четырехступенчатыми, то сегодня даже бюджетные модели (например, VW Polo Sedan) могут иметь по шесть ступеней, премиум-бренды — по восемь. А недавно Ford, GM, Volkswagen и Hyundai заговорили о пришествии 10-ступенчатых автоматов.

Jaguar F-Type не стесняется гидромеханики (ZF, 8 ступеней)

Прогресс был достигнут и в области надежности. Встречаются неудачные «автоматы», например, пресловутый DP0 (AL4) у Renault, Peugeot и Citroen (правда, коробка недавно прошла «рестайлинг»). Но в целом из всех типов автоматических трансмиссий именно гидромеханику стоит признать наиболее беспроблемной.

Автоматы принято критиковать за увеличение расхода топлива (в сравнении с механическими коробками передач) и снижение динамики разгона. Тем не менее, за последние десятилетия гидромеханические «автоматы» избавились от части недостатков, и порой даже спортивные модели не гнушаются такими коробками.

 

Роботизированные трансмиссии

 

А что будет, если обычную механическую трансмиссию заставить работать в автоматическом режиме? То есть сделать автоматическое сцепление и заставить некий механизм самостоятельно переключать передачи?

Именно так и появились «роботы», причем нередко их проектировали от безвыходности. Например, маркетологи требовали наличия в модельном ряду «автомата», но на разработку гидромеханики не было денег и времени. «Робот» был компромиссным вариантом, позволяя взять подходящую «ручную» коробку и навесить на нее гидравлические исполнительные механизмы.

В теории «робот» должен обеспечивать лучшую экономичность, особенно в пробках. Ведь у классических автоматов при остановке в режиме D двигатель продолжает молотить жидкость в гидротрансформаторе, тогда как у «робота» есть обычное сцепление. Правда, часть выгоды съела необходимость тратить мощность на привод гидронасоса, поэтому «роботы» если и экономичнее гидромеханик, то не во всех режимах и не радикально.

Honda Civic 5d первого поколения буквально ошарашивала паузами при переключении робота: иной раз казалось, что машина попросту заглохла

Но главное, у роботов появился целый ворох собственных проблем. Во-первых, из-за наличия сложной гидравлики многие роботы оказались весьма ненадежными. Во-вторых, обеспечить плавные и быстрые переключения — не такая простая задача, поэтому иные коробки работают с ощутимыми паузами, иногда — толчками.

Тем не менее, многие спортивные машины — даже Ferrari — предпочитают именно роботизированные трансмиссии. Они отличаются хорошим быстродействием за счет еще более сложной и дорогой гидравлики. Но основной мотив использования «роботов» заключается даже не в предельной скорости переключения, а в неприспособленности гидромеханических трансмиссий к работе при высоких частотах вращения, которая характерны для спортивных моторов.

 

Преселективные роботы

 

Porsche использовала подобную схему еще в конце 80-х на гоночных автомобилях, но в массовый обиход преселективные роботы ввел Volkswagen с появление трансмиссии DSG.

Отличия от обычного робота в том, что внутри находится как бы две роботизированные коробки с независимыми сцеплениями. Одно сцепление отвечает за ряд четных передач, второе — за нечетные. Если автомобиль разгоняется на первой ступени, коробка включает вторую заранее, а в момент переключения просто размыкает нечетное сцепление и активирует четное. Получается мягко и быстро.

Кроме того, в стандартизованных циклах многие преселективные роботы обеспечивают лучшую экономичность, чем даже механические коробки.

VW Golf R32 2003 года - первый серийный автомобиль с преселективным роботом

Избавившись от одного минуса обычных роботов — пауз и рывков при переключении — преселективы не смогли преодолеть другой. Многие подобные трансмиссии отличаются неидеальной надежностью, а иные страдают паузой при старте с места, хотя последние модели  сумели практически нивелировать этот недостаток.

Прогресс не стоит на месте, и если преселективы со временем станут также надежны, как механические трансмиссии, их можно считать коробками передач будущего.

 

Вариаторы

 

Когда-то считались идеальными типами коробок. Сколько передач у вашей машины? Пять? Восемь? А у вариатора — бесконечное множество, ведь это одна из разновидностей бесступенчатых трансмиссий.

Казалось бы, что еще нужно инженерам? Вариатор обеспечивает выбор оптимального передаточного числа и в любой момент готов держать мотор в тонусе. Как следствие, лучшая  динамика, лучшая экономичность... Но только на бумаге.

Для работы вариатора нужна весьма мощная гидросистема, и расходы на привод насоса зачастую нивелируют выигрыш в экономичности. Поэтому вариаторы обычно сопоставимы по расходу топлива с гидромеханиками .

К тому же возникла проблема динамического диапазона — отношения передаточное числа низшей передачи к высшей. Постепенно, по мере усложнения вариаторов, и эту проблему удалось исчерпать, но все оказалось не так элементарно, как мечталось теоретикам.

Наслоились и проблемы с надежностью некоторых моделей вариаторов, а также ограничения по передаваемому крутящему моменту.

Dodge Caliber разочаровал настройкой вариатора: при каждом бодром разгоне стрелка ложилась на 6000 об/мин

К тому же, наиболее оптимальные режима работы вариатора зачастую неприятны водителю. К примеру, ранние коробки загоняли стрелку тахометра в область высоких оборотов, что создавало эффект «троллейбусного разгона»: мотор орет, машина как будто не ускоряется. Современные вариаторы иной раз пытаются имитировать работу ступенчатых трансмиссий, но в чем же тогда их смысл?

В целом вариатор не получил ожидаемого распространения, и постепенно баланс смещается в пользу современных гидромеханик и преселективных роботов.

 

В качестве послесловия

 

При покупке подержанной машины многие опасаются «роботов» и вариаторов. Абсолютизировать этот принцип не стоит — есть неудачные коробки и среди гидромеханик — но в целом зерно истины есть.

В любом случае, выбирая машину с какой-либо автоматической трансмиссией, постарайтесь узнать «историю болезни»: в Интернете, у знакомых или в рейтингах авторитетных изданий.


Категория: На злобу дня | Просмотров: 1894 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: вариатор, трансмиссия, Робот, автомат | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 11
1 Cиплый   [Материал]
Переслать бы эту статью всем манагерам а автосалонах, ато когда спрашиваешь что такое DSG, они грят что там типа 2 сцепления и всё...один такой Шкоды продает...
Ну вот никак не пойму, почему на скутере хонда 97-го года вариатор работает ровно и не вызывает глухоты, а на кашкаях первого поколения как в танке???

2 Обыватель   [Материал]
Ну я лично  думаю, что будущее за преселективными роботами - экономичность все-таки становится одним из основных трендов. Да и Audi c Volkswagen как-то доверяю.  А что касается надежности - вопрос времени. Сколько лет гидромеханике и сколько системам с двумя сцеплениями.

3 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Гидромеху предсказывают смерть уже лет двадцать ))) А он жив, курилка.
Если брать водительские ощущения, я все-таки больше люблю гидромеханические автоматы: плавнее работают, мягче. Хотя да, преселективы подтянутся, зачастую уже и не отличит, что там за коробка )))

4 Партизан   [Материал]
Блин, я старый дед. 
Цитата
Если у машины две педали — у нее «автомат».

Тоже где-то так-же думаю. Разделяя правда  " хороший автомат" на Лексусе и  " не очень хороший" на Тойоте Королле cool

5 Графиня-2   [Материал]
восемь лет езжу на автомате, а левая нога до сих пор сцепление отжимает  happy

6 PsKoT   [Материал]
Гидромех наше все!!!

7 Партизан   [Материал]
Когда-нибудь всё-таки рискну, и куплю подержанного "американца " на автомате...

8 VinzVS   [Материал]
хе! машина на автомате риск?

9 Партизан   [Материал]
Покупка любого б/у автомобиля это риск. А подержанный америкос тем более.

10 VinzVS   [Материал]
вобщем да, америкос подержаный это действительно риск, как и не америкос.

11 Партизан   [Материал]
Если нужен просто автомобиль как средство передвижения, я бы предпочел все таки японца, фрица или корейца. Американский автопром это уже для души по моему.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2021 |