Вопрос звучит затравкой для форумного холивара, и он же лежит в основе одного из самых популярных автогоночных чемпионатов – DTM (Deutsche Tourenwagen Masters). Может быть, потому он и популярен, что нет другой гоночной серии, где марки-соперники были выбраны настолько обоюдоостро. В современном DTM бьются за победу 24 автомобиля, из которых треть – это BMW M4, треть – Audi RS5, а оставшиеся – Mercedes-AMG C63. Я много читал о DTM, но до сегодняшнего дня никогда не видел вживую.
И не слышал: а уровень шума 500-сильных V8 сравним с «Формулой 1» в ее лучшие годы – сочное «вруууум-кх-кх-кх» разносится далеко над автодромом и слышно еще на подъезде. На входе в VIP-ложу Audi Sport раздают бесплатные беруши, но, ей богу, в них ощущения не те.
В субботу в Москве было объявлено штормовое предупреждение с призывом чуть ли не занять ближайшее бомбоубежище, однако на деле все закончилось лишь обильным дождем, который, как известно, способен подмочить репутацию иных гонщиков – цена ошибки в дождь высока.
Технические требования к автомобилям в DTM весьма либеральны, поэтому болиды DTM настолько быстры, что их как правило сравнивают с формульными чемпионатами, а не кузовными.
Автомобили узнаются безошибочно – разве можно в этом хмуром самце не признать BMW? Пестрая раскраска позволяет фанатам безошибочно идентифицировать автомобили, а индикатор на боковине отражает текущую позицию. Хотя мне, новичку, различать гонщиков было проблематично: Бломквист, Розенквист, Виттман, Виккенс…
Вот Мигель Молина молодец – у него и машина «молинавая», легко запомнить…
Но почему Джейми Грин ездит на оранжевом Audi RS4?
Тогда как более логичный для него зелёный Audi RS4 занимает Майк Рокенфеллер.
А есть еще пара розовых Mercedes
Всех, конечно, интересует вопрос – а это прям серийные автомобили или глубоко модернизированные? Нет, это прям совсем не серийные автомобили, которых с гражданскими версиями роднит силуэт крыши, решетка радиатора и головная оптика. За это такой тип гоночных машин называют силуэтами. Внешнее сходство с дорожной техникой нужно больше ради эстетики и маркетинга.
Серийный Audi A5 Coupe, выставленный на подиуме, и гоночный RS5 DTM имеют лишь дизайнерское родство
Однако, в этом – основной плюс DTM перед большинством других кузовных чемпионатов, вроде WTCC. Там берут серийный кузов и пичкают его начинкой от суперкара, в результате получается нечто очень дорогое и несколько компромиссное. Болиды DTM – это чисто гоночная техника с изрядным потенциалом.
В основе автомобилей – пространственные рамы, поверх которых – быстросъемные углепластиковые панели. Двигатели V8 развивают по 500 л.с., привод задний, коробки передач – шестиступенчатые секвенциалы, подвески – спортивные на двойных рычагах, тормоза карбоновые.
Но, пожалуй, наиболее замечательным свойством DTM является развитая аэродинамика, которая помимо заднего антикрыла подразумевает активное использование днища автомобиля – обратите внимание на мощные диффузоры (поднимающаяся к корме задняя часть днища), хитрые дефлекторы вдоль порогов и переднюю пластину –сплиттер.
Интерьер больше напоминает самолет, например, управляют автомобилем, скорее, штурвалом, чем рулем.
А чтобы исключить чрезмерную гонку вооружений, в DTM довольно строгие ограничения на доработку машин по ходу сезона. Многие узлы унифицированы и служат весь сезон, например, на два автомобиля приходится лишь один запасной двигатель в год.
За счет серьезной матчасти болиды DTM настолько близки к разнообразным «формулам», что нет другого кузовного чемпионата, из которого пилоты с такой легкостью переходили бы в «Формулу 1» и обратно. В нынешнем составе DTM – два бывших пилота «Формулы 1»: Тимо Глок и Пол ДиРеста, а в самой «Формуле 1» - два экс-пилота DTM, включая прошлогоднего чемпиона Паскаля Верляйна и его нового партнера по команде Эстебана Окона, который перепрыгнул из одного чемпионата в другой буквально только что прямо по ходу сезона.
Впрочем, состав пилотом в DTM очень разнообразный, например, мне всегда импонировал швед Матиас Экстрем, который помимо двух титулов в DTM имеет на своем счету успешные выступления в ралли-кроссе и классическом ралли, и за счет такой универсальности трижды становился победителем «Гонки Чемпионов» - забавном соревновании, где гонщики разных серий (включая Формулу 1) соревнуются на одинаковых машинах.
Богат DTM и на пилотов, которые так и не дошли до «Формулы 1», например, Гэри Паффет долго время числился тестером McLaren.
Собственно, и характер гонок в DTM напоминает «формульный», например, обгоны здесь также дело не праздное и требующее как преимущества в скорости над соперником, так и большой точности.
Правда, в отличие от «Формулы 1», пилотам DTM все же чуть проще «травить» соперника, повиснув у него на хвосте.
И в отличие от серий с открытыми колесами, в DTM чаще случается контактная борьба, которая не приводит к взлету автомобиля, если он натыкается углом кузова на оппонента.
Уикэнд DTM состоит из двух независимых квалификаций и двух гонок. В субботу многое решил дождь: пилоты и машины Mercedes оказались лучше готовы к переменчивым условиям, чаще угадывали с резиной и заняли места с первого по четвертое.
Лучший из Audi Маттиаса Экстрем финишировал пятым, а BMW гонку фактически провалили – лидер чемпионата Марко Виттман финишировал 19.
Зато в воскресенье все перевернулось с ног на голову: весь день доминировали BMW, заняв первые четыре места, а Mercedes-Benz напротив утратили былой задор и субботний победитель Роберт Виккенс финишировал пятым на машине с техническими проблемами. Audi же, считающиеся одними из главных претендентов на общий титул, весь уикэнд держались в середине, поэтому в лидеры зачета так и не вышли, но впереди еще шесть гонок.
Собственно, DTM, наверное, и любят за отсутствие явного фаворита. В современных ралли (WRC) или «Формуле 1» это является проблемой: команда, построившая удачную машину, может доминировать весь сезон, превращая борьбу за титул в разборку одного лидера и его «оруженосца» (партнера). Для сравнения, в «Формуле 1» в этом сезоне гонки выигрывали три гонщика, в DTM – девять пилотов.
И если в «Формуле 1» чемпион уже, фактически, очевиден, то в DTM на титул претендует пять-шесть пилотов. И кто все-таки лучше – Audi, BMW или Mercedes – решится лишь после финиша чемпионата, и это будет самый внятный ответ на поставленный вопрос. А пока лидера (BMW) и последнего (Mercedes) разделяют пятьдесят очков, тогда как за одну гонку восемь автомобилей одной марки могут набрать до 98 очков.
|