Через час закралось смутное подозрение, что выставка вооружения RAE-2015 получилась пожиже, чем два года назад. Впечатление закрепили показательные выступления: не было ни залпов ракетной техники, ни эффектных гонок на «Тиграх». Наконец пришло понимание, что все это не случайно.
В позапрошлом году выставка представила щедрую россыпь совместных разработок, например, российско-французских. В пост-мистралевскую эру это звучит странно. Проект восьмиколесного монстра «Атом», похожего на откормленный БТР, полностью заглох: «Уралвагонзавод» ищет нового партнера (вероятно, азиатского) для разработки шасси. Татарская компания Astais, планировавшая выпускать лицензионный французский броневичок VBL, бесславно исчезла с радаров, а проект «Рысь» по выпуску итальянских бронемашин был поставлен на паузу еще до санкций. С полок исчезли и совместные разработки в области компонентов, например, с французской Sagem. Нынешняя выставка получилась более российской, а потому и более ограниченной. Впрочем, была еще одна причина: проведенный в июне 2015 года военно-технический форум «Армия». Поскольку его курировало Минобороны, многие компании предпочли засветиться там.
Впрочем, организатором RAE-2015 был «Уралвагонзавод», и главную премьеру года – «Армату», он оставил для своей выставки, если не считать ее появления на параде Победы. Но снова легкий привкус разочарования: подойти к «Арматам» нельзя, в показательных выступлениях они не участвуют. Более того, представители УВЗ отказались даже говорить об «Армате», сославшись на секретность проекта. А интервью некоторых коллег о новой платформе, по сути, не содержат ничего нового: до сих пор даже непонятен калибр орудия, 125 или 152 мм. По большому счету, прошлый пост об «Армате» можно считать актуальным с поправкой на то, что вся имеющаяся у нас, гражданских, информация - наполовину спекулятивная.
Боец теряется на фоне "Арматы". Высота - 3,3 метра
Видимо, из-за информационного вакуума, глядя на «Арматы», я невольно погрузился в сомнения. Например, она выглядит громадной, и если ширина сопоставима с Т-90, то высота на метр с лишним больше. То есть, почти в полтора раза. Тут, конечно, желателен комментарий одного из тех экспертов, что отказались говорить, но простая обывательская логика подсказывает, что чем крупнее мишень, тем легче попасть. Впрочем, если верить первоначальным заявлениям, «Армата» будет достаточно дальнобойной и защищенной, чтобы нивелировать эту особенность – чего стоит активная защита «Афганит». Ну, допустим.
Турель БМП Т-15
Больше смущает ее сложность. «Армата» - это ведь наполовину робот, у которого вооружение и сама машина управляется дистанционно через многочисленных сервоприводы. Активная подвеска. Сложный радар. Оснащенность электроникой – примерно, как у современного самолета. С одной стороны, это правильно, поскольку открывает совершенно новые перспективы в деле обнаружения и уничтожения вражеских целей. С другой, если что-то где-то заклинит, солдат уже не сможет с помощью кувалды и обсценной лексики взять контроль в свои мозолистые руки. Как вряд ли экипаж починит «Армату» вне стен «официального дилера».
На эти печальные мысли меня наводит опыт автопрома. Когда-то дорогие современные авто были самыми надежными. Сегодня все изменилось: чем навороченней машина, тем она нежнее. Тем чаще и дороже поломки. Тем они фатальнее. Пневмоподвески, сложные трансмиссии, турбомоторы, бортовая электроника – сегодня почти не осталось производителей, которые бы не хлебнули с ними горя. Сколько времени уйдет, чтобы электромеханика и прецизионная гидравлика «Арматы» работали с близкой к стопроцентной надежностью в условиях реальной спецоперации? Скажем, Volkswagen доводил до ума трансмиссию DSG в течение 12 лет, не считая срока разработки. А это всего лишь коробка передач.
Помимо «Арматы» приоритетом «Уралвагонзавода» является модернизация парка танков Т-72Б и Т-90, как в России, так и за рубежом. Пакетов и опций – десятки, и среди них есть решения, воплощенные в «Армате». Слежение за целью, современная оптика, датчики изгиба ствола… Другими словами, по сложности электронной начинки современный танк Т-90 не так сильно уступает «Армате», причем эта усложненность – есть требование времени, а не работа на публику.
"Терминатор-2" (вверху) выглядит не так грозно, но более футуристично, чем "Терминатор" (внизу). У второй версии устранено несколько характерных проблем, например, экипаж уменьшен с 5 до 3 человек. При этом в основе "Терминатора-2" - платформа Т-72, тогда как "Терминатор" сделан на базе Т-90.
Можно рассуждать и по-другому: летают же, в конце концов, современные истребители, а там ошибки электроники обходятся дороже, чем в танке. Поэтому ставить на «Армате» крест именно из-за ее сложности я бы не стал: это работа на опережение, которая и подразумевает создание того, что лишь кривит губы обывателя в скептической усмешке. «Что? В космос? Человек? Да невозможно!»
Гибкость платформы "Армата" позволила разместить мотор БМП в передней части, а люк для высадки десанта - в задней
Безотносительно начинки, у «Арматы» есть как минимум два фундаментальных преимущества перед нынешними танками. Во-первых, бронекапсула для экипажа, которая повышает его выживаемость в случае детонации боекомплекта: колоссальная проблема для танков типа Т-72 или Т-90. Во-вторых, гибкость конструкции, ведь «Армата» - это целая платформа для создания разнообразных бронемашин. Если посмотреть на платформу той же 72-ки, ее хоть и не задумывали модульной, а создали на базе целое семейство машин, среди которых и гаубицы, и «Терминаторы», и БРЭМы. «Армата» обеспечит гибкость при проектировании новых машин, а заодно – и большой потенциал для дальнейшего развития. Может быть, какие-то решения в самом деле окажутся слишком сложными и не приживутся, но всегда есть возможность где-то что-то упростить, чтобы приблизиться к оптимуму.
Для "Арматы" используется броня из специальной стали, которая отличается высокой твердостью и вязкостью одновременно
И никто не говорит о мгновенной утилизации более простых видов вооружения, которые в каких-то случаях могут быть эффективнее из-за своей дешевизны и ремонтопригодности. «Армата», если хотите, это не замена чему-то, а расширение ассортимента.
Вторым трендом выставки был акцент на роботизированные комплексы вооружения. Правда, до полноценного киборга еще далеко, и под роботом сегодня подразумевают почти любую автоматизированную установку. Например, вот такой гусеничный мул производства КБ «Аврора», которого нам представил один разговорчивый сколковский специалист.
Шасси – просто тележка гусеничного вездехода, переделанная под транспортировку груза в центральном отсеке и четырех бойцов «на броне». Основное ноу-хау – в автопилоте, который управляет этим хозяйством. У машины есть несколько режимов, начиная от дистанционного руления, когда оператор следит за обстановкой через систему видеокамер, и до автономного возвращения на базу при потере связи. Основным назначением мула является помощь бойцам на марше, для чего удобен режим следования за человеком.
Летающие дроны появились давно, но сделать наземный автопилот оказалось сложнее: требуемая точность распознавания объектов на порядок выше. Если самолету достаточно понять, что впереди на расстоянии полукилометра есть твердое тело массой более 100 кг, то сухопутный робот должен уметь отличать лужу от кратера, а бревно от косогора. Он должен уметь выбираться из грязевых ловушек, атаковать склоны под правильным углом и объезжать то, что нельзя переползти.
Задача отягощена тем, что в России и с летающими дронами пока неважно. Правда, на выставке состоялось несколько устных презентаций, в том числе модуля для переделки обычного самолета в беспилотный. Дроны чаще всего имеют массы до 200 кг, а взлет и посадка не представляет для них большой проблемы. Новая разработка заточена под работу с полноценными самолетами, включая самый сложный режим - приземление.
А вот «Арбалет-ДМ» - боевой модуль с дистанционным управлением. Проще говоря, пулеметная турель, которая не требует присутствия бойца в непосредственной близости. Ее можно установить на обычный броневик, вроде «Тигра», или на автономное шасси, которое от оператора способно уезжать на несколько километров. В данном случае использована гусеничная платформа погрузчика, а весь механизм управляемся дистанционно. Кстати, главным ноу-хау при таком подходе является защищенный и устойчивый канал связи с базой – о нем разработчики говорить отказались.
Доверять роботу оружие военные не спешат. Конечно, вспоминают про риски появления «Скайнета», но главная причина, я думаю, в другом: попросту нет развитого искусственного интеллекта. Задача-минимум на ближайшие годы – научить машины самостоятельно ездить и помогать оператору в наведении на цель, но стрелять в любом случае будет человек. Убийство - ручная работа.
Дистанционно-управляемое оружие является привлекательной перспективой, поскольку избавляет человека от необходимости лезть под пули. Несмотря на очевидные выгоды, до его внедрения еще далеко. Непосредственное нахождение человека на поле боя позволяет лучше оценивать ситуацию и реагировать быстрее, точнее и эффективнее. Канал связи может заблокировать или перехватить враг. Наконец, думается, пока цена подобных устройств в разы больше жизни призывника, увы, они не пойдут в серию. Цинично, но факт.
БТР-80, оснащенный современной системой управления огнем, кондиционером и средствами связи нового поколения. Решетки - защита от кумулятивных зарядов
Впрочем, необитаемые боевые машины являются отдаленной перспективой, а модное словечко нашего времени – сетецентрические войны, под которые, собственно, затачивается «Армата». Концепция таких войн подразумевает быстрый и полный обмен информацией между различными боевыми единицами. Грубо говоря, если один из танков засек ракету, об этом мгновенно узнают все члены группы. Подразделение становится единым организмом со множеством глаз, ушей и торчащих во все стороны пушек. В сетецентрической концепции увеличивается быстрота и синхронность работы отдельных единиц, а сама война все больше напоминает компьютерную игру, где диванный полководец двигает подразделения с помощью мышки. Применительно к нашим реалиями реализация такой схемы потребует еще множества усилий в области электроники и средств связи, но это именно те области, где без импорта нам сложнее всего. Сохраняем спокойствие.
Мальчик примеряется к новому тягачу "Урал"
Импортозамещение, естественно, стало еще одним акцентов выставки RAE-2015. Когда главный конструктор автозавода «Урал» Олег Якупов сказал, что двигатели ЯМЗ сейчас удовлетворяют нормам Евро-4, я уточнил, по-прежнему ли ярославские моторы увешаны оборудованием, вроде насосов, фильтров и форсунок, сделанных в странах НАТО? В прошлый раз засилье импортных компонентов бросилось в глаза. По лицу Олега Рифкатовича я понял, что вопрос угодил в болевую точку. Он ответил: «Некоторая часть компонентов топливной системы уже заменена на отечественные. Но, безусловно, нам есть куда расти».
По мнению академика Никишова, лен, из которой сделана эта аппетитная женщина, станет спасением России, если враги отрежут нас от хлопка
В одном из павильонов на нас с Андреем Винниковым неожиданно напал пожилой человек, как оказалось, представитель центрального НИИ химии и механики Владимир Никишов. Он мне понравился. Он дал нам развернутое интервью. Сказал: «Еще с царских времен бездымный порох изготавливали из хлопка. А в России хлопок почти не растет, и сегодня мы закупаем его за валюту у стран, которые в любой момент могут от нас отвернуться. Мы разработали технологию получения пороха изо льна – в России его много. Прелесть в том, что не требуется даже специально выращивать лен, нам нужен только очес, остальные компоненты могут идти на текстиль». Владимир Петрович надеется, что его технология будет замечена руководством в Министерстве обороты.
Урал-63704
Кстати, один из лучших стендов выставки был у автозавода «Урал». Публике показали новый военный автомобиль повышенной грузоподъемности Урал-63704 в исполнениях с обычной и бронированной кабиной (2 класс). Полная масса составляет 29-34 тонны, а масса груза – от 16 до 21 тонны. Автомобиль может перевозить оборудование или стать платформой для размещения разнообразного оружия.
Другой бронированный автомобиль Урал-63095, известный как «Тайфун-У», в настоящий момент проходит войсковые испытания. Он защищен от подрыва и может перевозить 16 бойцов, которые попадают в машину через заднюю аппарель. Что интересно, подвеска у автомобиля – гидропневматическая с возможностью изменения дорожного просвета.
По заказу МВД в Миассе разработали Урал-432009 или Урал-ВВ. Он бронирован по 5 и 6 классу, защищен от подрыва, при этом имеет вполне цивильный внешний вид за счет наружных пластиковых фальш-панелей.
Автозавод «Урал» продолжает работать над гражданской техникой, и на выставке можно было увидеть капотник Урал-Next с кабиной повышенной комфортности, который сохранил преимущества предков в смысле проходимости и относительной простоты.
Кроме того, есть в арсенале завода бескапотные модели, которые обеспечивают лучшее соотношение длины грузовой платформы к общим габаритам автомобиля. Правда, с импортозамещением пока не слишком гладко: тормозная система WABCO, рулевой механизм RBL, коробка передач ZF…
В любом случае, уральские конструкторы не стоят на месте, и реанимацию оборонного комплекса воспринимают с явным энтузиазмом. Пожелаем удачи.
Курганский завод, специализирующийся на БМП, также представил несколько новинок, самая яркая из которых – «Драгун» на базе БМП-3М. Революция в том, что двигатель перенесли в переднюю часть машины, увеличив защищенность экипажа как в самой БМП, так и при выходе из нее через задние люки. К тому же, БМП оснащена пушкой калибра 100 мм, то есть способна воевать даже с танками. При этом угол подъема ствола позволяет стрелять по авиации. Универсальный солдат.
Модификация БМП-3 с несколько странным названием «Деривация» (мне все мерещилась «Девиация») оснащена пушкой калибра 57 мм и предназначена в основном для борьбы с воздушными угрозами.
Перспективная платформа «Курганец-25» была представлена лишь в виде макетов. Она предназначена для БМП нового поколения, которые лишены недостатков нынешних машин подобного класс: неудобства для десанта и трудностей с эвакуацией в экстренных случаях. Машины на базе «Курганца», кстати, часто путают с БМП Т-15 на платформе «Арматы», но это совершенно разные аппараты: «Армата» относится к классу тяжелых БМП.
Ну и конечно, для меня выставка была бы неполной без вездеходов. Так, Ишимбайский завод показал сочлененный вездеход ДТ-3ПМ грузоподъемностью 3 тонны. Напомню, что жизнь этому классу машин в России дал еще в 70-х монстроузный «Витязь» ДТ-30П (подробнее), который, однако, мало годится для частного использования. Как минимум потому, что расход топлива составляет 10 литров на километр. А вот «трешка» выглядит более универсальной, и тем не менее в ее двухкомнатный кузов помещается 17 человек.
Но моим фаворитам в этот раз стала курганская разработка ТМ-140 «Четра» - гусеничный вездеход, предназначенный для длительных автономных поездок. Например, он сразу имеет три спальных места, а в придачу – грузовую платформу. Может ездить по болотам и плавать. Просвет – 45 см. С таким апокалипсис не страшен.
Ну и напоследок скажу: в какой-то момент скудность экспозиции спровоцировала легкий душевный вакуум. Выставка напомнила полки магазинов: импортное уже исчезло, российское еще не появилось. Впрочем, это нормальное явление для переходного периода. Важно ведь, в конце концов, не то, насколько красиво презентовали «Армату». Главное, доберется ли она до серии и станет ли классикой жанра. Но это мы узнаем не сегодня. А скепсис – это лишь скепсис.
Фотоотчет тут
Ранее на тему:
Выставка RAE-2013
Имя им - "Армата"
Самые проходимые на планете
Тест-драйв "Тигра"
Сочлененный вездеход "Лось"
|