Блог Артёма Краснова
Пятница, 26.04.2024, 03:29

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Октябрь » 15 » Антиобщественный транспорт
14:32
Антиобщественный транспорт

Немного разовью тему общественного транспорта, поднятую antonio1985 и Сиплым недавно. Государству ставят в упрек отсутствие интереса к сему феномену, часто сравнивая наш общественный транспорт с зарубежным.  Вот что я думаю по этому поводу.

Мы и Запад

В той дискуссии Антон приводил в примеры транспортные системы Рима и Амстердама, где я не был и судить не могу. Но поверю на слово – голландский общественный транспорт лучше (и травка зеленее, а главное, не запрещена). Он  более комфортный и предсказуемый.

Вместе с тем, мы далеко не самые убогие. С одной стороны, нам досталось наследие Советского Союза, где общественный транспорт играл важную роль, поэтому в большинстве городов довольно развита сеть общественного транспорта. К примеру, в Челябинске протяженность трамвайных и троллейбусных линий на уровне лучших городов Европы.

С другой стороны, порождение 90-х – маршрутки – обеспечивают сравнительно недорогой и быстрый проезд, плюс приличное разнообразие маршрутов.

Низкопольные трамваи Усть-Катавского вагоностроительного завода используются в Челябинске еще в единичных экземплярах. За характерную раскраску получили прозвище "Рыжик"

Я бы не идеализировал западный общественный транспорт: скажем, после Лондона у меня осталось впечатление, что хотя автобусы чище, а метро очень разветвленное, удовольствие от поездки немногим больше, чем у нас, а стоит существенно дороже. Чисто прагматически наш транспорт не безнадежен, хотя существенно уступает западному в безопасности и комфорте.

Не знаю, как сейчас, но в 2004 году по Лондону ездили такие динозавры, что садиться страшно. Омнибусы удобны для туристических целей (со второго этажа хороший вид), но в час-пик это ад - выбраться со второго этажа через крутую лестницу почти невозможно. Разовая поездка стоит 1 фунт (50 рублей). Дневной проездной на все виды транспорта с 1 по 4 зону - 350 рублей (всего у Лондона 6 зон).

Почему государство не развивает общественный транспорт?

Если коротко, потому что государству это невыгодно. Старая мантра, что автомобилисты – это дойные коровы, вполне справедлива. Они обеспечивают спрос на новые автомобили, что критично для зарождающегося полуроссийского автопрома. Они же хорошо доятся в бюджет. Автомобилисты – источник развития экономики и промышленности. Так зачем создавать им конкуренцию? Напротив, идеологически нас приучают к тому, что автомобиль – атрибут успешного человека.

Организация выделенных полос для общественного транспорта – почти необходимый шаг для его полноценной работы. Но при этом снижается пропускная способность дороги, которая становится уже на две полосы и примерно 6 метров. Организация выделенных полос без пропорционального снижения автомобильного трафика приведет к заторам. Такие вещи нельзя делать с кондачка, в чем быстро убедилась Москва.

Вторая причина, конечно, в том, что развитие общественного транспорта – весьма хлопотная задача, поэтому без должной мотивации (а ее нет) решают ее по остаточному принципу. Ведь едва начался кризис, 10 млрд рублей выделили на покупку новых автомобилей, а не приобретение новых автобусов.

Реально ли пересадить автомобилистов на автобусы?

Я думаю, это краеугольный вопрос. Ибо речь о совершенно разных концепциях.

В нынешней парадигме общественный транспорт обслуживает необеспеченные слои населения, и лишь в самых пробочных городах, вроде Москвы, служит вынужденной альтернативой личному авто.

Идеальная концепция – это когда общественный транспорт по комфорту и удобству не сильно уступает машине, при этом на порядок дешевле. То есть, является вполне прагматичным выбором, и не только для «нищебродов».  

«Энергетический барьер» для пересадки автомобилиста на автобус огромен. Человек вложился в машину, тратит деньги на страховки, поэтому ему невыгодно парить ее на стоянке, используя, скажем, только по выходным. Тем более, когда по удобству общественный транспорт сильно уступает автомобилю.

С 2011 года в Челябинске ездят низкопольные "Лиазы" с ГБО для работы на метане. С точки зрения экологии - почти троллейбусы. Но меняет ли это что-то по-существу?

Чтобы общественный транспорт стал реальным конкурентом автомобилю, нужен качественный скачок. Скажем, закупка 100 низкопольных автобусов не решает проблемы, если они ходят лишь по десятку маршрутов, а остальное время вы все равно во власти раздолбанных маршруток. Автомобилист сядет на автобус, когда сможет с определенным уровнем комфорта добраться везде.

Задача настолько глобальна, что решается только на уровне государственной стратегии (хотя бы региональной стратегии). Помимо развития общественного транспорта при этом невредно задраконить автомобилистов, например, ограничить въезд личным автомобилям в определенные части города или настроить выделенных полос. Очень важно, чтобы эти действия были скоординированными. Чтобы кошмар автомобилистов начался не раньше, чем появилась удобная альтернатива.

Но мы помним, что для экономики России такая концепция невыгодна. Пока невыгодна. В каком-то смысле мы является заложниками нынешней ситуации, потому что автопром стал весомым сегментом несырьевой части экономики. Наличие автомобиля – это что-то вроде декларации о доходах, которую удобно облагать налогами. Тут нужно поблагодарить барство среднего класса, который любит покупать машины на все деньги: машина красноречивей налоговых документов рассказывает о платежеспособности человека.

Как улучшить общественный транспорт

Как вы поняли, пока я не вижу предпосылок к пересадке автомобилистов на общественный транспорт, но это не значит, что его не нужно улучшать.

Почему поездка на общественном транспорте – это испытание? Первое – переполненность. Второе – тесные и неудобные маршрутки. Третье –  непонятная система маршрутов и регулярные офф-туры маршрутчиков (если вы их не предупредили). Четвертое – ощущение небезопасности. Пятое - карманники. Шестое – вирусы.

Я думаю, первое, в чем нуждается общественный транспорт России – это в единой системе управления, которая разрабатывает маршрутные сетки и контролирует пассажиропоток регулярно. Я не против маршруток как таковых, но транспортная система должна быть древовидной: нагруженные направления - только для больших автобусов, внутри района – средние маршрутки и лишь на ветках с низким потоком – маршрутки.  Очень важно, чтобы загруженность транспорта отслеживалась чуть ли не ежечасно, и периодически вносились корректировки в график следования транспорта: например, чтобы в часы пик автобусы подъезжали к остановкам, как вагоны метро. Кроме того, необходим контроль за графиком движения - это еще и вопрос безопасности. Я уверен, такая система позволила бы оптимизировать прибыль, сократив холостые проезды и увеличив отдачу в часы-пик.

Идея маршрутного такси - абсолютно здравая и для наших реалий жизнеспособная. Проблема в исполнении и чрезмерной жадности чиновников и бизнеса

Очень важно, чтобы маршрутная сетка была где-то отражена в едином виде с удобной поисковой системой (сейчас нечто подобное есть у 2Gis, но не сказать, что сильно удобно). Неплохо, если на каждой остановке будет табло с маршрутами и временем прибытия, а в автобусах появятся бегущие строки с названием следующей остановки.

Ну а дальше, видимо, нужно стимулировать поездки на общественном транспорте. Может быть, даже завести некую систему скидок для владельцев машин, которые предпочитают общественный транспорт. Например, автомобилист, который десять дней в месяц пользовался общественным транспортом, получает какой-нибудь бонус или просто ездит за счет государства.  

 А еще нужен бесплатный wi-fi во всех видах общественного транспорта и на остановках. Одно это обстоятельство может стать решающим фактором для поколения скринэйджеров.

 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 1285 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: Общественный транспорт | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 15
1 Аяврик  
Вай-фай, сиденья с подогревом, буфет с пирожками... Весь день на таком автобусе ездить буду, на работу не пойду!
Давно заметил - почти все обсуждаемые здесь проблемы решаемы, не хватает лишь воли руководства и хорошего пинка исполнителям. Верхи уже давно не могут управлять по-новому...

2 Артем_КРАСНОВ  
0
Про пирожки зачетная идея, близ остановок организовать что-то вроде удобного фас-фуда, кофе в бутылках-непроливайках, пирожки, коньяк. В мороз особенно актуально будет.
А насчет воли руководства... Ну помимо воли нужны еще и изрядные инвестиции. Впрочем, деньги-то в государстве есть, вот только пассажиры автобусов никогда не принесут в бюджет столько, сколько автомобилисты.

3 Аяврик  
Нужно лишь как следует задроч задраконить автомобилистов и поднять цену на билеты biggrin angry , а пешком ходить они уже отвыкшие. Даже Сиплый с этим согласен.

4 sad  
Ну введут "центр" города (а то и полгорода) платные парковки (с "хорошей" ценой за час), запустить все что выше и почему тогда уж не пересесть на общественный транспорт?

5 Cиплый  
1. Вопрос выгоды автомобилей для экономики легко решаем...машины нужно вытеснить в провинцию, подняв там уровень доходов...вытеснить налогами, сборами, сложностями и т.п. мерами из городов!
2. 
Цитата
Первое – переполненность. Второе – тесные и неудобные маршрутки. Третье –  непонятная система маршрутов и регулярные офф-туры маршрутчиков (если вы их не предупредили). Четвертое – ощущение небезопасности. Пятое - карманники. Шестое – вирусы.

Это безнадежное нытье! Какая-то рефлексия по тому, чего никогда не было...Общ. транспорт даже в нынешнем виде - вполне приемлем, если откинуть всякие мелкобуржуазные замашки типа отдельного сидячего места или отсутствия попутчиков...я конечно понимаю, что Артем мизантроп и ему просто не нравятся люди...но тут уж извините - вам шашечки или ехать???  
3. про централизованную систему управления - согласен, нужно развивать!
4. Про выделенные полосы - дважды согласен, нужно отгораживать их бетонными элементами, хотя бы на центральных магистралях...
5. Про низкопольные автобусы - тож согласен! Нужны...по возможности конечно...

НО ГЛАВНОЕ!!! Нужно сначала понять автомобилистам, что дальнейшая автомобилизация - это путь в никуда...нужно внутренне принять, что время автомобилей заканчивается, всем рано или поздно придется от них отказаться (для города)...и когда эта неизбежность станет очевидной, найти пути решения проблемы не составит труда....

7 Артем_КРАСНОВ  
0
Цитата
4. Про выделенные полосы - дважды согласен, нужно отгораживать их бетонными элементами, хотя бы на центральных магистралях...

Их даже отгораживать не нужно, в Казани обратил внимания, из-за жесткой системы контроля люди по ним не ездят. Видел даже такую картину: BMW X5 на литерных номерах вырулил из арки и аккурат на А-полосу, так встал, как вкопанный, включил поворотник и ждал, пока его выпустят, хотя полоса была на обозримой дистанции свободна.
Правда, была и пара летунов-вышивальщиков, но даже они на полосу заезжали строго для опережения и мухой назад.
То же в Севастопале: я сначала понять не мог, почему люди правую полосу не используют, пока (с трудом) не вспомнил, что значит разметка с буквой А

8 Cиплый  
Кстати, ты прав...я чет как-то подзабыл, что у нас большинство всё же пока еще адекватное...если уж ремень научили пристегивать, думаю выделенную полосу быстро натренируем...тут именно нужна воля руководства...зато представляю какой вой будет на Авточеле, в том ключе, что сначала бы настроили нормальных дорог, а потом уже полосу у людей отбирали...

9 Артем_КРАСНОВ  
0
Для контроля полосы даже систему придумали, когда в автобусе стоит регистратор, так что любая мешающая машина тут же попадает на автоматический штраф без забот и хлопот. В регионах штраф за такое 1500 руб, в Москве и Питере - 3000 руб.

14 Cиплый  
Всё правильно пишешь ниже...все условия есть...нужно только желание...не понимаю почему это до сих пор для многих неочевидно...

6 Black-n-White  
Когда без машины (очень нечасто), предпочитаю "классический" общественный транспорт, в основном автобусы. Например, пока еще новые НЕФАЗы, обслуживающие маршрут №64. В них удобно сидеть и стоять (хотя насчет "сидеть" точно не знаю, почти никогда не езжу сидя), у них есть расписание (!), оно работает (что год назад, что сейчас на мою остановку автобус приходит в промежутке 07-45...07-50).
И самое главное - в них нет той давки, которую я помню по студенческим временам.
Очень забавно бывает смотреть, как с одной и той же остановки одновременно уходит маршрутка №64 с почти торчащими из окон фрагментами пассажиров и автобус №64, наполненный на 20% своих возможностей.
С точки зрения скорости перемещения по городу конкретно эти автобусы не сильно уступают маршруткам. С точки зрения безопасности маршрутки не выдерживают критики в сравнении с автобусами.
Я не против иногда ездить на автобусе и даже иногда езжу. Более того, я чаще всего предпочту автобус даже такси, которое отвезет от подъезда до подъезда. Не из соображений экономии, а из соображений целесообразности.

11 Balloon  
Подтверждаю по поводу адекватности "классического" общественного транспорта. Но удовольствие от езды на нем быстро улетучивается.
Помню, как год назад, я решил продать машину и ездить на общественном транспорте. Классно же, ходит по расписанию, не слишком загружен, везде вай фай.
Первые пару месяцев я радовался, вторую пару месяцев расстраивался, остальное время раздражался. Теперь вот опять покупаю машину, не смотря на платные парковки и прочие санкции (это в Москве).
Думаю, ваше мнение тоже основано как раз на том факте, что на общественном транспорте вы ездите "очень не часто"

13 Артем_КРАСНОВ  
2
Да, тоже замечал, что ОТ быстро утомляет, даже пеший ход для психики не такое испытание. Я вот, например, не очень люблю находиться близко к другим людям. Чисто психологически. Это не позволяет мне уйти в мысли. В этом случае пеший ход идеален, а ОТ - это время, которое нужно перетерпеть.
Но с другой стороны, пример Жени (B&W) показывает, что если автомобилист иногда пересаживается на автобус, это не так уж в нагрузку. Может быть, в этом и рецепт? Почему обязательно black or white (простите за каламбур)? Если ОТ позволит автомобилистам иногда добираться на автобусе, это уже прогресс. Вполне разумное сочетание: если погода хорошая, а машина не нужна в течение дня - велкам ту бас

15 Black-n-White  

Цитата
если погода хорошая, а машина не нужна в течение дня - велкам ту бас
Именно этот рецепт я и имел в виду.
Кроме того, использование ОТ почти всегда сопряжено с пешими прогулками, по крайней мере, от остановки до пункта назначения. В отличие от Артема, я в равной степени хорошо могу "уйти в мысли" и в автобусе, и пешком.
В общественном транспорте нужно включать режим "созерцания", когда мелкий дискомфорт во всех его многочисленных деталях совсем не раздражает, а наоборот, вызывает интерес. Нам автомобилистам это дается достаточно просто, т. к. ОТ для нас - это не будничное перемещения в пространстве, а нечто альтернативное и исключительное.

Еще один момент (это уже в большей степени про маршрутки): когда едешь в ОТ, совершенно непонятной становится агрессия водителей по отношению друг к другу. Да, ты как автомобилист, понимаешь дорожную ситуацию и возможные причины взаимных претензий, но в то же время недоумеваешь: "зачем же так психовать?"
Хороший способ взглянуть на себя (в том числе) со стороны.

10 Andrewtim  
Тема общественного транспорта меня давно волнует, поэтому выскажу свои мысли. Общественный транспорт тема муниципальная, поэтому говорить, что центральная власть искусственно сдерживает его развитие в угоду автомобилизации не правильно, она просто забила на него как и на многое другое на местах. Общественный транспорт в разных городах находится в совершенно разном состоянии, где-то сильно деградировал по сравнеию с временами СССР, например, в Воронеже полностью демонтировали трамвайную сеть, где-то как в Челябинске худо-бедно остался на прежнем уровне, хотя бы рельсовая и контактная сеть сохранена. Просто мунипальным властям так проще жить, отдали перевозки но откуп маршруточникам и появилась видимость, что в городе функционирует общественный транспорт и в личный карман кое-что капает. Думаю, что хорошо организованная система общественного транспорта может приблизится к самоокупаемости в таком большом городе как Челябинск, об остальных плюсах и говорить нет необходимости. Конечно, одномоментно этого не достичь, но постепенно вполне реально, и начать нужно с того, что вышвырнуть маршрутки с тех улиц, где они конкурируют с муниципальным общественным транспортом, эти деньги должны идти в его бюджет и тратиться на его развитие. Место маршруток на выселках, где муниципального общественного транспорта нет.
Многие бывали в Праге (город сопоставимый с Челябинском по населению) и подтвердят, что трамвайное движение организовано близко к идеальному и на узких улочках впомине нет никаких автомобильных пробок.

12 Артем_КРАСНОВ  
0
Насчет моей теории заговора - я согласен, что правительство не предпринимает какие-то меры для ухудшения ОТ. Но многое хорошее в нашем государстве делается только из-под высшей палки и никак иначе, и, как я вижу, государство могло бы поставить в приоритет программу развития ОТ, и тогда регионы бы взяли под козырек, что мы нередко наблюдаем. Собственно, речь не идет о каких-то мегаинвестициях, я не думаю, что в дороги вкладывают меньше. При этом развитый ОТ снизил бы нагрузку на дорожную сеть. Скажем, если средний автобус стоит 3-5 млн рублей, то на один миллиард рублей можно купить 200-300 автобусов, а у нас каждый год в области по 10 млрд инвестировали в дорожное строительство. А 200 автобусов с выделенными полосами позволили бы весьма радикально решить проблемы ОТ, и это речь про бюджет одного года. Но если государство пусть неявно, но поощряет развитие автотранспорта, то зачем региональной власти лезть на рожон и отступать от линии партии?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |