От пейзажей перехватывает дух. Забывшись, можно представить себя в африканской саванне, а заедешь за поворот — открывается высокогорье Южной Америки. Красные дороги, густая трава и низкорослые деревья, ветки которых пригнулись под напором душного солнца... Но это не Южная Америка, а закулисье Башкирии, ее холмистое сердце.
В этот раз я выбирал машину с расчетом. Во-первых, это должен быть кроссовер. Во-вторых, большой и даже огромный. Вечером накануне отъезда я понял, что не ошибся с расчетами: двуспальная кровать была завалена вещами в дорогу, причем одними тюбиками, флакончиками и баллончиками. Целый мешок тюбиков! Нет, если бы ехали одни мужчины, я бы взял Suzuki Jimny, но с женщинами умножай поклажу на пять и бери авто на три размера больше.
По внешности Toyota Venza не скажешь, что она огромна. В отличие от родственного Highlander, который стремится ввысь, «Венза» ниже и длиннее, и тяготеет к пропорциям универсала, хотя у этих машин сходные платформы. Если «Хай» брутален и прислонился одним плечом к старшим «Ленд Крузерам», то облик Venza не лишен изящества и умело скрывает ее вседорожный потенциал.
Вообще Venza создана под вкусы американского рынка, где подобные машины используют в качестве флагманов семейных автопарков. Штатовская закваска чувствуется: ширина салона такая, что достать пассажира плечом можно, лишь перегнувшись через внушительный подлокотник. Внутри подлокотника — бездонный двухкомнатный бокс, куда так удобно класть фотоаппарат с 200-миллиметровым объективом. Изобилие ниш и карманов таково, что на каждого члена семьи будет по два тайничка. Скажем, есть даже слот для смартфона с крышкой и прорезью для провода, которым можно «сконнектить» телефон с USB-портом (фото интерьера тут).
Второй ряд не менее просторен, имеет широченный подлокотник, люк, персональные воздуховоды и возможность регулировать спинку заднего сиденья по углу. Из минусов — плосковатый профиль задних сидений, к которому нужно присидеться, найдя удобное положение спинки.
В отличие от Highlander, «Венза» бывает только пятиместной, но я бы не считал это минусом. У большинства кроссоверов в семиместном исполнении просто не остается багажника, а значит, дополнительные сидушки можно использовать лишь в кратковременных поездках.
Визуально размеры багажника скрадывает его ширина. Например, удочки, которые в мой "Ситроен" не входят даже по диагонали, тут помещаются в ширину с запасом.
Но больше всего нас интересовал даже не второй ряд, а багажник. Визуально он не очень велик, и если измерять объем по полку — получится литров 500-600, то есть примерно как у седана. Но прелесть универсалов в том, что можно грузить выше полки под самый потолок, и тогда объем приближается к одному кубометру! То есть, раза в два больше, чем у соразмерных седанов.
Американское лукавство - измерять объем багажника универсала по потолок. Но в нашем случае такой метод был оправдан
Сколько это — кубометр? Конечной точкой нашего вояжа была деревенька на границе Башкирии и Татарстана, где мы планировали как следует затариться дарами сельского хозяйства. Так вот, кубометр оказался равен багажу пяти человек (двое из которых — женщины, это важно), к которым добавился примерно центнер мороженой говядины и кое-что по мелочи, вроде банок с вареньем. Все тяжелые в грузы поместились в нижнюю часть отсека, тогда как сверху мы навалили шмотки — так безопаснее.
Обгоны с препятствиями
На трассе М-5 закон подлости работает с 90-процентной вероятностью. Пока едешь в зоне разрешенного обгона, едешь один. Стоит впереди замаячить медленному грузовику, как аккурат перед ним обнаруживается знак 3.20. Едва обгон разрешают — накатывает встречный поток. Регулярность этого явления вызывает желание придать ему статус закона Мерфи, часть вторая, специально для России.
Трасса М-5 удручает даже не сложным рельефом, узостью дороги или качеством покрытия – со всем эти можно смириться. Больше достают тихоходы, собирающие позади длиннющие хвосты, а еще — бесконечный ремонт моста в районе Сима. Помниться, мы стояли здесь еще в 2008 году. Шесть лет, а ремонт все идет — это сколько же денег можно отмыть за это время?
Toyota Venza, в отличие от «Хайлендера», не продается в России с двигателем V6, и под капотом установлена рядная четверка мощностью 185 л.с. Это обстоятельство вызывало некоторую тревогу: все-таки автомобиль крупный и тяжелый. С учетом пассажиров и груза его масса перевалила хорошо за 2 тонны, плюс полный привод и «автомат».
Что удивительно, за всю поездку я ни разу не обратил внимания на дефицит мощности. Не скажу, что разгон у Venza поражает воображение — цифры среднестатистические, — но в плюсы автомобилю можно поставить предсказуемость набора скорости, без всплесков и провалов, а также неназойливую, логичную работу шестиступенчатого автомата. В итоге, рассчитать дистанцию для обгона просто, и в этом аспекте «Венза» подчеркнуто надежна.
Другое дело, что в режиме полной атаки двигатель хорошо прослушивается, да и в целом автомобиль не отнесешь к тихоням: задние седоки отметили шум покрышек.
С точки зрения водителя «Венза» не кажется громкой, но чего мне не хватало, так это обратной связи на руле. Его настройки — явная дань американскому лайфстайлу, который предполагает неспешные вояжи всем семейством по хайвеем, где скорость задушена на 65 милях в час.
Зато подвеска — блеск. Как и «Хайлендер», Venza построена на платформе, частично унифицированной с Toyota Camry, в том числе, по подвескам. И это неплохо, потому что Camry всегда подкупала нас сбалансированностью характера, которую унаследовала «Венза». Мелкие стыки бесследно исчезают в толще высокопрофильных шин на 19-дюймовых дисках, а серьезные удары автомобиль отбивает наотмашь, как медведь волка. Хлоп — и нету.
После Уфы в направлении Чекмагуша и далее на Бакалы дороги становились все коварнее: вроде бы, и покрытие неплохое, и трафика нет, но вылетишь радостный из-за очередного холма, а на обратной стороне пучина или воронка. И вот тут-то «Венза» проявила характер: ее подвеска не то что ни разу не пробилась, даже реальный масштаб выбоин не показала. Глаза боятся — подвеска сглатывает.
К этому стоит добавить весьма хорошую «стойку» в поворотах, где Venza не кренится до пугающих величин и вообще ведет себя, скорее, по-легковому. Эх, навострить бы ей руль, и можно было бы говорить о некотором драйве. А так в каждой своей черте Venza склоняется к семейному стилю езды, чтобы и груз не растрясло, и пассажиров не укачало.
Коль скоро выезжали мы в пять утра — так проще одолеть трассу М-5 — очень помогли ксеноновые фары. Включаешь ближний свет, и «Венза» вырезает из темноты трехмерный кусок пространства, который словно залит сиянием дневных ламп. Дальний свет заставляет знаки и столбы на расстоянии метров 500 вытягиваться во фрунт и сверкать ясно-белым. Хоть я и не люблю ездить по ночам, особенной разницы с наступлением рассвета не ощутил.
Зачем мне нужен был кроссовер?
Я ведь, если честно, не большой фанат машин «типа жып», а для обителей городов считаю их чаще всего избыточными.
Только по опыту прошлогодней поездки легковушка в глухих местах не то чтобы полностью теряется, но требует слишком большой концентрации внимания. Плюс исключает поездку в самые живописные места, которые были моей целью.
Почти все местные ездят на легковушках, причем ездят и по полям, и по грунтовкам. Но загляните под любую из них: бампера стесаны, выхлопные системы — в отметинах. Там, где пройдут местные «Жигули», лучше ехать именно на кроссовере, если хочешь сохранить его в первозданном виде.
Основной фокус внимания был на переднем бампере – все же, низковат он. Если прошел передок, скорее всего, пройдет и длинное тело «Вензы» с разнесенными по углам колесами. Просвет составляет более 20 см, что недурно, хотя я бы не отнес «Вензу» к серьезным проходимцам: слишком уж исполинская у нее колесная база. Между тем, для типичных задач, которые ставят перед кроссоверами, она приспособлена, и привыкнув к ее габаритам, я проехал везде, где планировал. Где-то атаковал гребень под пологим углом, где-то пропускал колею между колес, но проехал.
Подвеска «Вензы» хороша и на грунте, позволяя ехать настолько быстро, насколько хватает сцепления шин, потому что в остальном она не боится ни пробоев, ни раскачки.
Осмелев, мы забрались с ней в такие дебри, что иной раз ветки хлестали по лицу через открытые окна, а видимость составляла метра два. Трава, трава — море травы, а кроме него лишь заполняющий эфир гул сверчков. И духота. Климат-контроль я сознательно отключил, чтобы салон залило вязким, пахучим, опьяняющим воздухом башкирских полей.
На особенно крутых уклонах иной раз включался полный привод: как и у нового «Хайлендера», у «Вензы» задние колеса активируются электромагнитной муфтой. Тем не менее, субординация четкая: если Land Cruiser — это внедорожник, Highlander — промежуточное звено (хотя бы за счет своего имиджа), то Venza — крупный паркетник или универсал, тут уж как вам угодно.
На подсолнуховом поле камера заднего вида различает даже отдельные соломинки
Кстати, маневрировать в густой траве и кустах здорово помогают парктроники и камера заднего вида, которая выдает картинку с высокой детализацией. Любопытно, что передний и задний парктроники имеют разную тональность сигнала. Если вы поставили автомобиль на стоянку, а в зоне переднего парктроника находится плохо заметный объект, после включения зажигания машина оповестит вас об опасности, даже если места до препятствия еще довольно много. Правда, сам звук сигнала тревожный и не вполне приятный – первые дни кажется, что тебе кто-то сигналит.
Вообще, как и положено про-американской машине, Venza упакована настолько, что базовую комплектацию впору называть топовой: два люка, кожаный салон, сиденья с электропрвиодом ксеноновые фары — все это есть «по умолчанию». Собственно, топовая комплектация отличается наличием навигации, аудиосистемой JBL, электроприводом багажника и бесключевым доступом.
Премиальная аудиосистема — это классно. Особенно понравилось, как она воссоздает музыкальную сцену. Скрипка вот здесь, чуть правее дефлекторов, гитара — там, дальше и левее, у стойки, ударные — за спиной. Даже знакомые композиции звучат сочнее, богаче. А вот электроприводы багажника я не очень люблю: больно уж неспешно они работают. Впрочем, иной раз, когда выходишь из дома с пятью сумками, нажимаешь парой свободных пальцев на брелок, и к твоему приходу крышка покорно отползает наверх. Плюс, такие штуки обожают дети: в моем случае ключом завладел Глеб, присвоив себе эксклюзивное право открывать пятую дверь.
Базовая переднеприводная Venza стоит 1,578 млн рублей, топовая с полным приводом — 1,793 млн. Средняя комплектация с полным приводом, наверняка наиболее востребованная, стоит 1,688 млн рублей. Цена вполне в рынке: например, близкие деньги просят за Hyundai Santa Fe, у которого комплектация чуть лучше, но в основном за счет не самых важных опций, вроде автоматического ручника или штатной навигации. Другое дело, что у «Санта Фе» есть и более доступные версии (от 1,3 млн рублей), тогда как «Тойота» заполнила эту нишу топовыми версиями RAV4.
Миссис практичность
Мы проехали полторы тысячи километров по асфальту, пару сотен - по грунту. Мы часто открывали окна, возили в машине траву и мясо. Мы сажали полный салон детей.
Поэтому перед возвратом автомобиля дилеру я решил освежить салон влажной тряпкой. Вот она, прелесть прагматичного подхода! Салон кожаный, коврики резиновые, багажник отделан немаркой пластмассой. Десять минут, 5 литров воды и следов деревенского разгула не осталось. Когда я забирал машину, отделка багажника показалась слишком скупой, но если уж использовать машину в хвост и в гриву, именно такой она и должна быть, безо всякого ворса или, упаси бог, велюра.
В багажнике просто нечему пачкаться. Правда, такое покрытие скользкое и требует крепления груза (если его мало)
В этом вся «Венза». Если суммировать впечатления, то в ней нет брутальности старших «Тойот» и нет вау-фактора. Скажем, показывая ее соседям, вы не сможете удивить их супер-креативным салоном или какой-нибудь музыкальной подсветкой. Интерьер удобный, но простой, а люком в крыше сегодня мало кого шокируешь.
Наоборот, Venza тяготеет к простым решениям. Безнаддувный мотор, обычный автомат, а вместо новомодной системы контроля слепых зон — треугольные форточки и зеркала с панорамными секциями. Она вся такая, скроенная под людей, которым нужна машина-средство, а не машина-муза.
Во многом она вторит концепции Toyota Camry. Та ведь тоже не имеет ярких черт, и тем не менее, в прямом сравнении кладет на лопатки куда более напыщенных конкурентов. Почему? Потому что в ней есть вдумчивость, сбалансированность. Отсутствие ярких черт компенсируется отсутствием и явных минусов.
В России Venza не очень популярна, что объясняется, скорее, особенностями менталитета. Ну какой русский предпочтет приземистый универсал импозантному «Хайлендеру», за которым выстроилась очередь? А тем, кому нужна просто добротная машина, Toyota предлагает классику жанра, RAV4, который в последнем поколении стал крупнее и по простору на задних местах практически не уступает «Вензе». Короче говоря, у нас машина пала жертвой маркетологического каннибализма.
И все-таки у Venza есть своя ниша. Тем, кто не озабочен идеей доминирования над окружающими, но хочет машину большую, добротную и непременно с богатым оснащением, Venza — самое оно. Этот тот случай, когда почти премиальная комплектация ужилась с первоклассной практичностью. Собственно, именно поэтому я ее и выбрал.
Фото интерьера Toyota Venza
Ранее на тему:
Toyota Highlander. Прощай, оружие!
Toyota Corolla 2014. Без пяти минут "Камри"
Toyota RAV4 vs Honda CR-V. Плюс-минус миллиметр
Новая Toyota Camry. Автомобиль для водителя. Наемного
|