Блог Артёма Краснова
Четверг, 25.04.2024, 08:09

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Октябрь » 28 » Амбивалентность
12:10
Амбивалентность

Есть такой психологический тест — описать себя одним словом. У меня ушли годы, чтобы придумать такое слово. И вдруг меня осенило: это слово «амбивалентность».

Амбивалентность — это двойственность (хотя я не Близнец по гороскопу). Точнее, это не просто двойственность, а способность примирить в себе взаимоисключающие вещи. Как-то ужиться с ними.

Амбивалентность - это квантовая сущность, когда объект ни черный, ни белый, а как бы одновременно. Чернота или белизна проступает, лишь когда появляется наблюдатель и стремится уложить объект в одну из категорий: либо так, либо иначе.

Скажем, со старых времен осталось такое понятие — интеллигент. Начитанный, культурный человек в очках, который не ругается матом в быту и зарабатывает деньги умственным трудом. А есть его противоположность, бескультурный, узко мыслящий, но более практичный и хваткий пролетарий, вкалывающий в основном физически. Так вот я не знаю, как себя классифицировать. Я в очках и выражаюсь, как сантехник, я зарабатываю умственным трудом, но мне импонируют многие качества у людей, скажем так, совсем неинтеллигентных. В чем-то я считаю их проще и лучше. В другие моменты я их презираю. Я ни белый воротничок, ни реднек. Мне нравятся и те, и другие, и они же меня раздражают. Я и сам себе то симпатичен, то отвратителен, и состояние может меняться в течение дня.

Это чем-то напоминает еврейский вопрос, когда один и тот же человек в России — махровый еврей, а в Израиле — чистокровный русский. Я могу быть и там, и тут, нигде не чувствовать себя откровенно чужим, но и никогда откровенно своим.

Или спор физиков и лириков. В школе, институте и аспирантуре я готовился стать полноценным физиком со всеми его атрибутами: логичным мышлением, стремлением все классифицировать, соблюдением терминологии, приматом объективных данных над субъективными оценками. И вдруг где-то в самом конце этого процесса я понял, что меня тошнит от цифр и формул. Какая-то сила потянула меня в противоположную сторону, где важнее субъективные оценки, где есть что-то неосязаемое, где явления нельзя рассекать на куски грубым топором формальной логики. Я ощутил, что есть что-то еще, куда физика не добралась со своими формулами, и что этот мир, быть может, еще богаче. Так начался перекос в пользу лирика, в результате чего я не являюсь ни тем, ни другим.

Моя амбивалентность — она везде. Я не начальник и не совсем подчиненный, и в этой средней позиции я часто вижу забавные особенности мышления тех и других. В каких-то вещах я консерватор, в других мне ближе радикализм. Я люблю говорить веско, часто меняю мнения на противоположные, еще чаще утыкаюсь в логический тупик, когда оба спорщика абсолютно правы. И еще обожаю оборот «с одной стороны» и «с другой стороны». «Во-первых» и «во-вторых». Это не просто налипшие клише, это каркас мыслей (иногда мешающий).

Но я иду в своих рассуждениях дальше: не только я амбивалентен, но и все вокруг меня такое же. Амбивалентная страна и амбивалентное время. Кто мы — Европа или Азия? Мы все еще советское государство или уже страна с западными ценностями? Мы сами по себе или мы часть большого мира? Мы язычники или православные? У нас равенство или четкая сословность? Что важнее: айфон или книга? Кто важнее: богатый или одаренный?

Эту амбивалетность я вижу в тысяче конкретных ситуаций. Недавно обсуждал с коллегой тот случай, когда полиция применила «живой щит» для поимки преступника. И в самом деле — а как надо было? Надо было отпустить? Или стрелять по колесам? Или растянуть на дороге «егозу»? Любое действие влечет свои риски, которые не найдут понимания у той или иной части общества.

Мы сами не знаем, какую полицию хотим иметь. Хотим ли мы жесткий американский вариант, который чреват «беспределом» (в нашем нынешнем понимании). Или мы хотим максимум либеральности, чтобы полицейский пританцовывал перед нами за наши налоги? Выносите тему на обсуждение в любой группе из 10 и более человек, и вы не придете ни к чему. Вы поймете лишь, что проблема неразрешима.

Иногда доходит до смешного. Я сталкиваюсь у выхода из офиса с женщиной. Я ее пропускаю, она пропускает меня. Возникает неловкость. Пауза становится неприятной. Я не знаю, кто я — английский, мать его, лорд, который должен еще шляпу приподнять. Или я простой российский маргинал, для которого все эти церемонии — глупая мелочь.

Соседи шумят — что делать? Никаких четких алгоритмов, только «с одной стороны» да «с другой стороны». Можно терпеть — будешь терпилой. Можно пойти разобраться — если дойдет до рук и членовредительства, получишь уголовную статью или сломанную челюсть. Можно вызывать полицию — приедет ли? А если приедет, то как быстро? И не будешь ли ты глупцом, который дергает полицию по мелочам? Один хоккеист пострадал в США из-за чрезмерного рвения соседей, который восприняли крик ударившейся о шкафчик супруги за домашнее насилие — нам подходит такой вариант?

Кстати, одно из свойств амбивалентных натур и обществ — невозможность принять решение. Избегание решений. Не в этом ли корень нашего пресловутого равнодушия? Мы порой не столько равнодушны, сколько неуверенны, что некий вроде бы благой поступок в самом деле благой. Там, где педантичный немец начнет названивать в полицию и удивится, если мы его осудим, мы начнем взвешивать десяток разных дополнительных факторов, в конечном итоге предпочтя умыть руки.

Врачи говорят — вот вы тянете до последнего, а потом лечи вас на финальной стадии. В следующий раз придешь заранее, тебе скажут — чего ходишь и создаешь очереди, параноик хренов.

Спросите себя и друзей: давно ли они жертвовали что-то на нужды больных детей — в Интернете есть множество надежных сайтов, которые позволяют это сделать, а еще больше тяжело больных, нуждающихся в дорогом лечении. Но если вы и не делали, то не потому, что вы жадный или у вас, допустим, нет денег. Я думаю, если вы и не делали, то лишь потому, что не имеете однозначной оценки этого поступка. Вроде бы правильно... А вроде бы этим должно заниматься государство... Но детей жалко... Только всем не поможешь... В этой амбивалентной качке утонет любое решение. Хочешь что-то сделать, будь готов казаться мягкотелым глупцом.

Мораль так же амбивалентна, как мы сами. Никто точно не знает, что такое хорошо и что такое плохо. Но когда возникает ситуация, мы выбираем из огромной палитры то, что нам в данный момент удобно и что кажется правильным. Ссылаемся на российские реалии или «как у них там в Америке». Занимаем позицию широкой всепонимающей души или педантичного законника. Пытаемся комбинировать, умещая в одном предложении чудные фразы, вроде «настоятельно рекомендую» или используем слово «очевидно» для выражения сомнения, потому что сами не видели («ну, очевидно, водитель просто отвлекся...»)

Наше мнение — это мелкорубленый салат из фрагментов чужих мнений, зачастую настолько противоречивых, что он даже несъедобен. Мы хотим быть гуманистами, которые «входят в положение», мы же ратуем за жесткую дисциплину. Мы готовы поставить к стенке коррупционеров, но только если это не касается наших близких. Мы воспоминаем добрым словом Сталина и хотим жить также вольно, как в Европе. Нас не устраивает выбор «или/или» - мы хотим все, сразу и без побочных эффектов.

Амбивалентность - реакция на слом того, что мы имели. Общество положили в миксер и хорошенько взболтали — получившийся коктейль слишком бесформенный, чтобы можно было говорить что-то определенное. Он не сладкий и не кислый, не светлый и не темный. Это какая-то адская смесь всего со всем, которая бурлит и вступает в реакцию сама с собой.

Амбивалентность — это буфер, который не дает нам сталкиваться лбами слишком часто. Возможность быстро менять мнение на противоположное, равно как возможность применять принципы очень избирательно, помогает нам обрести душевный комфорт. В Интернете мы напишем злобный отзыв в адрес какого-нибудь алконавта, но никогда не сдадим зятя, который поехал бухим, потому что это чистое стукачество. Мы будем восторгаться японскими машинами, построенными за счет потогонного рабского труда, и тыкать этот идеал сотрудникам АвтоВАЗа, при этом сами же осудим начальника, который попытается насадить нам японскую дисциплину с их кайдзенами, мудонами и пожизненной преданностью компании.

Если хотите, в России произошел Большой Взрыв. Куски идеалов и этических норм разметало по всей Вселенной. Постепенно эта масса оформляется и кристаллизуется в виде чего-то более менее определенного, но процесс идет очень не быстро.

У Высоцкого есть такие строчки: «И знаю я, что лживо, а что свято. Я понял это все-таки давно. Мой путь один, всего один, ребята. Мне выбора, по счастью, не дано». Вот он понимал, и я ему завидую. Мне бы тоже хотелось подписаться под этими словами, но, если честно, мое состояние лучше описал Гребенщиков: «У меня плохая память, и омерзительный нрав. Я не могу принять сторону. Я не знаю никого, кто неправ».

По себе и по тому, что происходит вокруг, я чувствую все же появление некоторой определенности. Амбивалентность переходного периода отступает. Из мутной массы начинает проглядывать еще весьма хрупкий, но уже каркас чего-то более-менее живучего. Я специально не буду здесь углубляться, чтобы не раздувать пост, но амбивалентность представляется мне излечимой.

Ее не нужно убивать совсем. Внутренняя напряженность полезна для развития. Полезны сомнения. Полезно умение иногда менять свою точку зрения с оголтелой на более умеренную, а потом, возможно, и на противоположную, но уже без оголтелости.

Борьба противоположностей неизбежна. Амбивалентность - это что-то другое, менее чистое. Это ранняя фаза, когда бойцы уже вышли на ринг, но еще не сцепились. Они смотрят друг на друга и понимают, что останется лишь один. Противоположности пока разделены барьером, между ними есть напряжение, но определить победителя нельзя. Пока они равноценны. Это латентное состояние, которое лишь предвкушает ответ. Это пороховая бочка. Это бремя, требующее разрешения. Оно может в равной степени разрушить или создать новую субординацию борющихся экстремумов, их напряженную гармонию.

Из этой амбивалентности мы должны выкристаллизовать что-то свое. Хотим мы или нет, но пора уже выйти из примерочной западных идеалов. Что-то универсальное оставить, а что-то чисто наше, российское, добавить от себя. Найти его. Мы не можем игнорировать нашу биполярную географию, наши масштабы, нашу внутреннюю разнородность, противоречивую и богатую историю. Придется жить с этим. И хотя западные общества и наши предки накопили немало полезного и абсолютно общечеловеческого, я думаю, остается еще немало белых пятен, которые мы поспешно залатали какими-то заимствованиями. А любая заплатка рано или поздно отпадет.

Нужно приручить амбивалентность.

PS: этот несколько сумбурный пост я бы хотел в будущем переписать, ибо все это сыро, но я надеюсь, что общий посыл понятен. А ваши комментарии, вероятно, помогут продвинуться дальше.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 1091 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: рассуждения, Россия | Рейтинг: 5.0/9


Всего комментариев: 46
1 Аяврик  
Блог Артёма напоминает мне Луна-парк (кто помнит), по-современному - квест. Едешь себе в вагончике, никого не трогаешь, паркменов всяких вяло обсуждаешь... И вдруг - Мизантроп! Со стереоэффектом! И амбивалентностью сверху... Очень бодрит. А потом начинаешь пытаться анализировать прочитанное. Автожурналистика с уклоном в философию, причём безо всякого апломба и псевдонаучных выкладок. Вот только обсуждения как-то быстро затухают, хотя, казалось бы, тема бездонная...

2 AlexRostov  
Просто ты АТшник)))

3 Cиплый  
Артем, боюсь камментов "по существу" не будет...будут только хвалебные отзывы...люди не думают на такие темы...хотя нужно...а вообще эволюция сознания на лицо и очень впечатляет...

4 Аяврик  
Не, ну надо ж было с чего-то начать! Я не искушен в красноречии, и выдернуть какой-то абзац для камментов не решаюсь, вот и предложите на ваш выбор ))
А по существу... Ну поставили нас в очередной раз перед зеркалом, ну увидели мы там нечто... А дальше что делать? Кто умный, подскажите?(Бить зеркало - не вариант. Артём ещё одно изобразит sad )

6 Black-n-White  
Это хитрый ход Сиплого. Теперь каждый уважающий себя читатель: и интеллигент, и пролетарий, - сочтет своим долгом высказаться по существу)) Владимир - молодец!

7 Cиплый  
Чет пока хитрый ход не работает! Количество камментов не ахти...

10 Black-n-White  
№9 для затравки

5 kriptonus  
Эта двойственность русского человека известна давно: 8 км на работу далеко, а за водкой- рукой подать)). Артем, вы усмотрели некоторе перемены в этом. Мне, к сожалению они не видны. И считаю, что вряд ли они произойдут. Скорее всего, все будет происходить как у маятника с незатухающими колебаниями. Кидаться из крайности в крайность, так и не начав затухать у точки равновесия. Нет у нас точки равновесия. Возможно после, когда глобализация настолько охватит землю, что практически сотрутся межрасовые и межэтнические признаки. И это будут человеки будушего, а не русские человеки))

8 Рыся  
1
Ну, межрасовые и межэтнические признаки сотрутся ещё не скоро! Наша амбивалентность - хорошо это или плохо, сказать сложно. Но, наверно, такая двойственность позволяет нам выживать в сложных условиях. Это попытка сохранить себя. Нельзя же всё время себя унижать или, наоборот, возносить. Вот и ищем приемлемый компромисс. Когда мы не даём денег на помощь тяжелобольному ребёнку, мы оправдываемся что не верим, куда пойдут деньги, потому что сказать: " Мне жалко давать деньги"  - вроде неудобно, а когда их нет (денег), может даже стыдно.  Я думаю, это дилемма стоит не только перед русскими она перед всеми народами стоит.

9 Black-n-White  
Боюсь немного сбить пафос повествования, но я не со зла, просто мнение... Мне кажется, рассуждения на такие темы - это не более, чем признак кризиса среднего возраста и некоторого жизненного застоя (не путать с застоем творческим, тут как раз по общему мнению все наоборот!).

Вы когда-нибудь замечали, сколько у нас философов? Практически любого собеседника можно увести в дебри познания и осмысления, а потом получить бесценные жизненные откровения. Или он тебя сам уведет. Особенно в определенных обстоятельствах и атмосфере... ну, вы понимаете)

Только вот так ли бесценны эти откровения? Мы так привыкли заглядывать в темные глубины себя, что нам, в сущности, наплевать, насколько темно у нас в подъезде и не пора ли вкрутить, наконец, там лампочку. Мы упиваемся сложностью и противоречивостью своего внутреннего мира и с философским презрением смотрим во вне.

Постоянная саморефлексия уничтожает мотивацию и (дебильное, конечно, слово) целеполагание. Мы подменяем волю эмоциями и субъективной системой критериев, которая не распространяет свои полномочия дальше самого субъекта.

В каждом из нас живет усталый критик. Критика всего окружающего прекрасно оправдывается самокритикой: критик "честен", в первую очередь, с самим собой. Я сейчас говорю не о нытье "все плохо", а о критическом отношении, то есть склонности подвергать все сомнению и иметь мнение по каждому поводу.

Недавно на 74.ru была заметка про двух ребят 14 и 16 лет, которые задержали ранее судимого 28 летнего грабителя. Помимо стандартных каментов "Молодцы, пацаны" были и такие, которые на передний план выводили вопросы типа "а если у него нож?". Есть ситуации, в которых думать вредно.

Проблема в том, что мы вместо акции (действия) все время продуцируем реакцию: анализируем, осмысливаем, рассуждаем. Я и сам такой. Но с возрастом постепенно прихожу к выводу, что надо бы быть проще, смелее и как бы линейней.

17 Аяврик  
Цитата
с возрастом постепенно прихожу к выводу, что надо бы быть проще, смелее и как бы линейней.
Чот у меня обратный процесс идёт... С некоторых пор я теряюсь, когда мне откровенно хамят. Пока внутри кипит амбивалентность(или даже мультивалентность wacko ), проходит куча времени и потенциальный объект приложения праведного гнева куда-то исчезает... Тут нужен уровень примитивных рефлексов, и тогда получим аналог Дикого Запада, либо никак не реагировать, и получим... дикий Восток?

20 Black-n-White  

Цитата
Чот у меня обратный процесс идёт...
Так у нас и возраст разный) может этот процесс по синусоиде идет...

21 Артем_КРАСНОВ  
0
Цитата
Вы когда-нибудь замечали, сколько у нас философов?

Хм... И сколько? Их мало. Почти нет. Я не беру тусовку этого блога, она меня очень радует в этом ключе, но если в среднем по обществу, то поговорить особенно не с кем. Я вообще не могу вспомнить, чтобы где-то люди вживую спорили о чем-то посерьезнее традиционных обывательских величин. Наоборот, увести человека в такие дебри сложно, у него тут же включается защитная реакция, как одна из разновидностей - неприязненное высокомерие, вроде получившегося у тебя поста. Типа, нехер умничать, делай как я.

Жень, тоже без обид, но фразы "надо быть проще" - это оскомину набившее клише. Кому надо? если кому-то надо, ну пусть. Скорее всего, у него это и без "надо" получается - есть такие люди, я им завидую, они как бы находятся в состоянии гомеостаза с окружающей средой.

А мне не надо. Вернее, у меня не получается. Я маскируюсь под нормального человека последние лет 20, пытаюсь делать вид, что мне что-то интересно из разговоров о том, какую машину выбрать, и кто, как и с кем побухал (любимая тема в московской тусовке). Но есть уже определенная усталость от этого. Обрыгла тупиковая простота. Вообще меня стали больше привлекать люди, которые могут сказать что-то в разрез избитым клише "будь позитивнее", "будь проще", "будь счастливее". Рубануть, так сказать,и удивить.

(с) Когда при мне говорят, все будет хорошо, я не знаю что они имеют в виду.

Тут речь не про критические ситуации, понятно, что если у машины возник занос, ты будет на рефлексах реагировать, а не о философии рассуждать. Но как бы жизнь не состоит из одних критических ситуаций. И в принципе самый простой способ жить - это ехать в колее. Это самое комфортное. Ну а если тебя что-то вдруг не устраивает, если постоянно находишься в каком-то разладе, то неизбежно начинаешь искать его причины и выходы. Я за всех не скажу, не знаю. Но, углубляясь в себя, я нахожу больше мотивации действовать дальше, чем от этого тягостного, почти уже безысходного "будь проще" и "будь позитивней".

22 Black-n-White  
Отвечу цитатой из книги А. Кочергина: "Отсутствие выбора крайне упрощает выбор".
Растить в себе амбивалентность, неразрешимую противоречивость - это путь в никуда. Это путь, с которого я сам пытаюсь сойти (где ты там увидел неприязненное высокомерие в моем посте?).

Пусть это прозвучит громко, но в мотивах настоящего человека должна преобладать воля и целеустремленность. Успешный человек (в смысле самодостаточный и состоявшийся) - это не результат компромиссов и противоречивости, это результат купирования лишних, мешающий эмоций, мыслей, идей. Это как кусок камня, от которого отсекли все лишние, чтобы получилась скульптура.

24 Артем_КРАСНОВ  
0
Цитата
Растить в себе амбивалентность

Кто ж ее растит-то... Сама растет, как сорняк. Только успевай выдергивать.

Я не хочу тебя переубеждать, ибо тут у каждого свой характер и свой путь, если тебе в самом деле помогают твои установки - как говорится, в добрый путь.

31 Black-n-White  

Цитата
как говорится, в добрый путь.
Несмотря на всю твою амбивалентность, между полюсами "интеллигент-пролетарий" ты гораздо ближе к северному. Так послать нахер может только интеллигент.

25 Артем_КРАСНОВ  
0
А еще я думаю так: хороший человек (в общепринятом смысле) - это ограниченный человек. Именно в его ограниченности появляется предсказуемость, надежность, твердость. Но это уже, наверное, личный выбор каждого. Плюс, вопрос того, получается ли у тебя в самом деле натянуть на себя намордник, чтобы не исказить лица до неузнаваемости. Вот у меня с последним проблемы.

Есть же еще одна установка-клише: "будь собой". И эти две установки: "будь проще, позитивней" и "будь собой" никак не примиряются. Если я буду собой, то я буду примерно таким, как пост выше. И это не вчера началось, это лет с 12 ощущается. А если я буду проще и позитивней (прикинуться, кстати, не так и сложно), то я уже не буду собой. А что более страшный грех, я даже не знаю

Я заметил, что в художественных произведениях, например, меня все время тянет к персонажам, которые одиноки, неприятны (большинству людей), со своим веским мнением, но имеют мужество с этим жить. Я не скажу, что я сам такой, но это просто то, к чему меня тянет. Хорошо это или плохо - вопрос амбивалентный )

34 Black-n-White  

Цитата
хороший человек
где там "хороший"? я писал про настоящего, это не одно и то же.


Цитата
тянет к персонажам, которые одиноки, неприятны (большинству людей), со своим веским мнением

то есть персонажи с веским мнением для тебя более притягательны. может потому, что они не страдают амбивалентностью?


Цитата
две установки: "будь проще, позитивней" и "будь собой"

какие установки? я вообще про это не писал. "быть проще, линейней" я адресовал себе, и это не установка, это выжимка из опыта. мне так лучше. не пытаюсь никому советовать, тем более в таких тонких вопросах, просто привел свое мнение. оценок, установок, НЛП в нем не содержится.

43 Артем_КРАСНОВ  
0
Цитата
то есть персонажи с веским мнением для тебя более притягательны. может потому, что они не страдают амбивалентностью?

Ну да

Цитата
"быть проще, линейней" я адресовал себе

Если себе - вопросов нет.


Цитата
как говорится, в добрый путь.

11 Cиплый  
мои 5 копеек:
Лично мне кажется, что эта амбивалетность - побочный эффект ротожопия, которое культивируется в обществе, специально или нет, я не знаю...эта амбивалетность размывает все существующие ориентиры (нравственные, духовные, культурные), провозглашает постулат о том, что нет ничего абсолютного...из чего автоматически следует, что нет той причины, ради которой стоит хотя бы напречься, не говоря уже о чем-то большем, вроде самоограничения....амбивалентность подмывает вековые устои, долго регулировавшие существование общества...

12 Black-n-White  
+100, поддерживаю

19 kriptonus  
В том то и дело, что ничего абослютного нет и сумасшедший немец с гривой это доказал.

23 Артем_КРАСНОВ  
0
Склонен согласиться. Тоже не знаю, умышленно это или нет - скорее всего, и так, и так (опять эта двойственность), но постоянно ощущаешь эффект "шаткой почвы", когда стоит тебе на что-то наступить, опереться, как тут же появляется некая анти-теория, которая говорит, что это не то, и не так.
Абсолютность - в какой-то мере это фейк, выдумка, но штука в том, что человек нуждается в этой абсолютности, чтобы обрести твердость и курс. В абсолютных героях, в абсолютных примерах. А может это и не фейк, может быть, понятие абсолютна и дано человеку не случайно.
А мы да - все время балансируем. Правда, замечу, что длиться это не первый век уже, может, это натура такая у жителя наших широт.
И да, поэтому мы инертны. Впрочем, те, кто пытаются в таких условиях действовать чересчур прагматично и целеустремленно, нередко входят в историю, как маргиналы и тираны. Потому что их "абсолют" со временем вдруг перестает быть абсолютным, меняет знак с плюса на минус. И мы начинаем по-новой...

27 Cиплый  
Насчет абсолютности согласен, нет её как физической величины, но её отсутствие губительно влияет на общество, разлагает его...поэтому обществу необходим муляж какой-то абсолютной истины...чтобы следовать к этому недостижимому идеалу...движение - жизнь...сейчас нет даже муляжа....нет общей цели...мы так не можем...нам нужна общая цель...в угоду достижения общей цели у нас выстраиваются все общественные механизмы, даже мораль и нравственность трансформируются в механизм достижения этой цели...когда есть цель и сформирован механизм её достижения, тогда нет сомнений по поводу того как лучше поступить, нет амбивалентности т.к. абсолютно понятно какой поступок приблизит цель, а какой наоборот отдалит...и наоборот, когда цели нет все общественные механизмы разваливаются, т.к. функционируют по привычке, а не по назначению...кароче нужна государственная идеология, запрет на которую прямо прописан в конституции, хотя в ней же наглухо зашит рыночный либерализм - как единственно возможная идеология...

13 Рыся  
0
амбивалентность подмывает вековые устои, долго регулировавшие существование общества...

Вот уж нет! Человеку свойственно рефлексировать с давних времён. Между прочим, такая рефлексия позволяет людям двигаться дальше в вопросах морали. Эти нормы морали не застывшие глыбы, в них всё время вносятся изменения, многие столетия. А потом, в результате  всех наших рефлексий, мы всё-таки делаем выбор, мы на что-то решаемся. Так что это не бесполезная работа.
Я думаю, это не кризис среднего возраста. Это определённая провокация со стороны автора, чтобы поговорить на эту тему.

14 Black-n-White  
В отличие от норм морали, которые действительно пластичны и представляют собой формы ее существования в контексте, сама мораль - категория более (если не абсолютно) статичная. Взять хотя бы православные 10 заповедей, они и сейчас не потеряли актуальности в общечеловеческом смысле.

В реальности мы имеем дело не с самой моралью, а с ее интерпретацией, теми самыми нормами, и вот за них Владимир Сиплый, в первую очередь, и беспокоится. И я склонен с ним согласиться.

16 Cиплый  
спасибо за разъяснение...

15 Cиплый  
Тут я бы поспорил так:
Рефлексировала с давних времён очень узкая группа людей, остальным же было тупо не до этого...то война, то голод, то эпидемия и чтобы завтра не умереть, сегодня приходилось напряженно работать, какая уж тут рефлексия...а вот вожди и жрецы - те да, могли этим побаловаться...при чем всегда строго карали подобные потуги со стороны простого народа...сейчас же всё строго наоборот...массы рефлексируют, а вожди и жрецы заняты непонятными действиями, даже не реагируя на явный запрос общества на новый путь, который именно они, по-идее, и должны были разработать и предложить уже давно....многие списывают это на "тайный план", я лично не знаю есть ли этот тайный план или нет...так что цивилизационный тупик налицо, а эта амбивалетность - это его естественная составляющая...

18 Рыся  
1
А кто рискнёт взять на себя роль арбитра в вопросе трактовки норм  морали? Раньше были "совесть нации", авторитетные учёные, литераторы, мы их мнение уважали и часто разделяли А сейчас для нас нет авторитетов. Что для меня авторитет, для вас persona nongrata.
Может, отсюда и амбивалентность?

26 Аяврик  
Да не нужно ничего трактовать, есть абсолютные, общепринятые истины, которые обсуждению и сомнению не подлежат. Это продукт рефлексии тысяч поколений, но мы, как самые умные, пытаемся и десять заповедей разложить на атомы и проанализировать. Проблема в том, что в своём нигилизме мы эти истины уже за истины не считаем, у нас, как обычно, свой собственный путь. Потом, побитые и слегка поумневшие, выберемся на проторённую дорогу, а все прочие уже далеко впереди...

28 ТотЧувачок  
кризис среднего возраста это. ничего, пройдет. бывает и хуже. ;-)
главное жив-здоров, семья, сын подрастает. дерево посадил? может дом начать строить? глядишь развеешься немного, забот куча появится, некогда будет рефлексировать. энергию направишь в мирное русло, так сказать. ))

32 Артем_КРАСНОВ  
0
Я прям смотрю на все один ответ - кризис среднего возраста ))

45 ТотЧувачок  
а так оно и есть. как в анекдоте про сломанный палец.
доктор, куда ни ткну, везде болит! - эээ, батенька, да у вас палец сломан. )))
проявления разные - а причина всех проблем/сомнений/терзаний одна. описанная мною выше.
ну это имхо конечно. ))

29 Andrewtim  
Фридрих Гегель уже 200 лет назад в своей диалектике сформулировал Закон единства и борьбы противоположностей, который объяснил принцип развития всего сущего. Обсуждаемая сегодня амбивалентность частный случай этого закона.
эта амбивалетность размывает все существующие ориентиры (нравственные, духовные, культурные), провозглашает постулат о том, что нет ничего абсолютного (Сиплый)

Да, нет ничего абсолютного, иначе не было бы никакого развития, а оно всё же есть, как мы видим из истории.

36 Артем_КРАСНОВ  
0
Как по мне, борьба противоположностей и амбивалетность - это не то чтобы разные вещи, просто амбивалентность - это частный случай. Это когда они еще не борются, а только тащат тебя в разные стороны. А когда начинается борьба (а она начинается), то непонятно куда она вырулит. Может в +, а может в - ))) Может быть, создаст новое качество, а может быть, аннигилирует все, чтобы было накоплено в этой борьбе.

38 Andrewtim  
Деградация это частный случай развития.

40 Аяврик  
Очень похоже на лозунг нашего правительства...

41 Аяврик  
Очень похоже на лозунг нашего правительства... cool

42 Аяврик  
Это я юкоз с утра похвалил... bash

39 Cиплый  
Мы с вами видим из истории совершенно разное, так что это не аргумент...для меня например очевидно, что развитие шло не равномерно-поступательно, а скачкообразно с периодами деградации даже...и я лично вижу из истории, что периоды скачкообразного развития почему-то напрямую связаны с наличием объединяющей людей, абсолютной, непререкаемой идеи. т.е. в те периоды у людей БЫЛО абсолютное знание, которого вроде как и не существует...

30 beerkeen  
Владимир Семенович уже все давно сказал на эту тему.

ЧУЖАЯ КОЛЕЯ

Сам виноват - и слезы лью,
И охаю -
Попал в чужую колею
Глубокую.
Я цели намечал свои
На выбор сам,
А вот теперь из колеи
Не выбраться.

Крутые скользкие края
Имеет эта колея.
Я кляну проложивших ее,-
Скоро лопнет терпенье мое,
И склоняю как школьник плохой,
Колею, в колее, колеёй...

Но почему неймется мне?
Нахальный я!
Условья, в общем, в колее
Нормальные.
Никто не стукнет, не притрёт -
Не жалуйся.
Желаешь двигаться вперед?
Пожалуйста.

Отказа нет в еде-питье
В уютной этой колее,
И я живо себя убедил -
Не один я в нее угодил.
Так держать! Колесо в колесе!
И доеду туда, куда все.

Вот кто-то крикнул сам не свой:
- А ну, пусти! -
И начал спорить с колеей
По глупости.
Он в споре сжег запас до дна
Тепла души,
И полетели клапана
И вкладыши.

Но покорёжил он края,
И шире стала колея.
Вдруг его обрывается след -
Чудака оттащили в кювет,
Чтоб не мог он нам, задним, мешать
По чужой колее проезжать.

Вот и со мной стряслась беда -
Стартер заел.
Теперь уж это не езда,
А ёрзанье.
И надо б выйти, подтолкнуть,
Но прыти нет -
Авось подъедет кто-нибудь -
И вытянет...

Напрасно жду подмоги я,-
Чужая эта колея.
Расплеваться бы глиной и ржой
С колеей этой самой чужой,-
Ну а тем, что её углубил,
Я у задних надежду убил.

Прошиб меня холодный пот
До косточки,
И я прошелся чуть вперед
По досточке.
Гляжу - размыли край ручьи
Весенние,
Там выезд есть из колеи -
Спасение!

Я грязью из-под шин плюю
В чужую эту колею.
Эй, вы, задние! Делай, как я.
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя!
Выбирайтесь своей колеей!

Выбирайтесь своей колеей.
1973 г.

33 Cиплый  
Красиво! Только зачем дважды одно и тоже?

35 Артем_КРАСНОВ  
0
"До вас, средневозростных усложнителей жизни, с первого раза не доходит".

Видимо, это имелось в виду )))

37 beerkeen  
Глюкануло что-то, видать. Поправил.

Да что ...лядство то такое..... Весь день пытался залогиниться, не пускает. Сайт слетает при каждом переходе со страницы на страницу. У всех так, или только мне щщщастье улыбается?

По сабжу.

Нам блязнецам амбивалентность в квадрате видимо при рождении выдается. Так что я смело про себя могу сказать - амбивалентный мизантроп.

В процессе чтения поста, несколько раз из глубины памяти всплывала цитата из романа "Три товарища" Эрих Мария Ремарка, и как показалось, кратко и емко описывает суть этой амбивалентности.

"
  • Только глупец побеждает в жизни, умник видит слишком много препятствий и теряет уверенность, не успев ещё ничего начать
    ".


    Я бы только слово "глупец", заменил бы на "толстокожий/прямолинейный/в каком то смысле даже бронелобый". 

    Очень часто доводилось наблюдать сию картину, когда через чур прямолинейный человек, как говорится без тени сомнений и колебаний, т.к. он об этом даже и не знает и не задумывается, добивается в жизни очень много (например в материальном плане). Другая противоположность - человек "много думающий/сомневающийся", зачастую заранее сам себе "выдумывает препятствия" - и не может даже сдвинуться с мертвой точки.

    Видимо фраза "Дуракам живется проще" - родилась не на пустом месте.

  • 46 Артем_КРАСНОВ  
    0
    Цитата
    У всех так, или только мне щщщастье улыбается?

    Да у меня нервный тик от этого юкоза... Пытаюсь от них добиться, в чем проблема таких траблов, чет с серверами они курочат, не работает много юкозовских сайтов.
    Тоже комменты добавляют через раз.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024 |