Как-то, помогая Андрею Винникову волочить оборудование из машины до офиса, я легкомысленно спросил: «На кой ты его таскаешь туда-сюда? Через полчаса все равно на съемку. Оставил бы в багажнике». Он ответил: мало ли...
И оказался прав. Месяц назад у другого нашего фотографа на парковке перед офисом выхлопали всю машину — стоимость украденного оборудования он оценил в 200 тысяч рублей. Профессиональный фотоаппарат с комплектом объективов, штативами и другими фотоштучками так и стоит. Сделали все так чисто, что он обнаружил пропажу лишь через несколько часов: ни следов взлома, ни бардака. Машину вскрыли код-граббером, взяли нужное и тихо улетучились. Сигнализация — Шерхан (поколения не знаю).
А сегодня звонит знакомая: оставила машину возле подъезда, вернулась — нет сумки, спрятанной под сиденьем. Не спасли даже всевидящие бабульки: да, говорят, заметили мужчину. Открыл дверь, что-то поискал и ушел. Но какие могут быть подозрения, если взлома нет, сигнализация молчит, а человек спокоен и деловит?
Документы позже подбросили, деньги и ценности, конечно, нет. А накануне было предзнаменование: Света вспомнила, как один раз вернулась к машине, а та стояла открытая. Подумала, что забыла запереть. Но видимо, ее авто уже сканировали, просто брать в тот раз было нечего. Сигнализация — "Шерхан" 5 установлена у официального дилера.
Все это не ново, и код-граберры уже много лет используют не только угонщики, но и воры. Как я понимаю, дело это весьма прибыльное и сравнительно безопасное. Хлопот со сбытом товара гораздо меньше, чем при угоне автомобиля, риск попасться ничтожен, а фотоаппараты, айфоны и наличность обеспечивают маржу, сравнимую с «премией» за угон отечественного автомобиля.
Подобные кражи могут случиться где угодно: около магазина, офиса, во дворе... Поскольку выглядит все очень пристойно, преступников не пугают людные места. Кроме того, владельцы нередко обнаруживают пропажу через час, а то и через день (особенно, если выгребли багажник).
Короче говоря, делайте как Винников — забирайте все ценное из автомобилей всегда и везде. Бросьте привычку прятать соблазнительные вещицы в бардачок, багажник или тайнички в салоне. Иногда преступники действуют по наводке, другой раз открывают случайную машину, прекрасно зная, где искать: все-таки не квартира. Отсутствие брошенных на сиденье ценностей вовсе не означает, что авто не привлечет код-грабителей: открыв машину, по сути, они ничем не рискуют. Не нашли сейчас, найдут в другой раз. Тонировка, я думаю, их только привлекает, потому что владельцы гуталиновых машин беспечнее.
Второй рецепт: используйте сигнализации, устойчивые к взлому код-грабберами. "Шерханы", "Старлайны" и еще целый список популярных моделей ломаются без проблем, причем код-грабберы стоят денег, которые может позволить себе банда школьников. Штатный замок — тем более не панацея. Я обратился к специалисту по сигнализациям Дмитрию Фофанову (на блоге известен как Dima), и он сказал, что особенно легко открываются дистанционные замки японских и отечественных машин. Некоторые код-грабберы настолько универсальны, что могут вскрыть две из трех машин на стоянке.
Я спросил у Дмитрия, какие марки сигнализаций считаются устойчивыми к электронному взлому: он назвал Excellent, Pandora, Сталкер. Во всех случаях, как я понимаю, речь идет об относительно свежих моделях с диалоговым кодом. Сам я установил себе Pandora DXL 3500 — небольшой отчет здесь.
Также Дмитрий сказал, что машины без защиты иногда открывают «сверткой», которая взламывает штатный замок механически. Для стороннего наблюдателя процесс выглядит так, словно владелец открывает машину ключом. В этом случае задача сигнализации поднять тревогу: как минимум, у злоумышленника будет меньше времени на обшаривание салона.
А лучше не оставляйте ценности в машине, даже если они надежно спрятаны. Пусть главным призом для код-грабителей будет аптечка и огнетушитель.
|