«Фууу, еще один концепт», - скривитесь вы. Но этот BMW i3, по заявлению компании, на
85-90% идентичен серийному, и визуально главным отличием будут обычные, а не
прозрачные двери. Официальные продажи начнутся в следующем году, первый шоу-рум
открывается в эти дни в Лондоне.
Лондон выбрали не случайно. Маркетологи BMW в связи с i3 часто употребляются термин «мегасити»,
аналог греческой метрополии, результат слияния нескольких крупных городов или
одного мегаполиса с пригородами. Лондон как раз такой: чтобы пересечь его на
метро нужно примерно столько же времени, как для поездки из Челябинска в Сатку.
Так вот BMW разработал «ай-трешку» специально для метрополисов.
По размерам автомобиль относится к гольф-классу, а из
существующих моделей к нему близок, скорее всего, Ford C-Max: тоже компактвэн, и даже задние
двери у них открываются одинаково, шиворот навыворот.
В технической части отличий больше. Тот факт, что i3 – это электромобиль,
никого уже не удивляет. Но i3
будет первым в мире авто с кузовом из углеволоконного композита, но, в отличие
от Ё-мобиля, несущие конструкции все же планируется сделать более традиционными
– алюминиевыми.
Чтобы не изменить себе, BMW планирует оснащать базовую версию 170-сильным мотором, чтобы
разгон до 100 км/час занимал менее 8 секунд. Это даже быстрее, чем базовый BMW 1 серии. Пробег на одной зарядке должен
составлять порядка 160 км, но вряд ли эти цифры будут актуальны для реальных
условий эксплуатации. По крайней мере, Nissan Leaf и Mitsubishi i-Miev если и позволяют
добиться паспортного «рейнджа», только при издевательски медленной езде.
Впрочем, i3 будет еще
более прогрессивным, так что посмотрим. К примеру, разработчики полагают, что при нормальной езде
водитель будет управляться… с одной единственной педалью, той, что мы называем «газом».
Обычные торможения (не экстренные) будут осуществляться при отпускании педали
газа за счет рекуперации энергии мотором-генератором.
i3 –
это не просто автомобиль, это целая концепция индивидуального транспорта.
Электромобиль долго заряжается? BMW
планирует сдавать в аренду портативные зарядные устройства, позволяющие
высасывать из розетки лишние киловатты. Дальнобойности i3 недостаточно для междугородних
вояжей? К нему будет прилагаться услуга «аренда нормального BMW». Возле крупных офисов мало
парковочных мест? Последние 1-2 километра до работы владельцу предлагается
одолевать на электробайке iPedelic,
который заряжается прямо от сети электромобиля. Даже салон с абсолютно плоским
полом спроектирован так, чтобы водитель при плотной парковке мог покидать салон
через любую дверь. Наконец, BMW
обратила внимание на проблему внутренней экологии автомобиля, и салон i3 отделан натуральным
эвкалиптовым деревом и шерстью. А чтобы не перегружать водителя информацией, оформление
минималистично – наверное, примерно так видели автомобиль будущего фантасты
50-х.
Если бы нечто подобное декларировала небольшая компания,
вроде «Ринспида» или «Фискера», можно было смело поставить клеймо «Мечтатели».
Но BMW
– марка слишком уважаемая, более того, концепт продвигается с привязкой
к основному бренду BMW,так
что репутационные риски слишком велики, чтобы бросаться обещаниями.
Но что мне говорит интуиция? Если честно, она полна
скепсиса. BMW старалась создать стильный дизайн,
который разрушил бы миф о том, что все массовые электромобили – уродцы (а это,
по большому счету, так). Проблема в том, что если у меня когда-нибудь будет BMW, я не хочу, чтобы он
выглядел вот так. Нет, я могу убедить себя в великих достоинствах этой
концепции, но i3 похож
на студенческий скетч на полях тетради.
Во-вторых, цена. BMW надеется, что i3
будет стоить в США порядка $35 000, а за эти деньги в Штатах можно взять
хорошо оснащенную Toyota Camry
или Ford Mustang.
Окей, жители американских метрополий могут счесть «Камри» слишком громоздкой,
но $35 000 – это три «Смарта». Или «Камри» и «Смарт».
В-третьих, новизна машины может сработать против нее, ведь
сознание и тем более быт людей более инерционны, чем техника. Создатели проекта
Smart были уверены в
диком спросе на машину со стороны жителей мегаполисов, но он оказался настолько
низким, что для выживания понадобилось производить целую гамму вполне себе традиционных
автомобилей, вроде Smart ForFour.
Есть ощущение, что i3
был бы ко двору в мире, нарисованном
фантастом, где люди перестали мусорить, толстеть и материться. Этакий идеальный
метрополис Сан-Анджелес из фильма «Разрушитель». Человек обычный, обыватель, не
так уж сильно озабочен глобальными проблемами и стремится к простоте решений.
Он хочет выйти из дома, плюхнуться в машину и ехать куда-то, составляя маршрут
по дороге. Концепция «i»
подразумевает жесткое планирование с кучей мысленных вычислений. Если бабушка
живет в 70 километрах – доедем. Но если заехать в супермаркет – уже не доедем.
А потом придется гостить 3 часа, чтобы зарядить аккумулятор на обратную дорогу.
Если похолодает – 4 часа. Либо сразу заехать за подменной машиной, чтобы не
пришлось «ай-педалировать» последние 10 км до дома. Кстати, есть подвох даже в самой концепции: раз уж заговорили про метрополисы, нужен транспорт, способный пересечь город от границы до границы, а это - минимум 200 км в самом жестком режиме.
Впрочем, все перечисленное актуально для любого
электромобиля, и тем не менее, их становится все больше и больше. Renault с
Nissan так и вовсе
выпускают уже целую гамму электромашин, включая весьма креативные, вроде Twizzi. Электромобиль есть в
планах или даже шоу-румах у любой крупной автомобильной компании. Чем
обусловлено такое рвение ставить на «зеро»?
Надеждой, что емкий, недорогой, надежный аккумулятор скоро
будет изобретен. Эксперименты с водородом, рапсовым маслом и даже гибридами
пока не принесли тех результатов, которых от них ждали, и единственным
более-менее жизненным приветом из будущего являются электромобили. Видимо,
срабатывает дедуктивный метод: исключили все невозможное, и то, что осталось,
автоматически приняли за рабочую гипотезу.
Но мотивация производителей все равно не будет понятна, пока
мы не включим в уравнение политическую составляющую. Скорее всего, BMW не нужны электромобили и
даром – баварцы любят мощные машины. Но именно ради них приходится выпускать
экологически чистые концепты, чтобы снизить средний расход топлива и выбросы
СО2 по модельному ряду, как того требуют стандарты США и Европы.
Так что i3
– это действительно будущее. Будущее обычных BMW, которые иначе пришлось бы делать менее мощными.
|