Помните времена, когда навязла на зубах присказка: мол, иномарки – не для наших дорог? С тех пор многое изменилось. Сегодня иномарки адаптируют для России, также как и для любого крупного рынка мира.
Начиналась адаптация, кстати, именно с дорожного вопроса. Машинам в российской спецификации стали увеличивать дорожный просвет и перенастраивать подвеску: пружины и амортизаторы. Причем иногда в сторону увеличения жесткости (ради энергоемкости), иногда смягчали для комфорта. Порой изменение настроек попахивало компромиссом, и европейские версии были более гармоничными как внешне (за счет меньшего просвета), так и на ходу.
Очень быстро стало ясно, что еще большим вызовом является российский климат, и сегодня многие машины для нашего рынка комплектуются более мощными генераторами, аккумуляторами повышенной емкости и усиленными стартерами.
Владелец одного BMW X5 однажды рассказывал мне, как новый «икс» внезапно остановился на трассе в сильный мороз из-за полной потери масла. Оказалось, перемерзла система вентиляции картера, картерные газы выдавили из поддона все масло, и двигатель был близок к «клину». После разбора полетов, BMW приняла решение поставлять в Россию канадские версии системы вентиляции картера, снабженные подогревом.
Методом проб и ошибок шел Volkswagen: в России выяснилось, что турбомоторы малого объема не обеспечивают прогрева салона в холода, поэтому в экстренном порядке машины стали оснащать электрическими догревателями, а на новых версиях турбомоторов VW модернизировал контуры охлаждения (помогло или нет, пока неясно: ждем отзывов владельцев моторов EA211).
Производители иномарок все чаще включают подогревы зеркал, сидений, форсунок омывателя стекла в базовую комплектацию. Подогрев лобового стекла из недорогих машин одно время имел лишь Ford Focus. Но при локализации производства ветровики с нитями накаливания освоил Борский стекольный завод, в результате, такую опцию получил еще ряд обрусевших иномарок: в частности, Peugeot 408 и Hyundai Solaris.
Потихоньку иностранцы поняли, что докатка в России - это зло, и уж тем более курьезом выглядят ремкомплекты вместо запасного колеса.
Локализация открывает большие перспективы для создания иномарок под российские запросы. Поначалу нам предлагали импортные версии машин, в которых возможна лишь ограниченная адаптация: заменить амортизаторы, предложить особую комплектацию… Однако если компоненты автомобиля производятся здесь, их можно изначально спроектировать с учетом российских условий эксплуатации. Скорее всего, именно такие задачи и будут решать инженерные центры, создание которых вменено автопроизводителям в рамках соглашения о промышленной сборке.
Некоторые иномарки стали проектироваться персонально для российского рынка, например, Polo Sedan или Nissan Almera. Понятно, что речь идет, скорее, о глубокой модернизации уже существующих моделей, ведь Polo Sedan имеет много общего с «Фабией» и Polo 5d, а Nissan Almera – с Renault Logan. Однако сегодня это нормально: создавать свою платформу невыгодно даже персонально для Китая.
Несмотря на усилия, мне представляется, что большинство иномарок еще имеют потенциал для роста. Например, они имеют неидеальные подвески. Нам не нужны жесткие псевдоспортивные настройки (ну разве что у нишевых машин), модные в Европе. Большинство из нас предпочтут подвеску длинноходную, сравнительно мягкую подвеску, со стальными рычагами и амортизаторами повышенной живучести. Нам нужны подогревы всего, что может подогреваться. Нам нужны системы стабилизации и АБС, адаптированные под специфические дорожные условия (между тем, Volkswagen спровоцировал несколько скандалов из-за неудачной настройки вспомогательной электроники). Мы оценим, если российские автомобили получат защиту лакокрасочного покрытия в ответственных местах: на порогах нужны накладки, в арках – локеры (а у новой Corolla, к примеру, их нет), на кромку капота я бы клеил защитную пленку прямо с завода. Да и сами лаки для России нужны износостойкие: что удивительно, «французский» Citroen, как мне кажется, имел куда более стойкое ЛКП, чем мой нынешний, калужский. Отдельного внимания заслуживает наше топливо, ведь многие современные моторы и масла его до сих пор переваривают с трудом.
Очень нехотя идет процесс «русификации» опций: я уже писал, что штатные навигаторы, системы автозапуска, электрофены, а возможно, и ГБО должны быть в списке оборудования любой машины для России.
Хотя иномарки изрядно обрусели, процесс еще не закончен и идет рука об руку с локализацией. Дай бог, чтобы неизбежные попытки снизить издержки находили резервы в тех областях, которые не влияют на долговечность и удобство эксплуатации автомобиля в России. Правда, решающее слово сегодня за маркетологами, а им зачастую важнее создать иллюзию про-российского автомобиля, чем настоящий авто для наших широт.
|