Если бы я выбирал экспедиционный автомобиль, то в списке кандидатов был бы полноприводный «Соболь». Ну, знаете – поехать на море семьей или, допустим, в Хандыгу по весне.
Аппарат сравнительно недорогой: скажем, семиместка обойдется в 630 тысяч рублей с бензиновым мотором. Конечно, в экспедицию интереснее взять «Соболь» с дизелем Cummins (правда, китайского производства) – такая версия стоит уже 780 тысяч (с предпусковым подогревателем). Можно доукомплектовать кондиционером и прочими атрибутами современной машины, правда, цена оснащенных версий с дизелем и 4WD приблизится к 850 тысячам. Дорого? Ну да. Хотя из кроссоверов за эти деньги купишь что-то вроде переднеприводного Nissan Qashqai, который для серьезных вылазок годится едва ли. Впрочем, о конкурентах чуть позже.
Фото с сайта
«Соболь» не так уж архаичен. Например, новый интерьер выглядит вполне современно, в списке оборудования есть гидроусилитель руля, круиз-контроль, электростеклоподъемники. Само собой, для экспедиционных целей машину можно укомплектовать еще пуще, установив хоть лебедку, хоть увеличенные топливный бак – благо, место в грузовом отсеке позволяет. На сайте «Газа» есть любопытная версия «Охотник», правда, без цены.
В основе «Соболя» - рама, литые мосты и очень длинноходные подвески: вывесить колеса практически невозможно. Просвет 205 мм ограничен как раз мостами, что делает контакты с грунтом не таким уж страшным событием. По геометрической проходимости это если тру-джип, то уже и не паркетник.
Раньше «Соболи» комплектовались постоянным полным приводом с понижайкой и блокировкой центра. При всех плюсах этой схемы, минусов было больше, и главные из них – вой раздатки и повышенный расход топлива. А если задуматься, зачем «Соболю» постоянный полный привод? Для гонок по скользким покрытиям он не рожден, а в адовых условиях жестко подключаемый передок даже лучше: это как если заблокировать центральный дифференциал у классического 4WD.
Поэтому с прошлого года у «Соболя» появилась версия с подключаемым «передком»: она тише, экономичнее (с дизелем – 10-12 л/100 км по трассе), а в тяжелых условиях вряд ли уступает постоянному полному приводу. К тому же, блокируется и задний межколесный дифференциал, есть понижайка, и на правильных шинах по тяговой проходимости «Соболь» может быть молодцовее иного внедорожника. Кстати, для улучшения комфорта заменили карданные шарниры в приводе на ШРУСЫ, и тестеры отмечают, что стало гораздо лучше: например, перестали «биться» рычаги раздатки и коробки передач.
Модификация "Охотник"
Естественно, в борьбе за качество пришлось заменить часть компонентов на импортные, например, задний дифференциал – ELocker (Eaton), ШРУСЫ – Spicer Ayra Cardan. И это в дополнение к другим атрибутам «Соболя-Бизнес»: гидроусилителю ZF, амортизаторам Sachs, главному тормозному цилиндру Bosch, радиатору T-Rad, подшипникам SKF, синхронизаторам Hoerbiger, ну и собственно дизель Cummins. Механически это уже почти иномарка.
К плюсам «Соболя» отнесем и практичность. Грузоподъемность умеренная – фургон при загрузке 3 человека способен взять на борт еще 600 кг. Но зато объем кузова даже при шестиместном салоне позволяет упаковать не только багаж, но и кучу необходимого оборудования: запчасти, лопаты, палатки, провиант, топливо и т.п. В зависимости от компоновки кузова можно сделать машину со спальными местами. Как я понимаю, два человека могут жить в оборудованном «Соболе» с относительным комфортом.
Вывесить не удалось. Фото autoreview.ru
Конечно, минусов тоже наберется. Динамика отстает от легкового уровня, хотя в дальней дороге я бы не отнес это к большим недостаткам: практика показывает, что на дальнобое грамотная езда на 80-100 км/час выгоднее и гораздо безопаснее полетов на сверхскоростях. Но все же, подозреваю, утомляемость водителя в «Соболе» выше, чем в тех же кроссоверах: хуже комфорт, больше шумов, сложнее управление.
И главная проблема – надежность. Импортные узлы – это хорошо, но большая часть деталей все равно наша, равно как и сборка. Судя по отзывам, до иномарочной беспроблемности еще далековато. Отправляясь в серьезную экспедицию, можно перебрать машину до винтика, но тогда встает вопрос: а не проще ли купить, например, подержанный японский внедорожник и перебрать его?
Скажем, на Drom.ru продается за 700 тысяч такой вот Nissan Patrol, уже подготовленный для бездорожья. Вложив в него тысяч 100-150, наверное, можно добиться от него надежности повыше, чем у нового неподготовленного «Соболя» за 850 тысяч.
В общем, соотношение цены к надежности представляется мне главной проблемой «Соболя». Хотя фотограф и исследователь Камчатки Игорь Шпиленок наоборот выбрал «Газовскую» продукцию (правда, грузовик): да, ломается, зато запчасти есть в любой деревне. А вот с полу-импортным «Соболем» такой трюк пройдет не всегда.
Тем не менее, идея «Соболя» мне нравится. Он зовет на приключения и почти не имеет конкурентов. Не так уж много у нас полноприводных минивэнов, а за эти деньги - тем более (хотя есть уазовская "буханка").
Если брать новые машины, то на ум приходят пикапы, но они дороже – скажем, самый доступный Mitsubishi L200 без кондиционера обойдется в 929 тысяч, а цена в реальной комплектации уйдет за миллион. Пикапы не подходят для ночевки в полевых условиях (ну разве что скорчившись на заднем сиденье), да и по управляемости тоже далеко не легковушки. Зато меньше сомнений насчет качества.
Есть еще Ssang Yong Stavic, тоже минивэн и тоже с подключаемым 4WD, но цена более миллиона и меньшая вариативность кузова делают его больше гражданским автомобилем, чем экспедиционным.
На Оймякон!
А «Соболь» хорош именно тем, что в обычной офисно-скучной жизни он выглядит бессмысленным, и расцветает там, где есть дикость, природа, гитары, свитера и костры. Там, где есть вызов и преодоление себя. Алтай, Якутия, Камчатка... Для промоушена автомобиля группа «ГАЗ» даже снарядила путешественников из Нижнего Новгорода в Оймякон – отчеты можно посмотреть здесь.
О чем еще помечтать:
Петрович
Шаман
Снегоболотоходы
Самодельные болотоходы
Mitsubishi Delica
|