Не-е-т… Разгон – это детские
шалости. Отчего реально оплавляются мозги – это торможения.
Первый круг проезжаем с
инструктором, и в некоторым смысле, это мука, потому что мне уже не терпится
попробовать самому. Но скука длится ровно тридцать секунд до момента, когда со
скорости около 150 км/час Егор Васильев – мой «тренер» из команды Jaguar Experience –
впечатывает педаль тормоза в пол. Висящий на руке фотоаппарат встает торчком. Дифферент
на передние колеса такой, словно мы уже пропахали асфальт. Но главное, что-то случается
со зрением. Такое ощущение, что у пространства появились стены и потолок, образуя
сужающуюся воронку, в которую нас затягивает с неимоверной быстротой. Эффект длится
секунд десять, но этого хватает, чтобы внутренний «тормоз» запретил мне
повторять подобное самостоятельно. И это притом, что мы мчимся в самом расслабленном
из «Ягуаров» - новом XJ.
Жаль, не удалось вовремя запрыгнуть в спорткупе XKR, которое стояло на взлетном поле
ЧВААУША, целясь в зрителей могучими патрубками выхлопной системы. Вот этот, я
думаю, так затормозит, что завтрак остается на лобовом стекле.
Теперь моя очередь. 510-сильный
компрессорный мотор разгоняет тяжелый «Яг» с предсказуемой легкостью, но когда
я наступаю на педаль тормоза – снова ошеломление. На этот раз даже не от
степени замедления, а от стабильности автомобиля. Когда едешь по узкому
коридору из конусов, корректировать курс несложно. Другое дело, когда тормозишь
до пола – машина-то, может, и сохраняет управляемость, но ты сам с непривычки
настолько растерян, что можешь думать только о торможении. А потому, крайне важнее
первый импульс, точное попадание в створ в первый момент времени.
Егор находит изъян в моем
пилотаже – «Вяло начал давить». Откровенно говоря, это звучит как провокация,
потому что когда я навалился на тормоз, мы оба повисли на ремнях. «Жестче бей по
педали. До боли в ноге».
Будет вам боль в ноге, думаю… Следующее
торможение совсем хитрое: нужно попасть в сужающийся створ конусов, который
заканчивается узкими воротцами. Снова разгон километров до 140 в час, но теперь
целиться нужно лучше, потому что в начале зоны торможения конусы расставлены широко, но чем дальше – тем ближе они подступают к бортам машины. А последние
стоят так близко, что мне кажется, будто я кошу их все, хотя не задеваю ни
одного. Удивительно, но большой «Ягуар» позволил немного скорректировать курс в режиме экстренного торможения.
Затем – еще интереснее: уворот от лося. Я уже
знаю маленькую хитрость – важно не крутить руль слишком сильно. Давлю тормоз до
талого и делаю небольшой качок рулем, которого, тем не менее, оказывается
много, потому что машина срывается в занос, мгновенно отсекаемый системой
стабилизации. Лося мы спасли, но есть простор для совершенствования. В следующий раз получается уже лучше: и лося спасли, и систему стабилизации не разбудили.
Змейки – простейшее упражнение,
которое довольно увлекательно, если делать его вдумчиво и с
инструктором. Егор говорит: «Долго держишь руль в вывернутом положении.
Повернул – и плавно распускаешь. И не газуй с повернутым рулем – здесь крутящий
момент 630 Н*м почти с холостых… Так можно и в занос уйти». Мало-помалу у меня
начинает получаться возвращать руль в нулевое положение без пауз, но я делаю
это слишком быстро. «Нужно наоборот – поворачивать быстро, распускать плавно. И
не газуй…»
Скоростная змейка получается
неплохо с первого раза – Егор даже одобряем мою манеру ехать по пологой
траектории близко к конусам. «Но руль дергаешь резко. Плавнее, плавнее… Во-о-от,
так. ».
Потом снова торможения, на одном
из которых я все же уничтожаю конус, увлекшись попытками выжать из «Яга»
максимум тормозного ускорения. Наверное, машина изначально неслась чуть-чуть неровно, а я «забыл» подправить курс.
Еще были совсем уж узкие
коридоры, где можно проверить глазомер и чувство габаритов. Возможности «икс-джея» не разочаровали: он вписывался в повороты, которые изнутри казались
совершенно непроходимыми для столь крупного авто.
Я даже не думал, что езда по
взлетному полю может быть настолько увлекательной. И вообще подобный полигон
нужно сделать открытым для массового пользователя. Взять те же торможения.
Поднимите руки, кто иногда ездит со скоростью 140 км/час. А теперь поднимите
те, кто пробовал тормозить с такой скорости в пол и хорошо представляет, как
именно его машина ведет себя в таких условиях? А кто пробовал объезжать лося с
одновременным торможением?
Простые упражнения, вроде змеек и
торможений, позволяют, с одной стороны, почувствовать предел машины (а еще
узнать, что этот предел существует – для молодежи очень полезное знание). А
во-вторых, слегка напугать себя самого и в следующий раз более вдумчиво
относиться к скорости 140 км/час. Ибо нет лучшего способа прочувствовать
скорость, чем сымитировать на ней критическую ситуацию.
Не скрою, после такого
экспириенса первое время ездишь, как Д’Артаньян. Но потом удаль выветриваются,
а навык и понимание – остаются. Я думаю, властям стоит выделить квадратную
площадку, купить побольше конусов и заняться водительским ликбезом.
Читайте о новом проекте на блоге - "Социальная сесть Ковчег"
|