Новый болид Петрова - Caterham CT-01
Из команды Lotus Renault из Энстоуна, на счету которой 4 чемпионских титула, Виталий
Петров ушел в коллектив, не имеющий в своем активе не то что титулов, побед, подиумов
или поулов, но даже одного-единственного очка. За два года выступлений
малазийская Team Lotus
(а ныне Caterham) показала
лучший результат на Гран-При Японии 2010 года – всего лишь 12 место. В прошло году и того хуже – лишь три
тринадцатых.
За два прошлых сезона Team Lotus не набрала ни одного очка
Оба раза по итогам года команда финишировала на 10 месте,
ровно в два раза худшем, чем предыдущий коллектив Петрова. Таким образом, если в прошлом году в качестве сверхзадачи для
Петрова были подиумы, то теперь – хотя бы первые очки для команды (то есть
финиш на 10 месте в отдельных гонках). О борьбе за чемпионский титул или победы
лучше не заикаться.
Тем не менее, новость о переходе Петрова в Caterham воспринимается не иначе, как с
ликованием, ибо после его выдворения из англо-французской Lotus Renault, «Катерхэм» был,
пожалуй, лучшим из реалистичных вариантов.
«Формула 1» - это спецкласс
вундеркиндов, где самый паршивый троечник на голову превосходит заядлого
отличника из «нормальных» школ. И очень важно, что Петров остался в обойме, что
он продолжит работать со сложной техникой и светиться перед светлыми очами
биг-боссов «Формулы 1». Блестать можно и в других сериях, в GP2 или каком-нибудь IndyCar, однако для относительно
возрастного Петрова такой вариант практически наверняка поставил бы крест на «формульной»
карьере.
Переход в «Катерхэм» (или «Кэтрэм», как его называют в
Британии) имеет и плюсы, и минусы, и от того, как Петров воспользуется первыми
и справится со вторыми, зависит его карьера.
Плюс: мы будем видеть Петрова по телеку. Минус: но чаще будут показывать лишь его имя в нижней части протокола,
а не его машину. Плюс: можно заработать для команды первые очки и вписать себя
в ее историю. Минус: даже этого добиться едва ли проще, чем прошлогоднего
подиума. Плюс: в партнеры достался быстрый Хейкки Ковалайнен, который расцвел
именно в Lotus/Caterham. Минус: есть большой
риск сливать ему, особенно в первой части чемпионата. Плюс: из трех новых
команд Caterham
выглядит самой профессиональной. Минус: судя по прошлым годам, у Caterham просто нет
соперников. Два других новичка – HRT и Marussia – смотрятся совсем убого, а
команды-старожилы все равно на пару секунд быстрее. В итоге большую часть
времени Team Lotus
воевала с собственной тенью, и не исключено, что нечто подобное ждет и Caterham.
Насколько такой дауншифтинг вреден для пилота с точки зрения
психологии? Мне кажется, не вреден
совершенно, а отчасти даже полезен. Оказавшись в Renault, Петров попал под прессинг
сравнения с одним из лучших пилотов современности, Робертом Кубицей, а на
следующий год вынужденно принял роль лидера команды, к которой, вероятно, не
был готов. Он еще осваивал тонкости пилотажа, а команда уже ждала, что он
станет ее лидером, вдохновителем, и поведет за собой (того же ждали от
Хайдфельда, и он справился не лучше). Учитывая сравнительно небольшой опыт
Петрова в гонках топового уровня, нагрузка оказалась непомерной. Большие амбиции Lotus Renault помноженные
на слабый прогресс по ходу сезона довели давление до критической точки, что,
вероятно, и послужило причиной разрыва с коллективом.
Так выглядит небольшая команда "Формулы 1"
Caterham – команда растущая, и у Петрова есть шанс расти вместе с ней
в обстановке, когда к нему приковано меньше внимания. Кстати, в «Формуле 1»
отсутствие внимания – иногда колоссальный плюс для гонщика, да и вообще любого сотрудника
команды. Меньше публичности – больше дела.
Многое зависит от того, насколько он сработается с
коллективом, но в целом небольшая команда обычно воссоздает более «теплую»
атмосферу, что может быть ценно для гонщика с характером Петрова.
Конечно, борьба за 17 место в квалификации может
демотивировать. Но всегда можно
ориентироваться на своего партнера, а также на пару-тройку пилотов
команд-середнячков, которые не нашли общего языка с шинами или автомобилем. С
учетом новых правил, остаются возможности для баталий во время гонки, так что был
бы порох в пороховницах.
Бывшее руководство Петрова из Lotus Renault на
прощанье намекало, что Виталий не проявлял достаточного рвения вникнуть в
каждый аспект работы команды, равно как не пытался вызубрить аждую
техническую подробность автомобиля. По их версии, он слишком полагался на
природный талант, уделяя меньше внимания настройкам и работе с шинами. Правда,
сам Петров эти обвинения отрицал.
В любом случае, в маленькой и развивающейся команде проще разобраться во всех нюансах «Формулы 1», тем более, его мотивация
должна быть высокой, как никогда. Я думаю, оказавшись возле самого
дна, гораздо проще снять с себя корону и с головой уйти в работу, не обращая
внимания на посторонние вещи.
Остается один вопрос: куда его приведет эта дорожка? Некоторые рассматривают «Катерхэм» началом
конца для Петров. Мол, одно дело за $15 млн ездить в коллективе, находящемся у
подножья топ-команд, и совсем другое платить $12 млн за право выходить на старт
практически без надежд на очки. Он поездит год-другой и незаметно исчезнет, как
пропали без вести Йонги, Россеты, Накаджимы и Бернольди.
Но я настроен оптимистично. Во-первых, Caterham может расти, и на будущий год
команда планирует стать уже заправским середнячком, то есть отбирать очки у Sauber, Toro Rosso, Williams, Force India. Признаться, вариант
выглядит не стопроцентно вероятным, но всякое бывает в «Формуле 1». Caterham удвоила количество
аэродинамических испытаний, получила коробку передач и KERS от чемпионской Red Bull, плюс усилила штат
технических специалистов. Так что периодические набеги на очковый запас
середняков возможен.
Но главное, если Петрову удастся мобилизовать весь свой
талант и прыгнуть выше головы, вот тогда возможен вариант продолжения карьеры в
команде, претендующей не только на очки.
Жерар Лопес, владелец Lotus Renault, на вопрос, может ли Петров снова оказаться в его
коллективе, ответил: «Скажу откровенно – по моему мнению, у него есть шанс не
только вернуться к нам, но и вообще оказаться в большинстве команд Ф1. Если
верно выбрать время – пилот всегда сможет найти себе подходящую роль».
Зимой ходили слухи, что Петров может оказаться, ни много, ни
мало, в Ferrari в
качестве третьего пилота или даже второго на замену Фелипе Массы. Причем, рассматривался
вариант, при котором до окончательного вердикта по Массе Петрова могут сдать в
тот же «Катерхэм», и в случае, если бразилец не вернется на прежний уровень,
заменить Петровым прямо по ходу чемпионата. Якобы на этом настаивает титульный
спонсор Ferrari,
табачная компания Marlboro,
желающая видеть в составе Скудерии гонщика из Восточной Европы. Альтернативой
был поляк Роберт Кубица, но из-за прошлогодней травмы он не может полноценно водить
даже обычный автомобиль, не то что гоночный. О неком «широком контракте»
говорила и менеджер Петрова Оксана Косаченко, как бы намекая, что в случае
успешного пилотажа перспективы у ее подопечного большие.
Надо было Виталику фоткаться не в "Катерхэме", а в Ferrari F40
Но если Петров и Ferrari звучит слишком уж фантастично, то есть ведь и другие
варианты. Хотя топ-команды имеют широчайший выбор пилотов, и
«табачное лобби» на остальных не действует, поэтому шансы Петрова попасть в McLaren или Mercedes не то чтобы нулевые, но… Скажем
так, чтобы хотя бы мечтать об этом, нужен безупречный 2012 сезон. Остаются еще
команды-середняки, вроде Sauber
и Force India,
правда, сумеют ли они выиграть свою первую гонки в перспективе двух-трех-пяти
лет – большой вопрос.Как бы то ни было, Петрову нужно блеснуть в 2012. Правда,
прецеденты перехода из команд «низшей лиги» в высшую хоть и случались, но в
основном ндля молодых пилотов. Так, Марк Веббер и Фернандо Алонсо первый год
провели в «Минарди», Феттель полноценно дебютировал в Toro Rosso, которая до него барахталась
на гране очковой зоны… Но все они имели сильных менеджеров или покровителей, и
в слабые команды попадали, как в учебный класс. Большинство же нынешних звезд «Формулы
1» начинали с команд-середняков, откуда на второй-третий год уходили в
топ-команды: Райкконен и Масса
дебютировали в Sauber,
Росберг и Баттон – в Williams,
Хэмильтон – так и вовсе в McLaren.
Так что если слухи про возможный интерес Ferrari не подтвердятся, перспективы Петрова в качестве гонщика
топ-уровня могут быть туманны.
Впрочем, не будем забегать вперед. Сейчас сверхзадача для
Виталия – как можно быстрее сравняться по скорости с Ковалайненом. И если это
произойдет, котировки россиянина резко улучшатся, а там…
В «Формуле 1» есть еще одно российское имя – Marussia F1 – но о ее планах пока
почти ничего не известно. Последние месяцы команда не появляется на публике и
проигнорировала первую часть предсезонных тестов.
|