Официально этот
автомобиль называется ISV, но
в народе я чаще встречал кличку «желтая
самоделка». Вы видели ее в Челябинске
— не заметить крайне сложно. Машина чумовая, автор - маньяк (говорю с глубоким уважением). Наткнулся тут
на свой старый неизданный материал о
ней: грех пропадать.
Работа над машиной
началась в 1983 году с небольшой катастрофы.
Автор, Сергей Иванцов, поднимал на
балкон цеха лист, из которого впоследствии
был сделан вращающийся подиум для
сборки автомобиля ISV.
Неожиданно трос выскользнул, перехлестнулся
через руку и на память о первом дне у
Сергея нет половины ногтя на большом
пальце руки.
Сергей строил ISV 20 лет, создав два «мертворожденных»
прототипа. Модели кузова лепились из
пластилина в масштабе 1:1, и весили две
тонны. С каждой модели снимались не
менее громоздкие гипсовые матрицы, по
которым впоследствии клеились кузовные
панели. По той же технологии выполнен
салон.
У Сергея аллергия
на эпоксидную смолу. Кузов машины
выполнен из композитного материала:
стеклоткани, пропитанной эпоксидной
смолой (стеклопластик). Работать Сергею
приходилось в армейском противогазе
с семиметровым шлангом, выведенным на
улицу. Клеить каждую кузовную панель
нужно было в один присест «без отрыва
от производства». Например, делая капот,
Сергей провел в противогазе 8 часов. Он
завел специальную палку-чесалку – от
пота зудела спина.
У Сергея нет высшего
образования и нет профессии (данные
2005 года). Он – стопроцентный самоучка,
который все постигал на собственном
опыте методом проб и ошибок. При этом
автомобиль впечатляет качеством
проработки и цельностью дизайна. И он
сертифицирован.
Результат достигнут
кропотливой работой. Например, когда
Сергей вылепил из стеклопластика капот
и полностью его отполировал, форма
детали показалась ему недостаточно
выразительной. Он стал править модель,
увеличивая кривизну детали, пока,
наконец, не получил нужный результат.
Потом полтора месяца по новой модели
выклеивал капот. Когда сравнил первый
и второй варианты, оказалось, что он
нарастил всего 7 мм!
Когда в 1973 году
Сергей, будучи молодым человеком,
работал электриком на строительстве
кинотеатра «Союз», ему понравились
рассеиватели люминесцентных ламп. Он
свистнул один рассеиватель и бросил в
гараже – за 10 лет до начала строительства
машины. Лишь в середине 90-х он вспомнил
про это, и рефлекторы задних фонарей
«а-ля светодиоды» вырезаны их тех
рассеивателей. Кстати, корпуса фар –
полированная нержавейка. На изготовление
пары задних фонарей ушло 4 месяца.
Сергей утверждает,
что автомобиль не имеет прототипов, и
это правда. Но вдохновение о черпал в
LamborghiniCountach,
с которой ISV роднят
эффектные гильотинные двери. В отличие
от Lambo, поднимаются они
легко. Однако, из-за двух (а не трех)
точек крепления, они «играют» в дверных
проемах.
В автомобиле есть
детали от автомобилей «большой немецкой
тройки». BMW поделилась
двигателем, Audi –
гидроусилителем, подрулевыми
переключателями и комбинацией приборов,
Mercedes-Benz –
магнитолой.
Чаще всего зеваки
задают странный вопрос: «Сколько весит?»
Для любознательных Сергей отвечает –
ISV весит чуть более 1300
килограммов. Вторым вопросом является:
«Сколько стоит?» Здесь ответ развернутей:
«У меня нет детей. Двадцать лет я
посвятил только и исключительно этому
автомобилю. Он – мой ребенок. Во сколько
вы оцените жизнь своего сына?» По
неофициальным данным есть люди, готовые
купить автомобиль за 100.000 евро.
Когда мы беседовали
с Сергеем, к машине подошел парень в
расстегнутой мастерке и с бутылкой
водки. Он забежал спереди, изучил
эмблему, потом обратился к Сергею:
«Слышь, а че за тачка?» Сергей с
раздражением ответил – самоделка. «Я
серьезно…» Серьезно самоделка. «Я тебя
как человека спрашиваю!» - вскипел
парень. Я тебе как человеку отвечаю –
Сергей хотел захлопнуть дверь. «Тебе
че, сказать трудно?» - ушел тот, обиженный.
20 лет - для одного талантливого изобретателя. А если их там каждый второй, они же будут мешать друг другу. Поэтому предлагаю просто порадоваться, что в Ё-проекте есть такие люди.
Я вообще сомневаюсь, что аналогия между Сергеем Иванцовым и Ё-командой уместна. У него был подход военный "Мне не нужно подмести плац. Мне нужно, чтобы вы заколебались". Он был нацелен на муторный процесс достижения. А у Ё-команды изначально сквозила чапаевщина, э-ге-гей, щас всех порубаем. Иванцова они бы не взяли - он сильно тщательный.
По утрам на парковке вдоль дома по ул. Ленина,71 частенько стоит. Правда как сейчас не знаю, тем маршрутом на работу уже несколько месяцев давно не езжу.
Взял бы наш суровый HR такого человека на работу или нет? Да ни в жисть. Он странный, совершенно не вписывается в каноны. Что одиночка - Эд точно подметил, ну так одиночке просто правильная обойма нужна. Страна парадоксов. Стоит огромный завод, лепит пятый десяток лет жутковатые иностранные поделки (на 80%), некрасивые, капризные, неудобные. Даже концепт-кары автовазовские - без боли не взглянешь. Пригласили варяга в итоге, ну дай бог. А вот тебе пожалуйста, самоучка построил автомобиль, который по дизайну, эргономике, качеству проработки на годы определи время - дизайн-то из 80-х, а до сих пор смотрится, как итальянская машина. Но этот упертый самородок никому не нужен, в России он просто лишний человек. Фрик. Эта машина - как симфония. Как роман, который пишут всю жизнь. Целая судьба. Уникальный опыт. Тут тебе и прорисовка, и макетирование, и деталировка. А главный фактор успеха - природная упертость, желание дойти до самых до глубин, которое присуще тем, кто не вписывается в обычные рамки. Но окружающие могут оценить лишь конечный результат, а сам процесс наводит на них тоску, уныние и провоцирует высокомерные издевки. Потому что не в формате. Не в колее. Короче, не могу на эту машину без грусти смотреть. Она как драгаценное вино, которое вот-вот кончится.
Что одиночка - Эд точно подметил, ну так одиночке просто правильная обойма нужна.
С одной стороны, попахивает старой замусоленой фразой - "Женщина брильянт, ей надо оправу" - надеюсь наши жены, впредверии 8 марта не читают.
С другой стороны, многое объясняет фраза - двадцать лет я посвятил только и исключительно этому автомобилю. Он – мой ребенок. Во сколько вы оцените жизнь своего сына?»
Грубо, мошть чего недопонял - но если у человека нет детей (не важно по каким причинам) - всю силу, энергию, душу, вкладывает в свое ДЕТИЩЕ. Это просто супермегасила.
Когда мы беседовали с Сергеем.......
Артем, не знаю как давно вы общались, но как тебе он показался? Не в плане "технаря", а именно как человек? для меня, это наверное более важно. Ибо "техно", как ни крути, это все таки приложение.
Мне трудно охватить всю масштабность проекта для автора, и результат, безусловно, впечатляет. Но, быть может, этот желтый автомобиль - это единственное, что Сергей создал в жизни. В то время, пока другие сажают деревья, строят дома и растят детей. И на работу бы его не взяли как раз из-за этого прицельного перфекционизма. Пока хороший работник завершает очередную задачу и приступает к следующей, гениальный работник будет исступленно шлифовать и так уже приемлемый результат. С уважением отношусь к таким людям, но успеха и признания добиваются очень немногие из них. На остальных, как правило, жалко смотреть. Вы пишите, что для таких самородков "просто нужна обойма". В том и проблема, что ее нет и не предвидится. Иногда руководитель может создать условия, в которых такие люди становятся "священными коровами". Но это тоже не гуд.
Артем, тестить тебе давал её??? Как она на ходу??? Внешне конечно очень ничего, но такой срок реализации...какая там платформа, были ли заимствованы узлы и агрегаты, кроме перечисленных...???
Тестить не давал - я даже не заикался. Пассажиром ездил. Оценить повадки сложно, но в целом она едет как нормальный взрослый авто. Платформы как таковой нет - это типичная самоделка: несущая часть сваренп из труб, сверху - степлопластиковый кузов, агрегатная база - заимствованная от разных серийных моделей. Если память не изменяет, ходовая часть от ВАЗ-2103, но могу ошибаться. Собственно, это не снижает ценности автомобиля - даже серьезные производители спорткаров в большинстве случаев не производят сами двигатель, коробку передач, электрику. TVR вон пытался собственные двигатели строить, и где теперь TVR....
Ну тогда странно, понятно ведь что несущий кузов или там каркас он ни на что не рассчитывал, соответственно и поведение в поворотах - непредсказуемое, тоже относится к подвеске, как уж он там подбирал жесткость пружин и упругость сайлентблоков одному богу известно...в общем потребительские качества не очевидны, так самоделка для души, на которой можно как-то ездить...работа проделана большая и сложная и за это надо отдать должное его терпению, но возносить его талант на недосягаемые высоты я бы не стал, сравнивать его с одиночкой, приписывать гениальность, и потом сокрушаться о том, что его гений некуда применить, что у нас в стране нет для таких людей специальной комиссии, которая бы ставила их во главе каких-то значительных проектов...поэтому его непризнанный талант и непризнанный...искусство иррационально, в нем не надо искать железной логики и четкой линии. Эта машина - искусство...его нельзя поставить на поток...а в массовом автопроме это совершенно неприменимо, там другие показатели, не?
Про деревья: да, приукрасил. Я имел в виду обычную повседневную жизнь во всей ее разносторонности. В ней ведь тоже есть место для достижений. Более прагматичных и, как ни странно, полезных. Я не осуждаю Сергея, его мечту и образ жизни. Прекрасно, что он своими стараниями и талантом достиг результата. Это о многом говорит. Но никому это по большому счету не интересно. Увы. Российский работодатель не умеет обращаться с таким работником. Его либо будут носить на руках, либо предложат не выделяться. А творить все равно не дадут. Для него не написать должностную инструкцию.
Я думал что современные машины уже лет 15 рисуют на компьютере, а потом печатают на 3-д принтере...а тут какой-то каменный век, пластилин, бумага...чтобы подогнать цвет и размер надо попотеть, когда в компе надо лишь нажать кнопку...Вот уж удивил...век живи, век учись!
Да бог с тобой. Компьютер - это просто еще один инструмент в палитре. Изначально выгоднее сделать масштабную (1:2 или 1:5) пластилиновую модель, потом большую. На них выводятся нюансы дизайна, их иногда красят в цвет до фотореалистичной копии. Дизайнеру нужно видеть машину в реальном масштабе. А компьютер чаще на более поздней стадии подключается - модель сканируют, иногда действительно печатают на 3D принтере, добавляют какие-то технологические "ремарки". Никакого каменного века. Творит всегда человек - каким инструментарием он пользуется, это глубоко вторично. Условно говоря, раньше писали от руки, сейчас печатают на компе. Ну и что? Авторы стали качественно иными что ли? Требования к ним изменились?
Творит всегда человек - каким инструментарием он пользуется, это глубоко вторично.
Щас бы это нашим индустриализаторам послушать...ато они какую-то производительность труда придумали, повышать собрались...я давно думал, что это бред....а вот и подтверждение....спасибо Ё!
Условно говоря, раньше писали от руки, сейчас печатают на компе. Ну и что?
Интересно, а если раньше ковали молотками, а сейчас прессом, это имеет смысл??? Кузнецы качественно иными не стали уж точно, и требования к ним не изменились...только зря столько сил потратили на эти кузнечные пресса...
Володя, хорэ уже. Реально достает это постоянное метание от темы к теме. В массовом автомобилестроении отдел дизайна и макетирования работает не с конвейером, не со штампами и прочей оснасткой. Он работает в режиме штучного производства макетов и прототипов, когда шпателем, когда молоточком. Компьютер используется как один из инструментов, удобный, но ничего не меняющий по существу - только скорость изготовления возрастает. Я нигде не писал, что Иванцова надо во всея АвтоВАЗа выбрать. Я написал, что в отделе дизайна он пришелся бы ко двору (насколько могу судить). Потому что человек одаренный, тщательный, с полетом воображения. А что касается компьютера, то в 70-х, когда началась разработка машины, компьютер был редкостью и на массовом производстве, так что чего ты прицепился к этой автоматизации - непонятно. В 70-х даже именитые дизайнеры еще на кульманах рисовали, да и сейчас многие крутые инженеры обходятся без компа: Эдриан Нью - слыхал про такого? И потом, ты думаешь, Иванцов бы не смог освоить программу для 3D-моделирования? Я начинал чертить на кульмане, потом освоил комп - второй вариант гораздо более простой в освоении. Кто чертил ручками, тот с мышкой как-нибудь совладает
Артем, ты по-своему понимаешь мои высказывания и потому делаешь вывод о том что они метаются от темы к теме. Это особенности твоего восприятия, я ж говорю про одно и тоже. Что такой человек никому не нужен не потому что все такие противные бяки и не ценят таланта, а просто по объективным причинам. Можно скольку угодно мечтать, о дизайн-ателье, что толку?
Он не нужены, но не по тем причинам, которые ты тут пропогандируешь. А лишь потому, что эта страна давно забила на созидание. Ей не нужны творцы. Ей нужны барыги самых разных специальностей и оттенков.
На Западе полным полно подобных энтузиастов, которые востребованы - привести примеры? Посмотри пару постов до этого про Lucra LC470. Ее создатель - один в один Иванцов.
Вова Капитонов, наш земляк, все детство рисовал машинки. В школе его считали фриком. Из 31 школы, где мы с ним учились, его вышибли.
Останься он здесь, в лучшем случае повторил бы судьбу Иванцова или просто работал бы не там, где ему хотелось. А теперь он успешный дизайнер GM... Вот это и вызывает грусть, о которой был мой изначальный пост.
Ей не нужны творцы! Ей нужны барыги самых разных специальностей и оттенков.
Ага...расскажи это людям, которые прямо сейчас разрабатывают истребитель пятого поколения, или новую атомную подводную лодку....к сожалению так сложилось исторически, что автомобили у нас не являлись приоритетом в разработке...НО это ж только одна область...а ты тут развел ТАКУЮ грусть как будто у нас ВООБЩЕ ничего не разрабатывают...
Позволю себе немного вклиниться в вашу дискуссию. Я согласен с Артемом по поводу творчества и отношения к нему. Но это не повод, чтобы в ответ тоже забить на "эту страну". У всех нас жизненный путь, строго говоря, пролегает по какой-то колее. Но у кого-то эта колея лишь задает старт, направление, а других, постепенно углубляясь, приводит в яму. Мы не можем отрицать окружающие условия и факторы, мы в них живем: здесь или на западе - везде найдется то, что будет ограничивать и препятствовать. Любое созидание должно иметь цель. Помимо самого созидания, я имею в виду. У искусства, которое жаждет признания, должен быть адресат. Герой сегодняшнего поста построил автомобиль. Вопрос даже не в том, зачем. Вопрос в том, почему он не использовал без преувеличения выдающиеся ресурсы для развития автопрома и, в конце концов, собственного обогащения. Почему он не построил тюнинг-ателье или не предложил свои услуги тому же GM? Я считаю, встав на путь воплощения мечты, он отказался от того рационального творчества, которое востребовано независимо от условий. Чтобы создавать новое, необязательно быть фриком. Отрицая объективные условия, есть риск подвергнуть отрицанию и возможности, которые они предоставляют.
Согласен. Собственно, сам спор немного метафизичен, потому что мы мало знаем о целях и мотивах Иванцова. Почему не использовал для развития автопрома? А автопрому нужно было? Автопром искал этого? Или автопрому выгоднее было клепать машины с истекшим сроком моральной годности? По-моему очевидно. Ателье? За счет чего в России может выжить кузовное ателье? Просто подумайте и ответ придет сам собой. Давайте просто скажем, что мужик молодец. А нужно творчество кому-то или нет - вечный вопрос для любого творца.
Минуточку батенька...так не пойдет...А нужно творчество кому-то или нет - вечный вопрос для любого творца. Сначала у тебя никаких вопросов не было, ты четко и однозначно сделал вывод, что его творчество в этой стране никому нахрен не нужно и тебе даже сделалось от этого грустно...а теперь ОНАНО КАК МИХАЛЫЧ.....
Но мое восхищение граничит с жалостью. Не к нему, т. к. мужика жалеть неприлично. А к самой теме этого разговора.
Вопрос "Слышь, а че за тачка?" - это совсем не та реакция, которую заслуживает инженер и результат его работы. А вот на большее, к сожалению, рассчитывать не приходится.
Я могу ошибаться, но ты видимо никогда не пытался выйти за рамки, не ехать по колее, а сделать что-то свое, против течения. Поэтому людей, как Иванцов, ты можешь лишь высокомерно осуждать. Твое право.
66Black-n-White(18.02.2013 09:08)Ну ОК. Так как там Альмера? 069Артем_КРАСНОВ(18.02.2013 09:11)Скоро выложим на наши сайты. Поглядим, как будут обсуждать ))
Чота как то всю обсуждалку там, очень жоска затирают. За вчера и за сегодня, недосчитался 4 каментов. (не про свои говорю).
Прости тугодума, я этот отзыв не понял. Какая фотка? В зависимости от ширины экрана разбивка по рядам у всех разная... У меня на означенной тобой координате чистый салон, студийное фото. Про педаль тормоза тоже не вкурил.
Фотка с ковриком. Видимо рычаг фоткал, который бензобак открывает.
Про тормоз - "Легенькая пуанта сцепления, легенький газ, туговатый руль и каланча рычага коробки передач". - это цитата из статьи.
Про всё есть, а про педаль тормоза нет. Видимо ее нет.
ПыСы - про экран, чот я даже не догадался. Нам на работе новые монике поставили (пол года с ними воевал, чтоб выделили) - теперь у каждого на столе, по 4 плоских телевизера, как в космическом шатле.
Я удалил тот свой отзыв. Изначально мне показалось, что зло - потом перечитал, нет, вроде не зло. Добро )) А вообще ваша реакция на этот автомобиль вызывает во мне странные чувства. Даже не знаю, как их выразить. А... да хрен с ним. Как обычно, все при своих
А вот теперь уже интересно. Во первых, на какой автомобиль? Просто тут некоторые товарищи про Альмеру заговорили. Мой прогноз для нее: повторит карьеру Логана. Что касается работы Сергея Иванцова, я считаю, что это блестяще выполненный проект, где ключевое слово "выполненный". Слова "... на большое рассчитывать не приходится" - это не оценка машины, а прогноз среднестатистической реакции на нее, которая также не является оценкой. Беда в том, что человек 20 лет работал над ней, а кто-то взглянул, мимолетно заинтересовался и забыл. Вот что я имел в виду: никто не может разделить его родительских чувств к автомобилю и инженерного триумфа. Не может, да и не должен.
А можно узнать по какому руслу потекла твоя мысль когда ты этот отзыв оставил? я вот пока не могу придумать трактовку в которой такие слова воспринимаются как зло!
Артем предположил, что "на большее рассчитывать не приходится" касательно вопроса "Слышь, че за тачка?" - это, на мой взгляд, справедливая оценка автомобиля. По самому построению фразы так можно было подумать, но я не то имел в виду. Мы уже разобрались.
Володь, ты чо, электроподогрев забыл отключить? Чего там тебе печет так сильно? Ажно на месте не сидится.
Понял неправильно отзыв, узрел в нем некое высокомерие в отношении машины, потом перечитал - нет, все пучком, мысль другая. Удалил, в надежде, что никто не видел (я же подлюка по сути-то своей). А вы увидели. Пришлось оправдываться. А вы не отстаете. Оправдываюсь и оправдываюсь, и уже почти рыдаю над клавой
И кстати, добавлю, действительно, у Евгения есть приятная лаконичность мысли и широта взглядов, поэтому я стал перечитывать его пост еще раз, заподозрив, что не мог он выразиться так, как я с горяча подумал. Сорри.
Вот же навалились всем кагалом Да, я сентиментальный мудак, восхищаюсь всякой хренью. Я вчера нашел тот свой пост, посмотрел на фоты - у меня аж мурашки по яйцам побежали. Я уже как бы переболел восхищение к этой машине, много раз ее видел, и снова как в первый раз. Ну не знаю... Может я и неправ. Это на уровне эмоций. Нравится она мне. Нравится. И я вижу в ней ту гармонию, которая отличает любой выстраданный шедевр. Посмотрите на салон, к примеру. Посмотрите, как сделана решетка радиатора.
Да по машине то вообще спора не было. Еще раз повторюсь: она прекрасна. Идейная основа мироздания - вот, что занимает умы ваших читателей. Вы сами с помощью своей харизмы и писательского мастерства подобрали себе аудиторию в блог, а теперь жалуетесь. Нет, мы не из тех, кто просто спросит "слышь, а че за тачка?"
Я не жалуюсь. Я доволен холиваром. И хотя вы меня, фактически, приперли к стенке и у меня кончились патроны, но все же какие-то интересные идеи бродят в душе апосля дискуссии, и в этом ее смысл, я так думаю.
Да, я сентиментальный мудак, восхищаюсь всякой хренью. У меня аж мурашки по яйцам побежали. [size=10] [/size] Предлагаю этот лозунг, в шапку блога впендюрить. Очень забоисто и проникновенно.
Кстати, шедевральность творения в принципе не определяется его известностью или степенью общественного признания. Иначе Билана стоило бы назвать шедевром.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]