И какого лешего я залез а Duster на самое дно
песчаного карьера, да еще после утреннего дождя? Казалось, дорога нырнет
вниз, а затем уйдет вправо на противоположный «балкон» гигантской
воронки. Только в самый ответственный момент мы уперлись в песочную
стену цвета охры, сдали назад, но было поздно. Duster угнездился в
собственной колее и начал тонуть, дав крен на левый борт.
Хотя не его это вина. На дорогах внутри
карьера грунт уплотнен тяжелыми «Уралами», вывозящими отсюда песок на
кирпичный завод. А мы сунулись в центр выработки, где консистенция
грунта напоминала строительный раствор: не то что ехать, ходить
невозможно.
Впрочем, Duster и усыпил мою
бдительность. Короткая первая передача, длинноходные подвески и полный
привод с блокировкой муфты создали обманчивое впечатление настоящего
внедорожника. К примеру, когда едешь по раскисшему грунту в
переднеприводном режиме, машину таскает по дороге так, что только
успевай рулем вертеть – колеса зарастают грязью и превращаются в слики.
Но стоит включить режим 4WD Lock, как Duster обретает стабильность и
хорошо следует за рулем, если не отпускать педаль газа. В общем, повадки
его вполне полноприводные.
Подвески порадовали достаточными ходами,
а коварные низины можно атаковать на хорошему ходу, чему способствует
просвет более 20 см и защита картера: даже если «клюнешь», ничего
страшного. Наконец, подвеска отменно справляется с выбоинами глубиной
несколько сантиметров, а на крупных кочках держится до последнего.
И в какой-то момент кажется, что он
пройдет везде. Психологи говорят, что человек, покупающий травматическое
оружие, попадает в группу риска: вместо того, чтобы обойти темный двор,
он подсознательно стремится туда, желая проверить свое приобретение в
действии. Ну, и проверяет, иногда на самом себе. Duster из той же
породы: интересно же узнать, что он еще умеет, вот и лезешь, куда не
следует.
По крайней мере, буксировочный крюк тут
капительный и расположен удачно, прямо на бампере, так что вытаскивая
машину из низины, не боишься что-нибудь оторвать. И спасибо водителю
«Урала», который потратил время на нас, «туристов», и спас ценой
порванного троса.
Оценка за проходимость для Duster очень
зависит от точки отсчета. Если до сих пор вы ездили на Lada 4x4,
Chevrolet Niva или УАЗ, придется заново откалибровать глазомер и умерить
амбиции: на фоне таких машин Duster – это чистопородный паркетник, если
и предназначенный для бездорожья, то легкого, случайного. К примеру,
скатываясь с довольно крутого каменистого склона мы боялись контакта с
поверхностью: если двигатель еще защищен, то в центре базы нижней точкой
является выхлопная труба.
Но на фоне типичных кроссоверов,
особенно таких псевдо-паркетников как Kia Sportage, наш герой может
поиграть мускулатурой. Даже в полностью загруженном состоянии его
просвет больше, чем у Sportage порожняком, первая передача обеспечивает
хорошую тяговитость, а защита картера – в базовой комплектации. Более
того, езда с заблокированной муфтой не ведет к ее быстрому перегреву,
хотя некоторые паркетники быстро «упревают» в режиме Lock. Если ставить
перед Duster разумные задачи, он превращается в удобный инструмент.
Ищем следы бюджетности
Появление Duster вызвало у россиян
легкую эйфорию: шутка ли, за сумму порядка 580 тысяч рублей можно купить
полноприводный кроссовер с кондиционером! Раньше это удовольствие
обходилось практически в миллион, а теперь чуть ли не двукратный
демпинг.
Поэтому мы занялись поиском, на чем
сэкономили разработчики Duster. Оформление салона не отталкивает, более
того, центральная консоль смотрится заметно богаче, чем в европейской
Dacia Duster – зная привередливость россиян, стеклоподъемники перенесли
на двери, а управление климатом и магнитолой приблизили к общепринятым
стандартам.
Но вот беда: центральная консоль
завалена на водителя, а управление климатом вынесено в ее нижнюю часть и
положение регуляторов температуры, рециркуляции и вентилятора плохо
различимо с места водителя.
Пластик жесткий, на солнце в салоне
появляется специфический запах клея – возможно, со временем он
выветрится. Сиденья с плоскими спинками без намека на боковую и
поясничную поддержку немного люфтят. У стеклоподъемников нет режима «в
одно касание», руль не регулируется по вылету, индикация поворотника
моргает одной лампочкой, а звук сопровождения несколько странный,
пиликающий.
Придирчивый взгляд найдет и другие
нюансы: потенциальный клиент в шоу-руме посетовал на неудачное
расположение горловины для долива омывайки, другой удивился шторке в
багажном отделении, которую нельзя культурно скатать в рулон. Были
жалобы и на тесноту дверных проемов, что отчасти связано с унификацией
машины с Logan и Sandero. В дождь мы обнаружили особенность работы
«дворников»: на первой скорости они машут чересчур редко, на второй –
довольно часто, а после омывания стекла по его центру стекает назойливая
капля.
В общем, захочешь прикопаться –
прикопаешься. Вопрос в другом: насколько все это принципиально? Ведь
многие вещи, вроде доводчиков стекол или даже лампочек индикации
подогрева сидений (у Duster их нет) стоят денег. И как часто мы слышим
жалобы на дороговизну машин, которая во многом связана с попытками
разработчиков оснастить их всем списком приятных мелочей: мягкий
пластик, очешник, микролифт тут, там и сям – по отдельности все это
стоит копейки, но в сумме набегает. Duster предлагает ограниченный объем
удобств, а насколько он достаточный – зависит от притязаний.
Лично мне такой подход понятен. Половина
придирок уйдет после привыкания: та же кнопка клаксона на левом
подрулевом переключателе поначалу шокирует, но для «реноводов» кажется
естественной. Приборы простоваты? Зато хорошо читаются. Магнитола не
знает кириллицу? Зато понимает флешки. Подушка безопасности в базе одна?
Но как минимум ремни безопасности регулируются по высоте. Шторка
багажника «какая-то не такая»? В компенсацию, спинки сидений
складываются почти в ровный пол – даже спать можно. И так далее.
Можно придраться и к посадке: из-за
ограничений регулировки руля устроиться удобно и по рукам, и по ногам
удается не всем и не сразу, но это также вопрос привычки. Наружные
зеркала кажутся куцеватыми, в городе проблем они не доставляют, но при
парковке задним ходом хотелось бы иметь больший сектор обзора по
вертикали.
Специфическая аэродинамика приводит к
быстрому загрязнению порогов, а вместе с ними и брюк в момент посадки и
высадки. На дорогие версии машины устанавливают двери с двойными
уплотнителями, которые частично решают проблему.
Может быть, главный козырь Duster в том,
что следы бюджетности не очень-то важны его аудитории. Подумаешь,
горловина для омывайки не там! Главное, полный привод есть! Для
большинства клиентов Duster станет первым паркетником в жизни, на
который они пересядут с отечественных машин или иномарок среднего и
низшего ценового сегментов. И они, скорее всего, предпочтут умеренную
цену, чем кучу незаметных удобств общей стоимостью 200 тыс.
Едет? Едет!
Первые ощущения за рулем немного
грузовые – спасибо короткой первой передаче. Да и остальные ступени
жмутся друг к другу, как озябшие щенки: можно тронуться со второй и даже
с третьей, а при выборе ступени перед поворотом удобно использовать
правило «+1». Если на обычной машине включишь вторую, у Duster лучше
сразу третью.
Сам рычаг переключения длинный, но ходы у
него настолько небольшие, и порой даже путаешься в передачах: вместо
шестой включаешь четвертую. Орудовать рычагом приходится часто, и дело
не только в коротких передачах. Двухлитровый мотор (135 л. с.) начинает
шуметь примерно с 3000 об/мин, но именно тогда он и оживает. Перед
обгоном мечешься с третьей на четвертую и обратно: на одной слишком
шумно, на другой – маловато тяги. Если пожертвовать акустическим
комфортом, то все нормально, и динамика разгона у Duster более чем
достаточная, но коли везешь семью, хочется найти узкий зазор оборотов, в
котором и ньютонометров хватает, и двигатель не ездит по ушам. Потому и
переключаешься чаще обычного. В принципе, при плавной езде удобно
перескакивать через передачи, удерживая мотор в комфортной зоне до 3000
об/мин.
Зато при старте с места и на обгонах
мотор везет уверенно, позволяя крутить себя до предельных 6500 об/мин.
Рычаг коробки радует легкостью, а сцепление хоть и мягковато, но на
стартах не глохнешь.
К нестройному гудению мотора после 100
км/час добавляется аэродинамический гул, до такой степени назойливый,
что мы останавливались проверить – не открыт ли багажник? Вероятнее
всего, причина аномальных завываний – перекладины релингов на крыше
тестового Duster, но даже если вычесть из хора их вой, автомобиль
оставил громкое впечатление. Больше всего достается заднему пассажиру:
на трассовых скоростях он не слышит, что говорят передние седоки, а
магнитолу имеет смысл включать разве что в городе.
Зато подвеска блистает и на асфальте. Мы
стали целиться в выбоины, чтобы еще и еще раз убедиться в спокойствии, с
которым Duster разделывается с проплешинами на асфальте. Не смущают его
и рельсы, где обычные машины ползут на 3 км/час, а он проносится на 40
км/час без какого-либо дискомфорта. Правда, чем больше высота
неровностей, тем жестче их отрабатывает машина, но это даже к лучшему:
чтобы пробить такую подвеску, нужно постараться.
На скорости машина оказалась
чувствительна к колеям, что особенно ощущается во время обгонов:
нет-нет, да и поведет кузов, словно кто-то придерживает его невидимой
рукой. Руль в этот момент «играет» в руках, то наливаясь тяжестью, то
разгружаясь. Но если забыть про колеи, стабильность на прямой
достаточная, и чем хуже дорога – тем ярче проявляются его достоинства.
Наш автомобиль, «рассейский».
При столь комфортной подвеске Duster
удивил стабильностью в поворотах: управление интуитивное, и мешает разве
что отсутствие боковой поддержки, из-за чего елозишь по скользким
сиденьям, обитым недорогой кожей. Я даже больше скажу: именно при
активной езде по асфальту и грунту Duster кажется наиболее гармоничным.
Отчаянный вой мотора на верхах, короткие передачи, неожиданно тугая в
конце хода педаль тормоза – в таких режимах все это уже не раздражает. А
вот для спокойной езды, особенно с семьей, я бы предпочел что-то менее
громкое.
Практиш-гут?
Места на втором ряду не так много, как
ожидаешь. Откуда ожидания? От Renault Logan. Это ведь он приучил нас,
что автомобиль В-класса может быть вместительным, почти как «Волга». А в
Duster места поменьше, и человек ростом 180 см садится сам за собой без
особого запаса по коленям, хотя пространство под передними сиденьями
позволит сесть даже в зимней обуви. В общем, второй ряд здесь – как у
автомобиль гольф-класса, вроде Ford Focus и Citroen C4.
Спинки сидений плоские, подлокотников и подогрева нет даже за доплату, зато к ногам выведены персональные воздуховоды.
Объем багажника и его компоновка зависят
от типа привода, ведь Duster комплектуется двумя типами задней
подвески. Если привод передний, подвеска полузависимая, запаска
расположена под задним свесом, а багажник получается глубже – 475
литров. У нашей полноприводой версии сзади независимая подвеска от
Nissan X-Trail, запаска – под полом багажника, но его объем 408 литров.
При этом уровень пола по ощущениям очень высок, так что для погрузки
тяжестей придется поднапрячься. Отделка багажника также попахивает
бюджетностью, зато на пятой двери есть удобная ручка.
Спинки задних сидений складываются,
причем если опрокинуть их экспресс-методом, получится почти ровный пол, а
если предварительно откинуть подушки задних сидений – ровный пол без
натяжек.
Про цены
Единственный прямой конкурент Duster –
это Chevrolet Niva, которая является скорее внедорожником. Она
компактнее «француза» и имеет лишь один тип двигателя – 80-сильный
бензиновый. Спрос на Niva стабилен, но когда московский завод выйдет на
полную мощность по Duster (80 тыс. автомобилей в год), тольяттинской
машине придется нелегко.
Что касается кроссоверов, Duster
непобедим, и особенно явно его преимущества видны на полноприводной
территории. Так, минимальный Duster с кондиционером и 4WD обойдется в
Челябинске в 580 тыс. рублей. Наиболее доступный из полноприводных
кроссоверов Suzuki SX4 стоит от 769 тыс., за Skoda Yeti просят от 939
тыс., за Qashqai – от 975 тыс., за Mitsubishi ASX – от 1059 млн!
Конечно, сравнение не совсем честное, ведь полноприводные конкуренты
Duster идут сразу с мощными моторами и в гораздо лучшей комплектации, но
если в приоритете именно просвет в 20+ см и полный привод, Duster
дешевле в 1,5-2 раза, пусть и с мотором 1.6 литра (102 л. с.).
Но даже если брать при прочих равных,
Duster выгоднее. В таблице приведено сравнение топового Renault Duster с
наиболее дешевыми полноприводными кроссоверами, и перевес очевиден.
Сравнение цен Renault Duster с полноприводными конкурентами
Модель
|
Двигатель
Коробка
Привод
|
A-Bag
|
ESP
|
Конд.
|
Аудио
|
Литые диски
|
Подогрев сидений
|
Цена, руб.
|
Renault Duster
|
2.0 (135 л.с.), 6МТ, 4WD
|
4
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
713 000
|
Suzuki SX4
|
1.6 (112 л.с.), 5МТ, 4WD
|
6
|
+
|
Климат
|
+
|
+
|
+
|
769 000
|
Skoda Yeti
|
1.8 TSI (152 л.с.), 6МТ, 4WD
|
2
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
977 000
|
Nissan Qashqai
|
2.0 (141 л.с.), 6МТ, 4WD
|
6
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
985 000
|
Mitsubishi ASX
|
2.0 (150 л.с.), CVT, 4WD
|
2
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
1 069 000
|
Надеяться на покупку дешевых
комплектаций до 500 тыс. не стоит – дилеры говорят, что объем их выпуска
не превышает 3%. При этом заказать машину в нужной версии пока
невозможно в принципе: дилеры ставят клиентов в очередь, а затем
предлагают те машины, что приходят с завода. Разумеется, в основном в
топовых комплектациях.
Но стоит ли идти на такие компромиссы?
За 500-600 тыс. рублей Duster выглядит честным автомобилем за свои
деньги: в меру шустрый, в меру комфортный, в меру проходимый. Отличный
вариант для семьи, рыбалки, выездов на горнолыжку.
Но, если ценник уползает за 650 тыс.
рублей, уровень критичности повышается и недостатки машины становятся
слишком навязчивыми. Шумоизоляция, качество кожи и отделочных
материалов, настройка коробки передач и даже внешний вид автомобиля
начинают диссонировать с ценником.
Duster расцветает в определенных
условиях. Ездить на нем по городу и даже на «дальняк» удовольствие не
для каждого, зато на грунтовых дорогах и легком бездорожье он ведет себя
уверенно, а потому интересен. И степень удовлетворенности им зависит от
того, как часто подобные препятствия встречаются на вашем пути. Брать
его на роль извозчика по маршруту дом-офис-магазин-дом, пожалуй, я бы не
стал: гольф-классник за те же деньги воспринимается гораздо более
клиентоориентированной машиной.
Переднеприводные версии Duster
отличаются хорошим просветом и стоят сравнительно недорого (от 537 тыс. с
кондиционером), и могли бы стать альтернативой даже В-классникам, вроде
Hyundai Solaris, однако пока купить машину именно за эти деньги
проблематично. В большинстве регионов очередь растянулась на полгода,
при этом совсем не факт, что через шесть месяцев вам доставят доступную
версию.
Поэтому прежде чем пускаться во все
тяжкие, я бы очень советовал придти в шоу-рум, оглядеть машину
критическим взглядом и взять на тест-драйв. Duster – это грамотный
автомобиль, но для вполне конкретной аудитории, не слишком развращенной
иномарками. И если вы в эту аудиторию не попадаете, жертвы, которых
требует покупка, могут вызвать сплошное разочарование.
Комплектации Renault Duster
Duster предлагается в широком
многообразии версий. Можно заказать автомобиль с 1,6-литровым (102 л.
с.) или 2-литровым (135 л. с.), и даже с 1,5-литровым 90-сильным
дизелем. Четырехступенчатым «автоматом» оснащаются лишь 2-литровые
версии и только с передним приводом. Полноприводный Duster с
гидромеханикой обещают в следующем году.
Самый доступный Duster стоит от 462 тыс.
рублей, но комплектация – почти как у базовой Lada Granta: 1 подушка
безопасности, АБС, гидроусилитель. Зато аккумулятор на 70 А*ч и стальная
защита силового агрегата идут в базе. Бамперы в этом случае будут
черными, а спинка заднего сиденья складывается только целиком. Нет ни
кондиционера, ни даже стекплоподъемников. 6 тысяч рублей стоит любой
цвет, кроме белого.
За 512 тыс. можно заказать уже
полноприводный Duster, но в такой же пустой комплектации: кондиционер не
доступен даже за доплату.
Минимальный Duster 1.6 с полным приводом
и кондиционером обойдется в 580 тыс., и комплектация по-прежнему будет
пустоватой, хотя бамперы уже окрасятся в цвет кузова, спинка заднего
сиденья будет складываться по частям, появится центральный замок и
передние электростекплоподъемники.
Самый доступный Duster с 2-литровым
двигателем, «автоматом» и кондиционером обойдется в 604 тыс., но будет
он переднеприводным и в такой же скромной комплектации, как предыдущая
версия.
2-литровый полноприводный автомобиль с
кондиционером, но на «механике», стоит от 620 тыс., столько же просят за
базовую версию с дизелем. ESP можно установить за 13 тыс. рублей,
пассажирскую подушку – за 4 тыс.
Duster в топовой комплектации Privilege
оснащается лучше: есть подогрев передних сидений, задние
электростеклоподъемники, кожаный салон, а цена составляет 678 тыс.
рублей за версию с передним приводом и автоматом или 694 тыс. рублей за
механику и 4WD. Двигатель в обоих случаях – 2-литровый.
Именно последние комплектации чаще всего предлагают клиентам, которые желают купить машину побыстрее.