В форме инспектора ДПС мне неуютно.
Во-первых, она великовата, во-вторых, «дилетанта» во мне выдает каждая
деталь – от очков и нестандартной обуви до чересчур сухого
телосложения. А еще – слишком напряженное лицо.
Ну, со мной-то еще понятно – стажер,
потому и лицо такое, а каково Маше Шраменко в капитанских погонах?
Первый же водитель Audi со смехом замечает: «Что, теперь женщины в ДПС
идут?» Он, кстати, прав – на дорогах области не дежурит ни одной
женщины-инспектора ГИБДД.
Настоящий экипаж ДПС, с которым мы
дежурим, относится к специальному батальону ГИБДД области и «заточен»
сугубо на серьезные нарушения: езду в нетрезвом виде, отсутствие талона
техосмотра, выезд на «встречку». К сожалению, мелкие грешки – не наша
специализация, а потому в отношении непристегнутых и тонированных мы
ограничиваемся предупреждением. Напоминает рыбную ловлю: налимов берем,
частик отпускаем. Оказывается, подобная практика распространена, и
многие экипажи ДПС ориентированы на конкретные виды нарушений. На мой
взгляд, это не вполне правильно, ведь инспектор ГИБДД – представитель
закона, а потому должен реагировать на любые его попрания.
«А за скорость будем ловить?» – уточняем с надеждой.
«Водители же не дураки, – отвечает один из инспекторов Александр. – В ядовитых жилетках нас издалека видно, или встречные помигают просто. Тем более в этом месте не гонят».
Не только не гонят, но, завидев нас, с
демонстративной законопослушностью тащатся километров 40 в час. Со
стороны смотрится забавно.
Зато воскресный вечер – урожайная пора на пьяных водителей. Напарник Александра Виталий
рассказывает, что отличить «пьяную» машину иногда можно по ряду внешних
«аномальностей»: едет либо слишком быстро, либо слишком медленно,
иногда по центру дороги, иногда по обочине.
Некоторые пьяные, заботясь об
окружающих, включают аварийку, поэтому когда из-за поворота неспешно
выплывает мерцающая «семерка», все оживляются. Тем более для
конспирации водитель тут же погасил световые сигналы.
Мы
с Машей запоминаем последовательность действий. Так... Сначала жезл
вертикально для привлечения внимания, затем «кликаем» на интересующую
машину и указываем место для остановки... Это понятно... Затем идем к
машине, неспешно, уверенно... С этим у нас проблемы – не надо сигать
через дорогу аршинными шагами с глазами заблудившегося туриста. Надо
вышагивать без суеты, спокойно, ведь и водителю нужно время, чтобы
достать документы. Потом козыряем и представляемся по форме:
«Здравствуйте, инспектор ДПС капитан такой-то». Если водитель вышел из
машины (это необязательно), просим отойти с проезжей части: самое
безопасное место – перед капотом. Затем требуем документы, если машина
старая – талон техосмотра, если относится к угоняемым – сверяем номер
кузова и двигателя.
Что касается нетрезвых, то для начала
нужно выявить у водителя один или несколько признаков опьянения, вроде
запаха алкоголя изо рта, нарушения речи, резкого дрожания пальцев рук
или поведения, не соответствующего обстановке. Такие наблюдения
необходимо отразить в протоколе. В случае с алкогольным опьянением
основным признаком является запах изо рта, покраснение глаз и кожных
покровов. А если водитель под наркотой – неадекватное поведение. У
каждого инспектора найдется пара историй с подобными персонажами, вот и
Александр рассказывает нам про парня, который на вопрос, куда
направляетесь, отвечал: «Забирать медвежонка». Какого медвежонка? «Вот
такого», – парень обозначил примерный рост воображаемого друга. А на
просьбу показать вены оттянул на запястье два кровеносных сосуда,
словно макаронины. Наверное, для лучшей видимости.
Но у водителя мигающей «семерки»
признаков опьянения не выявлено. Аварийка предупреждала о невозможность
ехать достаточно быстро – машина старая, электрика барахлит. Правда,
водитель говорил по-русски с акцентом, поэтому Виталий проверил права
на ультрафиолетовом детекторе подлинности. Настоящие. «Счастливого
пути».
А вот это уже интересней – на жест
Александра водитель ВАЗ-2111 отреагировал с заметным запаздыванием,
тормозил уже на обочине и съехал с дороги так сильно, что едва не
завалил машину в кювет.
В
машине – шесть человек, что является нарушением правил перевозки
пассажиров, но, как вы поняли, «гольян» нас не интересует. Едут со
свадьбы. Кто-то из пассажиров стремглав сигает за ограждение слить
«конденсат» и возвращается к машине по неевклидовой траектории под
гогот остальных. Но водитель трезв. Александр задает ему несколько
дополнительных вопросов, чтобы убедиться, не везет ли он, к примеру,
медвежонка. Не везет. «Счастливого пути». Эх... Не везет, так не везет.
Наконец попадается первый водитель с
признаками опьянения – неуверенная речь, легкий запах перегара. «Вчера
употребляли алкогольные напитки?» – уточняет Александр. «Нет, не пил
я», – напряженно отвечает наш «улов», косясь на алкотестер. Скажу
честно, определить на глаз, действительно ли он трезв или просто устал,
сложно. Так что приглашение к алкотестеру – не способ психологического
давления, а необходимость. Водитель дует в трубочку, у него никак не
получается сделать хороший выдох, он расстраивается, пробует снова, и
прибор показывает, что он трезвый. «Счастливого пути».
Инспекторы признаются, что оформлять
пьяного – большая морока. Водитель имеет право не согласиться с
показаниями алкотестера, и тогда его необходимо доставить на
полноценную медэкспертизу. При этом автомобиль остается на месте
задержания, и для его охраны вызывается другой экипаж, поскольку, пока
нетрезвость водителя не подтверждена, никаких манипуляций с его
имуществом проводить нельзя.
Тем временем у нас «поспел» еще один
подозреваемый, который божится, что не пьет уже пятнадцать лет. Голос
звучит убедительно, однако внешность и выражение лица похмельные. Но
прибор снова показывает «Водитель трезв» – простите, что подозревали.
Кстати, нередко признаки опьянения, вроде нечеткой речи или покраснения
глаз, могут появиться от элементарной усталости или стресса, так что не
загоняйте себя в длительных поездках. Иной раз вы действительно можете
сойти за пьяного, да и реакция в эти минуты у вас не лучше.
Наше
«дежурство» совпало с антитеррористическими учениями , поэтому мы
тормозим машины часто и многих просим открыть багажники. В принципе,
вне стационарных постов ДПС инспекторы не могут останавливать
автомобиль безосновательно, однако в данном случае основанием является
спецоперация, на что есть соответствующие документы. Водители реагируют
на наши действия спокойно, без грубостей, и в подавляющем большинстве
выходят из автомобилей сами. Некоторые хмуры и сосредоточены, некоторые
– заискивающе веселы, но признаков агрессии не проявляет никто.
У инспекторов ДПС очень характерная
походка, чуть вразвалочку, и неспешная настойчивая речь. Теперь я
понимаю корни этой типичности: когда тормозишь двадцатую машину за час,
повторяющаяся из раза в раз мантра «Инспектор ДПС... лейтенант...
отойдите с проезжей части... документы...» настолько вязнет на зубах,
что произносишь ее почти автоматически, и стараешься делать это как
можно четче, чтобы избежать переспрашиваний. Кроме того, должностные
инструкции обязывают инспекторов быть вежливыми и сдержанными, чего у
них действительно не отнять.
Мы заступили на дежурство около девяти
вечера, а смена длится 12 часов. Если поначалу стоять на посту
прикольно, то со временем начинаешь понимать, почему в инспекторы не
идут женщины.
Машин становится все меньше, сумерки
мешают различать марку автомобилей, а приятный вечерний воздух быстро
остывает. Все чаще хочется посидеть в машине, и все скучнее тормозить
очередной автомобиль. Тяжесть в ногах усиливается, но мы-то с Машей в
обычной амуниции, а Виталий и Александр облачены в бронежилеты,
килограммов по восемь каждый.
Комары – казалось бы, мелочь, а как
досаждают! «Особенно страшное место возле Еткуля, там заболочено, –
говорит Александр. – Этим летом их поменьше, а то прямо живьем едят.
Нам даже баллончики выдавали».
Мы дежурили практически в идеальное
время – hot summer night... А каково стоять на посту промозглой осенью,
когда утренний дождь смывает с травы изморось? А зимой в минус
тридцать? «Ходим по очереди греться в машину, – говорит Александр. –
Только стекла изнутри от этого обмерзают, ничего не видно».
Питание – другая проблема. На обед
отводится час, так что съездить до города удается не всегда. Закусочные
на трассе? «Ну, иногда можно рискнуть, но чтобы постоянно...» –
разводит руками Виталий. Брать с собой? «Тогда получается сухомятка.
Обед – через шесть часов после начала смены, и если погода теплая,
горячее успевает испортиться».
Маша
расспрашивает Виталия, приходится ли им применять физическую силу. «Ну,
конечно, – коротко отвечает он. – Водители разные попадаются».
Тем временем подъезжает проверяющий и
привозит фотороботы трех человек, подозреваемых в преступлении. Чуть
раньше приходит ориентировка на черный Hyundai Getz, который сбил
человека. Подобная информация поступает инспекторам постоянно, и не дай
бог выяснится, что они проворонили разыскиваемую машину. Поэтому если
вы думаете, что во время двенадцатичасового дежурства можно выспаться в
машине, то это не так. Надо смотреть в оба, поэтому сотрудники ДПС
обязаны иметь хорошее зрение и поэтому мои очки так сильно меня выдают.
Проезжающие водители сообщают о
серьезном ДТП примерно в пяти километрах от места нашей дислокации.
Виталий и Александр запрашивают разрешение сняться с поста и оказать
помощь пострадавшим. Дежурная часть отвечает отказом – идет
спецоперация, поэтому все экипажи работают по плану, а на место ДТП
отправлен другой экипаж. «Если поблизости случается авария,
естественно, мы выезжаем на место для оказания помощи и ограждения
трассы, однако само ДТП не оформляем – не наша работа», – говорит
Александр. И опять пример непонятной специализации. Довольно часто
можно наблюдать пробку из-за ДТП, участники которого ждут экипаж ДПС, в
то время как другой экипаж стоит в пределах прямой видимости и штрафует
за переход улицы. Но такова российская специфика – сотрудники ДПС,
подобно военным, выполняют приказы и инструкции.
«А вот планы по штрафам у вас есть?» –
Маша настойчиво интервьюирует Виталия. «Как вам сказать... Официальные
лица говорят, что ГИБДД не может работать по планам, но все, наверное,
улыбаются этим словам», – отвечает он, не вдаваясь в детали.
Впрочем,
можем домыслить. Планы по штрафам – средство мотивации инспекторов.
Может быть, в идеальном мире они выполняют свои обязанности, потому что
не хотят потерять высокооплачиваемую работу или из чувства долга. А в
российских реалиях планы по штрафам – пусть и не самое совершенное, но
все же действенное средство побудить инспектора контролировать
соблюдение правил, а не греться в автомобиле. Тем более что с каждым
часом желание посачковать растет.
Кстати, дежурили мы на Renault Logan,
оснащенном сиреной, проблесковыми маячками, рацией, детектором
подлинности документов, алкотестером и измерителем скорости «Визирь».
Последний установлен прямо в машине и позволяет контролировать как
попутный, так и встречный поток, записывая данные о нарушителях на
видео. «Только вот память у него маловата, и приходится каждое
нарушение переписывать в компьютер, а это занимает минут пять», –
говорит Виталий.
Ночью дежурить совсем тяжело – машины
появляются редко, ни черта не видно. К тому же за остаток светового дня
не удалось выявить ни одного серьезного нарушителя, что в глобальном
смысле хорошо, но если вспомнить про планы (и журналистские в том
числе), то скорее досадно. «Тут уж день на день не приходится, –
говорит Александр. – Бывает, махнешь жезлом пару раз, и сразу два
нетрезвых или без техосмотра. А то стоишь сутки – и ни одного
нарушителя».
Мы расстаемся с Виталием и Александром
перед их обедом уже ночью, слегка осоловевшие от усталости и
впечатлений. А им предстоит отдежурить еще столько же, и второе
действие будет куда сложнее – под утро, как пить дать, начнет морить
сон, а профессиональные преступники в это время наиболее активны.
Инспектор ДПС – тяжелая профессия.
Тяжелая в разных смыслах – и физически, и морально. Конфликтные
водители, выбросы вредных веществ, комары – неблагоприятных факторов
пруд пруди.
И сегодня, в день ГИБДД, мы поздравляем
всех сотрудников инспекции с праздником и желаем, чтобы государство
наконец оценило вашу работу пропорционально ее сложности. И чтобы это
позволило инспекторам проявить все те качества, которые открылись нам в
этот вечер: сдержанность, порядочность, готовность придти на помощь.
Источник: http://autochel.ru/autostop/219818.html |