Опасен ли правый руль, Или почему кричит пассажир слева?
Но я лучше выпью зелье с отравою,
Я над собою что-нибудь сделаю,
Но свою неправую правую,
Я не сменю на правую левую.
В. Высоцкий «Песня про прыгуна в высоту»
Россия не всегда была страной, где большинство машин
имеет левый руль. В начале ХХ века на заводах страны выпускались
праворукие автомобили, и наверняка вы видели фотографии русских князей
и промышленников, восседающих за «неправильным» рулем Руссо-Балтов.
Любопытно, что движение в ту пору уже было правосторонним, но правый
руль считался более удобным – так безопаснее выходить из машины на
тротуар. Однако в 1920-х годах равнение всего мира на США привело к
распространению левого руля, в том числе и в России.
Идея сравнить исконно японский авто с леворульным
искушала нас давно. А в дни кризиса желание стало прямо-таки
навязчивым: высокое качество, привлекательная цена и большой выбор
японских моделей в будущем году заставят многих обратить на них самое
пристальное внимание.
Компания «Окинава» предоставила на тест праворукий Toyota Vitz 1.3 последнего поколения (в России – Toyota Yaris). Компания «Каскад-Моторс» в качестве спарринг-партнера выставила Skoda Fabia 1.4.
Мы не пытались сравнивать как таковые «Витц/Ярис» и
«Фабию», тем более что у машин трехлетняя разница в возрасте. Скорее мы
оценивали их рули – насколько сложно водить машину с «неправым правым»
рулем в России? Skoda задала нам базу для сравнения, Vitz стал главным
подопытным.
Трудности с центровкой
С
какой стороны от руля находится рычажок поворотников у обычной машины?
По-моему, слева… Нет, справа… Или все-таки слева? Честно говоря, сейчас
я даже не помню.
Но это помнят мышцы, и как ни тверди себе, что у
Vitza переключатель справа, при внезапных перестроениях срабатывает
машинальная память, и поворачиваешь под энергичное шуршание дворников.
Пока концентрируешь внимание, все нормально, но стоит расслабиться – и
снова на сцене «дворники». Нужен примерно час, чтобы переучить руки на
«неправильный» поворотник. В остальном никаких проблем: педали
расположены как надо, селектор «автомата» хоть и слева, но пользуешься
им редко. У «ярис-витцев» приборы находятся в центре салона, и лично я
не считаю такое решение слишком удачным. Однако куда смотреть – чуть
вправо или чуть влево – разницы не имеет.
Поначалу габариты праворукой машины сбивают с толку.
Кажется, будто твоя правая сторона обнажена и вот-вот начнет цеплять
придорожные столбы и знаки, отчего инстинктивно смещаешься влево. А к
левой стороне приделан изрядный шмоток автомобиля, так что смещаться
особо некуда.
Первое время я сверяю положение по зеркалам, но
центрировать машину трудновато. Мой мозг годами прокладывал путь в трех
метрах от бордюров и тротуаров, и попытки ехать вдоль правой кромки
дороги воспринимает как злостную езду по обочине, вынуждая смещаться
левее.
Еще веселее на трассе. Когда навстречу попалась
первая фура, пассажир, сидящий слева, с испуга едва не выронил сотовый
телефон, потому что я ехал неестественно близко к осевой, а его
ощущения были обострены слишком левой посадкой. «Мне казалось, она идет
нам точно в лоб», – признался он потом.
«Борьба
рулей» порой приводила к поразительному результату. Изначально Швеция
была страной с левосторонним движением, но соседство с правосторонними
державами создавало большие трудности, и было принято решение ввести
общеевропейский стандарт. 3 сентября 1967 года с 1:00 до 5:00 утра
движение на территории страны остановилось, а в пять часов машины
поехали уже по правой стороне дороги. Трудолюбивые шведы умудрились за
полночи переставить знаки и перерисовать разметку.
Но мало-помалу я привыкал к необычным габаритам, и
езда в полуметре от обочины казалась все более естественной, а крики
пассажира – все менее громкими. И все-таки, пересев потом в «Фабию», я
почувствовал приятное расслабление: машина шла по своей полосе
совершенно непринужденно, как будто не требуя от меня никаких усилий.
Как вы поняли, перечисленные особенности связаны с
отсутствием навыка вождения праворуких машин. Похожую историю мог
написать человек после первой поездки на машине с «автоматом». Ну, вы
знаете – когда пытаешься жать несуществующее сцепление и на ходу
дергать селектор. Но привычка приходит быстро, а если регулярно ездить
на машинах с обоими типами коробок, граница между ними стирается.
То же касается расположения руля. Я уверен, что если
следующую неделю буду поочередно ездить на лево- и праворуких машинах,
мне станет все равно, где у них руль.
Короче говоря, в городе праворукий автомобиль не
создает особых проблем. Можно ли рекомендовать его новичкам? Если
человек вменяемый и готов учиться, то да. Дополнительным плюсом
является автоматическая коробка передач, которая входит в комплектацию
почти любого японского автомобиля.
Уверен? Обгоняй!
Краеугольный
камень – обгоны. Мы специально поехали на загородную трассу и нашли
участок двухполосной двухсторонней дороги, чтобы порепетировать
подобные маневры.
Есть мнение, что водитель праворукой машины
совершенно не видит встречную полосу. Мой опыт говорит, что это мнение
немного преувеличено. Езда за нашей «фабией» с безопасной дистанцией не
создала больших трудностей для обгона: я всегда видел отрезок встречной
полосы, достаточный, чтобы «высунуться» и убедиться в безопасности
маневра. Но «Фабия» – машинка маленькая. Другое дело фура.
Я провел небольшие расчеты и выяснил вот что.
Допустим, машина едет за автопоездом на таком расстоянии, что голова
водителя находится в пяти метрах от задней части полуприцепа. Тогда
водитель леворукой машины видит 26 метров встречной полосы, праворукой
– 11 метров. Чтобы второй увидел ту же самую дистанцию, ему необходимо
отпустить фуру вперед еще на шесть c небольшим метров.
Теперь наши водители решили выглянуть на встречку и
едут точно посреди дороги, пропуская разметку между колес. Из леворукой
машины полосу видно как на ладони. Водителю праворукой машины сложнее:
если он идет впритык за фурой (расстояние от головы до полуприцепа – 5
м), то видит лишь 39 метров дистанции. Такой обзорности недостаточно
для принятия решения о возможности обгона: при скорости встречного
разъезда 160 км/час время видимости встречной машины составляет менее
секунды. Если водитель оттягивается назад, как в предыдущем примере,
ему открывается уже 91 метр дистанции, позволяя осторожно смещаться
влево, чтобы увидеть полосу целиком. Эти расчеты подтверждаются на
практике: прижался к грузовику – считай, ослеп.
По данным агентства
«Автостат», российский парк на 20% состоит из праворуких автомобилей. В
разных регионах их доля отличается: от 0,9% на северо-западе страны до
84% на Дальнем Востоке. Уральский показатель близок к среднему – 22%.
И все-таки обгоны на праворукой машине требуют
большего хладнокровия. Оттягиваясь назад, мы увеличиваем дистанцию и
время обгона, что особенно ощутимо на маломощных машинах.
Образовавшийся зазор между вашей машиной и фурой будет провоцировать
водителей, едущих сзади, обгонять и встраиваться перед вами. Наконец, в
стесненных условиях, когда сзади подпирает вереница нетерпеливых
автомобилей, водитель «праворучки» будет вынужден либо терпеть, либо
рисковать: отстанешь от фуры – обгонят задние, высунешься не глядя –
поймаешь встречную машину. А если усугубить сцену темнотой и дождем?
Или рисуется такая картина: едем по односторонней
двухполосной дороге и догоняем «Газель». Поскольку встречки нет, без
страха идем на обгон. А на левой полосе препятствие: разбитый
автомобиль или старушка, пропускающая «Газель» на проезжей части.
Водитель леворукого автомобиля заметит такой «сюрприз» скорее, и ему
будет проще вернуться в свой ряд. Правда, в описанной ситуации виноват
все же не правый руль (он, скорее, провокатор, а не исполнитель): перед
обгоном водитель обязан убедиться в том, что полоса свободна на
протяжении дистанции маневра. «Не расслабляйся!» – такой призыв
невредно наклеить на каждый правый (да и левый) руль.
Однако
непреодолимых проблем с обгонами мы не обнаружили, по крайней мере в
сухую ясную погоду. Важно не суетиться, выдерживать правильную
дистанцию, а в начальной фазе маневра выезжать на встречку без
ажиотажа. Иногда видеть набегающий поток помогают особенности рельефа,
скажем, на спусках и в затяжных левых поворотах проблем с обзорностью
почти нет. Порой увидеть дальнюю часть дороги можно справа от машины,
которую вы планируете обогнать.
Есть и пара изобретений, облегчающих обгоны. Самое
простое из них – система зеркал наподобие перископа, которая крепится
на лобовом стекле возле левой стойки и проецирует изображение встречки.
Цена устройства в Челябинске – 1300-1500 рублей, установка
осуществляется самостоятельно.
В последнее время на рынке появились дешевые
видеокамеры, которые встраиваются в корпус левого зеркала заднего вида
или располагаются в салоне возле левой стойки. Стоимость камеры
составляет порядка двух тысяч рублей, еще в тысячу обойдется установка.
Многие японские машины, как и этот Vitz, оснащены ЖК-мониторами, на
которые можно выводить изображение с камер после включения левого
поворотника или специальной кнопки – кому как удобнее.
Иногда на обгонах поможет «штурман», сидящий слева
от вас. Хотя полностью полагаться на него мы бы не советовали: из
теории надежности известно, что чем больше звеньев в цепочке, тем
больше вероятность отказа. Однако «штурмана» можно использовать для
перестраховки.
Не слепи!
Помимо
атипичной обзорности, японские автомобили отличаются иным
распределением светового пучка фар: как и положено, они подсвечивают
обочину, которая, по их мнению, находится слева. Такое
светораспределение приводит к ослеплению встречных водителей, а еще не
позволяет пройти техосмотр.
Однако в большинстве случаев проблема решается сравнительно легко. Директор компании «Проспект», специализирующейся на настройке фар японских машин, Василий Панихин
рассказал следующее: «Добиться правильного распределения пучка обычной
регулировкой чаще всего невозможно. В случае с простыми безлинзовыми
фарами мы изготавливаем специальную шторку, которая отсекает часть
пучка и перенаправляет его в нужном направлении. Шторка играет роль
зеркала, отражая левую часть светового потока таким образом, чтобы в
конечном итоге подсвечивать правую обочину.
Поэтому фара не теряет светосилы – шторка не
поглощает света. Проверку результата мы осуществляем с помощью прибора,
аналогичного тому, что используется во время техосмотров. Процедура
стоит 700-1000 рублей. Несколько сложнее настраивать фары с линзами,
которые устанавливаются на ряд моделей вроде Mazda Axela (Mazda3). В
этом случае необходима разборка фары и модификация шторки. Процедура
стоит 3500-4500 рублей. К сожалению, в ряде случаев фара теряет
герметичность и время от времени запотевает. Разумеется, владелец может
установить фары от леворукого аналога, однако это будет стоить примерно
в два раза дороже».
Городские проныры
Сравнивать подержанного «японца» и нового «европейца» не совсем корректно, и все-таки поделимся парой впечатлений.
Vitz понравился плавностью хода, легкими органами
управления и приятным силовым агрегатом: достаточно бодрый мотор (87 л.
с.) и предсказуемый автомат позволяют шустрить со светофоров и требуют
минимум внимания. Легкий руль «Витца» удобен в городе, но немного
мешает на трассе – информативность почти отсутствует. Интерьер «японца»
оригинален и не лишен изюминки, хотя кому-то может не понравиться
центральное расположение приборов. Автомобиль достаточно просторный
впереди, и, что удивительно, нетесный на втором ряду. Правда, объем
багажника невелик – всего 272 л, но его можно регулировать, сдвигая
второй ряд сидений или складывая их спинки.
«Японец» неплохо укомплектован: есть кондиционер,
АБС, «автомат», магнитола, центральный замок с дистанционным
управлением, электропакет и жидкокристаллический дисплей. Такой Vitz
2005 года выпуска с пробегом менее 20 тысяч км обошелся хозяйке в 330
тысяч рублей.
Fabia – типичный представитель европейской школы.
Спокойный качественный интерьер, крепко сбитая подвеска, нетяжелый, но
чуткий руль и великолепный механизм переключения передач. Возможностей
1,4-литрового моторчика хватает впритык, и если в целом «Фабия» тише
«Витца», то стоит крутануть двигатель, как салон наполняется усердным
гудением. «Фабия» производит впечатление более драйверского автомобиля,
но расплата за это – чувствительность к мелким неровностям, которые
отдают в салон несильными тычками. Чешская машина – один из лидеров
класса по просторности на заднем ряду, объем багажника – 300 л. «Фабия»
обладает неповторимым шармом, и на фоне мультяшно-агрессивных
конкурентов подает себя с достоинством.
«Наша» Fabia в комплектации Elegance имела
кондиционер, легкосплавные диски, бортовой компьютер, АБС,
противотуманки и ряд опций помельче. Цена такой машины (естественно,
новой) начинается от 419 тысяч рублей. Стоимость базовой «Фабии» с
мотором 1,2 начинается от 309 тысяч рублей.
Итак,
что мы выяснили? Проблем с использованием праворукого автомобиля в
городской черте нет. Единственное, водителям, привыкшим к «праведному»
рулю, придется перепрограммировать рефлексы – это займет несколько дней.
Во время обгонов праворукий автомобиль требует
большей осторожности и концентрации внимания. Однако для водителя с
головой больших сложностей обгоны не представляют – разве что в совсем
плохую погоду и на сложных перегруженных трафиком трассах.
Авто для японского рынка дешевле обычных: «скидка»
за праворукость для машин популярного B-класса составляет порядка
12-15%. Однако, если наличие «автомата» не является для вас
принципиальным обстоятельством, можете найти автомобиль с левым рулем
примерно за те же деньги.
В целом никаких явных противопоказаний к
использованию «японца» в России мы не обнаружили. Если душа и кошелек
лежит к правому рулю – почему бы и нет?