Семь
лет назад я первый раз прокатился на Lada с автоматической коробкой
передач. Это был ВАЗ-2110, на который кустари установили трехступенчатую
гидромеханику от подержанной «Тойоты». Они давали гарантию 30 тысяч
километров и предлагали для переднеприводных «Лад» несколько «автоматов»
на выбор, трех- или четырехступенчатых. Цена – 30-40 тысяч рублей под
ключ.
Тогда я
подумал – в чем же проблема? Если уж мастера на задворках промышленного
города могут поженить «Ладу» и «автомат», почему это вызывает
перманентные сложности у АВТОВАЗа? Заводу, конечно, сложнее: нужно
искать поставщика, покупать лицензию или сами агрегаты, сертифицировать…
Но что из перечисленного является невыполнимой задачей для
производителя, способного выпускать до миллиона автомобилей в год?
Ничего.
В
конце нулевых АВТОВАЗ сотрудничал с калиниградской фирмой «КАТЕ»,
которая обещала сделать сразу семиступенчатый «автомат», но дальше
словесных презентаций дело не шло.
Наличие
«автомата» – одна из причин нежной привязанности россиян к праворуким
«японцам». Сделай «Ладу» с «автоматом», и, глядишь, удалось бы увести
часть клиентов у «старьевщиков».
Срослось
только сейчас. На этой Lada Granta стоит японский четырехступенчатый
«автомат» фирмы Jatco, которая принадлежит компании Nissan (малые доли –
Mitsubishi и Suzuki). Судя по всему, благодарить мы должны не столько
сам АВТОВАЗ, сколько его франко-японских хозяев, которые всерьез
подтягивают бренд Lada к мировым стандартам.
Автомат
Jatco JF414E построен на «платформе» четырехступенчатой коробки
передач, разработанной «Ниссаном» еще в конце 80-х и дебютировавшей на
малолитражке Nissan Sunny тех лет. Разумеется, с тех пор коробка
многократно модернизировалась, и ее последнюю инкарнацию JF414E японцы
называют современной разработкой. Она ставится на некоторые модели
Nissan, например, March для китайского рынка и Note. Однако делают
коробку исключительно в Японии.
АвтоматJatco JF414E
Собственно,
может ли в этом альянсе традиций с инновациями быть ключ к созданию
удачного, простого и надежного узла, покажет практика. Например, у
коробки есть защита от агрессивной езды «на холодную» и датчик
перегрева. Кстати, один печально известный французский «автомат» часто
выходил из строя именно от слишком динамичной езды после холодного
пуска.
Комплектация Lada Granta с «автоматом» (373 200 рублей): две подушки, подголовники задних сидений, корректор фар, дневной ходовой огонь, ABS, полноразмерная
запаска, электроусилитель, «короткая» рейка рулевого, регулируемая по
углу рулевая колонка, центральный замок, два электростеклоподъемника,
кондиционер, аудиоподготовка, 14-дюймовые диски, металлик, двигатель ВАЗ-21126 (98 л.с.)
Как едет «автомат»?
Сразу
отмечу некоторые странности комплектации «автоматической» Lada.
Рекомендованная заводом цена в 373 тысячи после предпродажной подготовки
у некоторых дилеров доходит до 400 тысяч, при этом у машины стальные
диски даже без колпаков. Нет и стальной защиты картера, которую
устанавливать вообще не особенно рекомендуется из-за возможного
перегрева коробки.
Встретились и
следы нарочитой бюджетности, например, вместо ручки закрывания багажника
на тыльной стороне его крышки есть технологическая прорезь в тонком (и
остром) металле, края которой прикрыты хлипким резиновым уплотнителем:
как пить дать, соскочит на второй недели эксплуатации.
Зато есть кондиционер, две подушки безопасности, гидроусилитель руля и АБС. Последняя нужна «Гранте» особенно сильно, ибо, как выяснилось во время прошлогоднего теста, базовая «Гранта» при торможении в пол с устрашающей азартностью вертится вокруг оси.
Первое
впечатление от «автомата» – неудобный паз. Он совершенно прямой, литера
D находится примерно в середине шкалы, а подсветки выбранного режима
нет. Поэтому пользоваться вслепую сложно: то попадаешь в нейтраль, то в
двойку. На панели приборов есть индикация включенного режима и передачи,
но приятнее, когда селектор дает обратную связь.
Зато
какой отменный старт с места! В отличие от многих современных машин с
их полудохлыми акселераторами Granta рвет так, словно к ее доводке
привлекали стритрейсеров.
Коробка
работает практически незаметно, что при плавной езде, что при
интенсивной, и даже время сброса передачи в режиме кик-даун похвально
низкое. Сам разгон отличается приятной синхронностью с движением педали
газа, и в отношениях водитель-машина нет никакой невесомости. Даже
высшая четвертая передача здесь с хитринкой: при равномерной езде ее
передаточное отношение остается низким ради экономии топлива, но если вы
чуть придавите газ, гидротрансформатор увеличит крутящий момент на
колесах, имитируя несуществующую передачу с номером 3,5. Это позволяет
не щелкать передачу вниз при плавных ускорениях на трассе.
Коробка
вообще не суетлива, как иные «малоступенчатые» автоматы, и обращает на
себя внимания не больше, чем мозговитые «многозарядники».
Инвестиции
АВТОВАЗа в проект «Lada+автомат» составили 17 млн евро. В 2013 году
начнется выпуск рестайлинговой Kalina с этим же агрегатом. Изучив спрос,
Jatco примет решение о строительстве в Тольятти завода по производству
автоматических трансмиссий.
Двигатель
тут 16-клапанный мощностью 98 л.с. У него верховой характер, и,
учитывая это обстоятельства, при интенсивных разгонах коробка исправно
шлет стрелку тахометра в рейд к подножьям красной зоны. Все бы ничего,
но звук при этом такой, что разгон кажется в два раза интенсивней.
Вообще шумоизоляция моторного отсека показалась самым слабы звеном.
У
коробки есть старомодные режимы принудительного ограничения передач
(только первая или первые две), а также кнопка отключение «овердрайва»,
запрещающая переход на четвертую передачу. Управление коробкой выдает ее
старомодную закваску, хотя с точки зрения функциональности она
производит весьма современное впечатление.
В
городе работа коробки вызывает весьма позитивное ощущение, разве что во
время ожидания на светофоре видно, как блошки вибраций скачут по
рулевому колесу и проникают в тебя через руки и пятую точку.
На
трассе разгон становится заунывным, хотя это, скорее, претензия к
двигателю, который развивает 98 л.с. Вероятно, у любителей универсальных
машин большим спросом будут пользоваться «Гранты» на механике, тогда
как автоматические версии адресованы тем, кто чаще снует по городу.
В
целом «автомат» встал на «Гранту», как родной, и есть подозрение, что
коробка будет одним из самых надежных узлов всего автомобиля.
Сравнение с конкурентами
Lada
Granta – самый доступный автомобиль в России с «автоматом», поэтому
конкурент у него всего один – запорожский ZAZ Chance 1.4 AT (101 л.с.).
По сути, это Chevrolet Lanos с силовым агрегатом, знакомым по Opel
Corsa, который стоит от 390 тысяч рублей в близкой к «Гранте»
комплектации (у него нет пассажирской подушки безопасности, но есть
противотуманные фары).
Впрочем,
даже с нынешними пошлинами и утилизационный сборами кто-то может
предпочесть подержанную иномарку. Так, в Европе можно купить универсал
Opel Astra Caravan с 1,6-литровым бензиновым мотором и «автоматом» (2008
года, пробег 93 000 км). С учетом цены машины (198 тыс.), таможенной
пошлины и утилизационного сбора (165 тыс.) и доставки (40 тыс.)
получается 403 тысячи рублей.
За
чуть большую цену (450 тыс. «под ключ») есть большой выбор дизельных
универсалов c «автоматами» того же года выпуска: Opel Astra Caravan 1.9
TDI, Skoda Fabia Wagon 1.9 TDI DSG, Renault Megane, Opel Zafira и
другие.
Широкий
выбор машин с «автоматами» есть на вторичном рынке России: скажем, за
стоимость Granta можно взять пятилетний Ford Focus или Nissan Note в
таких же или даже лучших комплектациях.
А
вот среди новых машин выбора нет: даже Renault Logan с «автоматом»,
кондиционером, АБС и пассажирской подушкой безопасности обойдется в 485
300 рублей без учета доставки до региона, а иномарки класса Hyundai
Solaris или Chevrolet Aveo переваливают за полмиллиона.
Как едет «Гранта»?
Мы
пробовали недорогую «Гранту» за 259 тысяч и топовую за 373 тысячи.
Отличий между ними довольно много, так что «полюсные» Granta ощущаются
чуть ли не разными моделями.
Во-первых,
рулевое управление: у дешевых Lada Granta оно «грузовое», и руль делает
более четырех оборотов от упора до упора. Но хуже даже другое: на
«баранке» почти нет центрирующего усилия. На трассе можно повернуть ее
на небольшой угол, убрать руки и ехать по пологой дуге – неприятно и
даже опасно.
Более
дорогие «Гранты» имеют так называемую «короткую рейку» – 3,2 оборота от
упора до упора. Соответственно, маневренность машины и чувство руля
чуть лучше, но до идеала еще много километров на испытательном полигоне.
Педали у
версий с механической коробкой передач показались нам противоречивыми:
сцепление и газ легкие, тормоза, наоборот, тугие. Автоматические
«Гранты» более сбалансированны, хотя и здесь тормоза кажутся
жестковатыми в начале хода, что не отражает реальной степени замедления.
Зато управления разгоном у автоматической «Лады» ничуть не хуже, чем у
среднестатистических иномарок.
Зимой Granta без АБС разочароваластабильностью торможений
Базовые
«Гранты» без АБС отличаются нестабильными торможениями: мы тестировали
машину в гололед, и при резких замедлениях приходилось ловить рулем
поплывшую корму. В экстренной ситуации это может быть опасно: неровен
час, налетишь на препятствие боком, а это – один из самых неудобных
видов крэш-теста, тем более для машин без боковых подушек. С АБС
стабильность торможения лучше, хотя интересно было бы сравнить машины в
одинаковых условиях, на льду или миксте.
Подвеска
у машины мягкая: мы похвалили ее и тогда, и сейчас. Разбитые дворы и
рельсы ее не пугают, и для семейного автомобиля настройка вполне
рабочая. Однако на разбитой грунтовке «Гранту» явно сдерживают
чрезмерные колебания кузова, что усугубляется уменьшенным на пару
сантиметров просветом: там, где протестированный до этого «француз»
несся 60-70 км/час, Granta плелась на 30.
Салон
автомобиля неплох, а эргономика хоть и требует «присидки», но вполне
терпима. Мне не хватало возможности притянуть руль поближе, ибо подсесть
к нему мешают мои обильные колени. Но на фоне «классики» Granta – почти
иномарка. На разбитой дороге показалось, что салон готов к распевке, а
ведь это почти новая машина. Надо почитать форумы: что там говорят про
сверчки в «Гранте»?
Багажник удался – 480 л и возможностьсложить спинки сидений
Автомобиль
на зимних шинах досаждал гудением колес, более громким, чем ожидаешь
даже от шипованной резины. На летних шинах акустический комфорт был
определенно лучше, и главным раздражителем стал упомянутый гул мотора
при резких разгонах. На высокой скорости ожидаемо посвистывает
«аэродинамика».
Но
«Гранте» можно многое простить за ее багажник: целых 480 литров. Спинка
заднего сиденья откидывается в почти ровный пол, но целиком. Задние
сиденья тоже на удивление просторные, а в более дорогих комплектациях
появляются подголовники и потолочные ручки.