Четыре месяца назад я позвонил Семену Аркадьевичу Мительману с предложением об интервью.
Узнав, что я представляю автомобильный сайт, он рассмеялся: «Наверное,
вы перепутали. Вы хотели поговорить не со мной, а с Ильей, так?»
Действительно, сложно найти человека более
подходящего для рубрики VIPautochel.ru. С одной стороны, Илья –
успешный бизнесмен (Человек года-2002), президент Хлебпрома и создатель
бренда «Мирель» – возможно, самый состоятельный челябинец его возраста.
С другой, в отличие от многих коллег, он является подлинным фанатом
автомобилей. Например, что нужно, чтобы человек купил себе дорогой
спортивный автомобиль? Деньги – раз. Страсть к быстрым автомобилям –
два. Умение управлять ими – три. И все это у Ильи Семеновича есть.
Наконец, угадайте, на чем он ездит (по его
словам, подобным гаданием многие занимались в период избирательной
кампании в Городскую думу). А вот и нет – вовсе не на спорткаре. В
обычной жизни директор Хлебпрома использует Toyota Land Cruiser Prado,
причем, с водителем, а по личным делам ездит на внедорожнике Porsche
Cayenne. Но и спорткары играют в его жизни отнюдь не последнюю роль.
Много ли в Челябинске людей, которые ездили на Porsche, Aston Martin,
Lamborghini, Ferrari? А тех, кто пробовал в деле настоящий болид
Формулы 1?
–
Есть два подхода к выбору машины, – говорит Илья, – рациональный, когда
ты покупаешь автомобиль, исходя из соотношения цена/качество, и
эмоциональный, когда ты берешь автомобиль, чтобы получить максимум
удовольствия за рулем. У меня, как у любого мужчины, есть желание
купить настоящий спорткар, но пока я придерживаюсь рационального
подхода: машина очень недешевая, и сейчас мне нужно зарабатывать
деньги, а не тратить их. Хотя некоторые покупают спорткары – молодцы!
Но я пока морально не готов к этому, тем более, я занимаюсь
благотворительной деятельностью.
В качестве служебного автомобиля я выбрал Toyota
Land Cruiser Prado – при таком качестве дешевле автомобиля нет. Но я не
езжу на Prado за рулем – это автомобиль не моего стиля. Зато в качестве
пассажира он комфортен: задняя подвеска регулируется (не укачивает), он
надежный и маневренный по сравнению, скажем, с Land Cruiser 100.
Porsche Cayenne я купил два года назад, и тогда
выбор в этом классе был невелик – Cayenne, BMW X5 и Mercedes-Benz ML.
Две последние модели ожидала смена поколений, и я купил Porsche.
Нормальный автомобиль, однако заявленной спортивности я не чувствую.
Внедорожник в силу объективных причин – массы, габаритов, развесовки –
никогда не доставит тех эмоций, которые подарит купе. До этого у меня
был BMW X5 и он показался более утонченным автомобилем, чем Cayenne.
– Можно выбрать относительно недорогой спорткар, например, Porsche Boxster…
– Нет, при покупке спорткара компромиссов быть не
должно. Если купишь Boxster, то навсегда останется мечта о Ferrari.
По-настоящему спортивная машина должна иметь не менее восьми цилиндров,
а лучше 10 или 12, а у «бокстера» всего шесть – какими турбинами такой
мотор не заряжай, все равно крутящий момент, а соответственно, и
ощущения будут не те. Мои требования по мощности: не менее 450 л.с. –
такой автомобиль можно считать более-менее спортивным. Но в нашем
городе не будешь ездить на спортивной машине – да и ни к чему это.
Тест-пилот
– Однако вы нередко ездите на спорткарах?
– Когда выезжаю за границу, во Францию, стараюсь
брать напрокат разные спортивные модели: в последней поездке выбрал
Ferrari F430. За последний год я поездил на всех популярных спорткарах,
кроме Bugatti Veyron и Mercedes-Benz McLaren SLR – его я планирую взять
в следующей поездке.
– Это дорого?
– Да, дорого. Чтобы взять напрокат Ferrari, помимо
расходов за аренду и страховку нужно внести залог в размере 15-20 тысяч
евро. Недельная стоимость аренды сопоставима с ценой небольшого
автомобиля, плюс за каждый километр свыше двухсоткилометрового
ежедневного лимита платишь порядка 5 евро.
– Список автомобилей, на которых вы ездили, впечатляет: Porsche 911 Turbo, Bentley Continental GT, Aston Martin DB9, Lamborghini Murcielago, Ferrari F430… Какой произвел наибольшее впечатление?
– Однозначно, я влюбился в Ferrari. По ощущениям, по
звуку мотора, по работе коробки, по своей философии с ней не сравнится
ни один автомобиль. Я никогда не ездил на Ferrari 599 GTB, однако это
модель для людей постарше, а мне идеально подходит F430. До нее Ferrari
выпускала F360 Modena с 400-сильным двигателем, я на ней тоже ездил, но
она была послабее, пожестче, а F430 – очень отточенный, приятный
автомобиль.
– Во Франции, я слышал, действуют строгие санкции за быструю езду. Насколько реально почувствовать потенциал автомобилей уровня Ferrari F430 (490 л.с.) или Lamborghini Murcielago (580 л.с.) на тамошних дорогах?
– Я проходил курсы экстремального вождения
BMW в Москве, где весь день учили ездить в экстремальных условиях. Я
ездил на Формуле 1. И пришел к выводу, что гонять на обычной дороге не
нужно. Во время таких курсов узнаешь, насколько машина может быть
неуправляемой на скорости, как ее может вынести с трассы, какую
опасность она представляет.
Смысл в другом. В Европе я не езжу быстрее 120-140
км/час, тем более, в Монте-Карло по горным дорогам сильно не
разгонишься. Другое дело, что порода машины чувствуется во всем: как
она трогается, как тормозит, как входит в поворот и слушается тебя при
обгонах… Ты реализуешь ее потенциал не на максимальной скорости, а в
плане управляемости, моментального ускорения. Когда на 200-метровом
отрезке успеваешь набрать 120 км/час, уже чувствуешь то, что хотел
почувствовать. Когда переключаешь передачи подрулевыми «лопатками»,
доходишь до шестой передачи, а при понижении передач слышишь выстрелы
выхлопной системы, как у гоночного автомобиля – это непередаваемые
ощущения… Кто любит такие машины, получает от этого удовольствие.
Каждый ищет в машине что-то свое. Я получил, что
хотел, когда сел за руль Ferrari. У кого-то есть мечта полететь в
космос или съездить в Америку, у меня была мечта ездить на Ferrari.
– Ferrari F430 может стать автомобилем на каждый день?
– Нет. Если ищешь спорт-кар на каждый день,
выбирай Porsche 911 Turbo. Он абсолютно прочный, надежный, очень
приемистый, разве что у него шесть цилиндров и несколько иная
философия, чем у Ferrari. Это очень достойный автомобиль, но не мой.
Помимо Ferrari мне очень нравится Aston Martin, и выбор между ним и
Ferrari был бы неоднозначным. А вообще надо больше работать, больше
зарабатывать, и иметь несколько автомобилей.
Чему учат в школе пилотов Формулы 1
В
свои тридцать с небольшим лет Илье удалось осуществить практически все
автомобильные мечты любого мужчины. Лично я ему завидую – даже с моей
профессией придется очень постараться, чтобы в послужном списке
появились «феррари» и «ламбо». Впрочем, иногда лучше, чтобы мечта
оставалась мечтой.
Ну, а какой автомобиль в «коллекции» Ильи был
самым быстрым? Разумеется, болид Формулы 1. Илья и его друг Валерий
Бондаренко пилотировали болиды AGS на частном треке во Франции. Команда
AGS выступала в королевских гонках на стыке 80-х и 90-х, однако
возможности болидов и по сей день захватывают дух. Объем двигателя
тогда был ограничен 3,5 литра (сейчас 2,4), соответственно, на 600 кг
массы приходилось 600 л.с. мощности: такой энерговооруженностью не
может похвастаться ни один дорожный автомобиль. Соответственно,
ощущения от пилотажа – на гране удовольствия и боли.
– Мы ездили по 20 кругов, больше не разрешают,
потому что слишком тяжело физически. Через полчаса вылезаешь совершенно
мокрый, кружится голова, подташнивает – пару килограмм теряешь точно.
Школа
гоночного мастерства AGS находится на Юге Франции. Азам пилотирования
одноместной гоночной машиной обучают на двух трассах: du Var, недалеко
от Монте-Карло, и на знаменитом автодроме Поль-Рикар – том самом, с
разноцветными полосками в зонах вылета, асфальт которых имеет разную
шершавость. В автопарке школы – настоящие болиды Формулы 1: Arrows
Педро Де ля Розы, Prost и Jordan Жана Алези, и несколько болидов
команды AGS.
Думаете, в школе гоночного мастерства учат ездить быстро? Скорее, наоборот…
– Главное, чему тебя учат – это пользоваться
тормозами, и не ради безопасности, а ради грамотного прохождения
трассы. Скорость прохождения поворота и разгон на выходе зависят прежде
всего от того, как ты тормозишь. У болидов Формулы 1 двигатель размещен
позади кокпита, и большая часть массы приходится на заднюю ось, поэтому
при торможении важно правильно перераспределять массу автомобиля,
нагружая передние колеса.
«Нагружать передние колеса» – для простых
водителей эти слова не значат ничего, но гонщики обучаются тонкостям
игры с массой в течение всей карьеры. Когда Николая Фоменко, шоумена и
участника чемпионата FIA GT, спросили, почему российские пилоты (он и
Алексей Васильев), уступают иностранным на тех же машинах, он ответил,
что иностранцы умеют грамотно работать с переносом массы автомобиля.
Перераспределение массы возникает из-за действия сил инерции, а также
тормозного или крутящего моментов: на торможении у болида Формулы 1
переднюю ось прижимают к земле дополнительные 150-200 кг (по сравнению
со статическим состоянием), а на разгоне около центнера «переползает»
на заднюю ось, обеспечивая лучшее сцепление ведущих колес.
Насколько же интересно учиться перераспределению
массы на болиде Формулы 1 – автомобиле с высочайшей динамикой
торможения среди всех колесных транспортных средств. Рекорд тормозного
ускорения, зафиксированный в Формуле 1, принадлежит Хайнцу-Харольду
Френтцену: в Имоле он достиг невероятных 5,99 g. Чтобы было понятнее,
это соответствует снижению скорости на 211 км/час за 1 секунду! А
мощность тормозов при этом может достигать 3000 л.с.
–
Что такое вождение болида Формулы 1? Это очень синхронное управление
всеми системами – рулем, коробкой передач, газом и, конечно, тормозами.
Когда несешься на такой скорости (около 300 км/час), езда превращается
в четкий расчет: нужно вовремя начать торможение и вовремя повернуть
руль, чтобы использовать прижатие передних колес к земле. В середине
поворота важно добиться распределения массы в соотношении 50 на 50, а к
концу поворота загрузить задние колеса с помощью педали газа, чтобы
обеспечить болиду максимально быстрое ускорение. Когда гонщик Формулы 1
проходит квалификационный круг, он все знает заранее – в какой момент и
где затормозить, когда открыть газ и так далее. Пилоты ездят по
внутреннему хронометражу.
– Динамика разгона впечатляет?
– От 0 до 100 км/час болид разгоняется за 3,5
секунды, потом динамика становится еще агрессивнее – от 100 до 200
км/час примерно за 2,5 секунды. При разгоне нос автомобиля задирается
вверх, хотя подвеска очень жесткая, и ты понимаешь, что тебя держат на
земле только антикрылья – иначе бы автомобиль просто взлетел.
– Навыки, полученные на подобных курсах, помогают в обычной жизни?
– Во всех спортивных школах учат понимать машину. Ты
узнаешь, что такое скорость. Это опыт, который заставляет в обычной
жизни проявлять большую осторожность. К лихачеству уже не тянет, хотя
многие полагают, что должно быть наоборот. Но это как с вином – если
разбираешься в нем, не значит, что становишься алкоголиком. Ты
понимаешь, что такое вкус, аромат, букет, но не обязательно пьешь в
огромных количествах. Ни за границей, ни в Челябинске я не гоняю
бездумно, потому что это опасно.
– Не было желания заняться автоспортом?
– Было и есть, просто автоспорт требует много денег
и времени. Я бы поучаствовал в гонках «Формулы-Русь» или в каком-нибудь
международном чемпионате. Может быть, в будущем так и сделаю.
Герой нашего времени
Автомобиль
для Ильи – это не только средство передвижения или способ подчеркнуть
свой статус, как для большинства челябинских бизнесменов. Это –
страсть, зародившаяся еще в отрочестве.
– Думаю, я неоригинален, но у меня, как у любого
мужчины, с детства была мечта о хорошей машине. Тогда я, конечно, думал
о «Жигулях», и в 16 лет купил первую машину – «шестерку». Я работал
тогда в автосервисе, помогал знакомым, и по случаю очень дешево мне
досталась эта «шестерка». Она долго стояла в гараже, вся проржавела, но
была очень любимая. Водить я уже умел, клеил на стекло букву «У» и
ездил с кем-то из взрослых, хотя уже тогда водил лучше, чем многие
учителя.
Я никогда не учился управлять машиной специально,
как в автошколе. Может быть, первые навыки я получил в детстве, когда
крутил руль, сидя у дедушки на коленях – не помню точно. В начальной
школе папа привел меня в картинг, и я занимался года полтора в ДЮСШ
«Калибр», даже участвовал в соревнованиях в классе «Пионер». Мне вообще
нравилось ковыряться с машинами, но потом я понял, что нужно расти
физически и пошел заниматься дзюдо.
Напоследок
поделюсь парой наблюдений. Во-первых, невозможно не заметить общее в
манере общения и пристрастиях двух Мительманов – обоим характерна
напористость, нежелание лихачить и привязанность к практичной Toyota
Land Cruiser Prado. Однако если Семен Аркадьевич по гороскопу Дева, то
Илья Семенович – Близнецы, и Близнецы типичные. Вот пара цитат из книги
Линды Гудмен «Астрология с улыбкой»: «Близнецы водят автомобиль на
повышенной скорости, возятся с двигателем и пытаются починить
сломавшуюся стиральную машину…» Или «…они склонны к быстрой, внезапной
перемене мест, и не только мест, но и работы, одежды и даже своих
любимых». Можно добавить – и своих машин. Илья уже подумывает о новом
автомобиле, но на расспросы отвечает туманно – полноприводное купе с
повышенным клиренсом. «Близнецы вечно куда-то мчатся, они быстры и
неуловимы, как ртуть, поэтому приходится тратить много времени и сил,
чтобы застать их на месте. Сами же они настолько полны нервной энергии,
что, кажется, от них сыплются искры». И наконец: «Почти каждый Близнец
знает несколько иностранных языков, но французский язык – самый
любимый». А любимая страна, судя по всему, Франция.
Илья говорит, что подобные поездки – это уход от
обыденности, возможность заняться любимым делом: не тем, что требует от
него бизнес, общество или семья, а тем, что близко ему самому. И в этом
смысле Илья Семенович Мительман – идеальный герой рубрики VIPautochel.
Источник: http://vipautochel.ru/art/14785.html |