Как-то я писал об экстравагантном инженере Гордоне Марри,
который несколько лет разрабатывает радикально новый процесс автомобильного
производства, названный iStream.
Марри, кстати, совсем не «фрик», а вполне успешный
конструктор, автор нескольких чемпионских машин «Формулы 1» и самого яркого
суперкара 90-х, McLaren F1.
Но подобно Фердинанду Порше старшему, наевшись суперкарами, он увлекся идеей
недорогого массового автомобиля, который завоюет мир. Года три назад Марри создал
несколько неказистых прототипов для демонстрации своих идей, после чего пропал
со сцены: честно говоря, сложилось впечатление, будто его смелые решения не
нашли отклика в коре головного мозга (сердец у них нет) боссов автоиндустрии.
И тут натыкаюсь на прототип Yamaha Motiv, который компания
показала на токийском автосалоне несколько дней назад. С виду – обычная малолитражка,
которой сегодня особенно не удивишь, тем более в Японии. Но эта малолитражка
сделана в рамках производственного процесса iStream совместно с компанией Гордона Марри. Японцы
изучают реакцию публики, чтобы оценить перспективность разработки.
Собственно, не стоит зацикливаться на сверхмалых размерах
автомобиля – а Motiv
даже компактнее Smart ForTwo.
Сам по себе процесс iStream позволяет строить машины разного размера и вместимости,
просто изначально Марри и Yamaha,
известная своими мотоциклами, решили сделать акцент на субкомпакте.
В чем отличия от обычного автомобиля, того же Smart? Одна из причин, почему
современный автомобиль достаточно дорог и сложен в производстве - это штампованные
детали. Сегодня кузова делают из недешевых высокопрочных сталей. Детали сначала
штампуются, затем свариваются, затем грунтуются и окрашиваются и в
результате получается несущий кузов автомобиля. Этот процесс общепринят в
автомобилестроении уже лет шестьдесят.
iStream ближе к производству спортивных машин, люмцев Гордона Марри. В основе машины – простой трубчатый каркас, усиленный плоскими
композитными панелями. Сам Гордон называет следующие преимущества концепции.
Производственный процесс настолько прост, что промышленную сборку можно
организовать не только в каждой стране, но и в каждом регионе, создав рабочие
места и сократив затраты на логистику. Сравнивать себестоимость обычного кузова
и «ай-стримовского» по большому счету бесполезно – все зависит от объемов
выпуска – но в целом картина такая: для умеренных объемов более простой iStream дешевле.
Он не требует капитальных вложений в штамповочное и окрасочное производство.
Другое преимущество – уже техническое. Сам кузов получается
заметно легче традиционного, жестче и, по словам Марри, безопаснее. Так, Motiv при сравнимых со «Смартом» размерах на 100 кг легче, а для
столь компактных машин это ощутимая разница.
Собственно, то, что вы видите на фото – это не само шасси, а
пластиковый кузов, надетый поверх несущей структуры. Его можно сделать любой
формы, поэтому появляется неожиданная возможность на одном и том же шасси
выпускать десятки машин под клиента: для мальчиков, девочек, молодых, пожилых…
В качестве другого конкурентного преимущества Марри называет
хорошую управляемость. Редкий случай, но этот микрокар имеет полностью
независимую подвеску iLink,
также разработанную и запатентованную британским инженером, что вкупе с
жесткостью шасси, низким центром масс и задним приводом (двигатель тоже сзади)
делает микрокар многообещающим авто для активных водителей.
За счет сверхкомпактных размеров Motiv может разворачиваться на
двухполосных дорога шириной от 6 метров.
Представленный в Токио Motiv был оснащен электромотором, причем пробег заявляется на уровне 160 км в реальных условиях, а время полной зарядки от
обычной розетки – 3 часа (другие электрокары в среднем требуют 5-8 часов). Вот
они, плюсы легкого кузова и малых габаритов.
Однако Yamaha
планирует бензиновую версию с трехцилиндровым мотором мощностью 70-80 л.с., и при размерах Motiv такая мощность - заявка на статус чуть ли не горячего хетча.
Теперь немного рассуждений. Yamaha еще не приняла решение о выпуске
машины, но очень надеюсь, что проекту дадут добро. В конце концов, и Марри, и Yamaha –
известные специалисты в своих областях, и микрокар с динамикой и харизмой
мотоцикла может оказаться взрывным сочетанием.
Конечно, сама концепция субкомпакта рискованна, и тот же «Смарт»
так и не показал тех результатов продаж и прибылей, на которые надеялся Mercedes-Benz. Чего ему не хватало? Какого-то сверхкачества,
например, сверхдешевизны или сверхдинамики или сверхэкономичности. По цене и
многим параметрам «Смарт» был сопоставим с четырехместными малолитражками, поэтому для человека, не зацикленного на экономии парковочного
пространства или экологии покупка «Смарта» ничем не обоснована.
В случае в Motiv,
ориентированным на европейский рынок, многое будет зависеть от цены. Если
автомобиль получится, скажем, на треть дешевле «Смарта» (а значит, и его
четырехместных конкурентов), вкупе с экономичностью и удобством парковки это
сделает его очевидным выбором на роль второй машины в семье. Даже в России, не
говоря о Европе, это могло бы сработать: представьте, что жена просит личную
машину для шопинга и доставки ребенка в садик, а за 300 тысяч продается новый
авто с максималкой 160 км/час, нереально низкими эксплуатационными расходами и всеми плюсами
ситикара. Кстати, Smart
в России стоит от 655 тысяч рублей (!), но в этой цене порядка 230 тысяч – налоги,
пошлины и акцизы, плюс Smart
позиционируют как «околопремиальный» автомобиль. При локализации производства iStream и подписании нужных
соглашений с правительством, полагаю, стоимость Motiv могла бы
быть близка к указанному уровню.
В прототипе Т25 было три места, а водительское располагалось посредине - как в McLaren F1
Другим конкурентным преимуществом Motiv может стать удовольствие от
вождения. Хоть это и звучит странно, но ведь спортивность машины никак не
связана с размерами, и если на то пошло, карт дает куда больше удовольствия и
навыков, чем располневший 500-сильный внедорожник. А теперь представим карт с
закрытой кабиной для дорого общего пользования: не исключаю, что Гордон Марри,
столько лет проведший на вершине автоспорта, рассуждал именно так. Как-то читал
его авторскую колонку, где он рассказывал о юности, проведенной в ЮАР, и о
тамошней забаве: строительстве деревянных гоночных машин для скоростного спуска
с горы. В общем, мастерство создавать суперкары из подручных средств он освоил
еще в детстве.
В отличие от Yamaha, прототип Т25 самого Марри выглядел слишком чудаковато, чтобы приглянуться обычным клиентам. Он инженер, а не дизайнер
Впрочем, процесс iStream не ограничен сегментом малолитражек, так что интересно посмотреть
на более крупные экспонаты, построенные по той же технологии. Почему-то самым
очевидным мне представляется легкое и недорого молодежное купе.
Главная интрига в том, сумеет ли Гордон Марри и лояльные к
нему компании раскачать консервативный и застоявшийся массовый автопром, или
его смелые концепции так и останутся концепциями?
|