Блог Артёма Краснова
Среда, 24.04.2024, 05:47

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2012 » Июль » 5 » Кроссоверы паразитируют на стереотипах
12:47
Кроссоверы паразитируют на стереотипах

В 2009 - 22,5%; в начале 2012 - 29,7%. Это доля кроссоверов и внедорожников на российском рынке. А благодаря "Дастеру" к концу года их доля будет около 1/3.

Причем статистика не отражает «потенциальных кроссовероводов», которые хотят купить такую машину, но ограничены бюджетом в 400-500 тысяч, где предложение полноприводников  ограничено. Если взять сегмент от 1 миллиона рублей, доля кроссоверов будет еще больше — вероятно, 40-50%.

Для сравнения, в США в июне 2012 года доля кроссоверов и SUV составила скромные 13% рынка, правда, если добавить к ним популярные в США пикапы (они идут отдельным зачетом и не всегда являются вседорожниками) получится 35%.

В Европе продажи SUV и внедорожников составляют 12%, в Китае — 9%, причем в обоих случаях доля постепенно растет.

Короче говоря, Россия имеет шансы получить статус страны с самым высоким содержанием вседорожников, опередив даже Америку.

Страсть к вседорожникам появилась в России еще со временем стереотипа, что иномарки, мол, для российских дорог не подходят, а дорог у нас вообще нет. В пользу кроссоверов говорят объективные факторы: распутица, снегопады, «лаги» коммунальных служб, взорванные дворы, штурм бордюров (а как без этого). Плюс более высокая посадка, статус почти внедорожника и практичный салон, ведь любой кроссовер — это универсал.

Но делайте, что хотите, а мне кажется, что прелести кроссоверов сильно преувеличены. Очень сильно. И покупая кроссовер, по сути, человек переплачивает за то, чем практически не пользуется. Этот вывод я сделал из практики.

Проходимость

Когда едешь на кроссовере, особенно по грунтовке или легкому бездорожью, пребываешь в святой уверенности, что только их величество клиренс и полный привод позволяют творить такие чудеса.

Если сравнивать объективно, зачастую по этим же тропам проедет легковушка, может быть, потратив чуть больше времени. Кроссоверы создают сильный эффект плацебо.

Задавшись целью, можно найти поверхность/дорогу, где пройдет кроссовер, но застрянет легковушка. Однако этот опыт будет в некотором смысле абстрактным по двум причинам: с одной стороны, водитель легковушки обычно корректирует маршрут и не лезет через поле там, где можно объехать по дороге. С другой, если владелец кроссовера слишком часто ездит в том узком диапазоне возможностей машины, что отделяют ее от легковушки, рано или поздно он просто засадит свой «четыре на четыре». В отличие от настоящих внедорожников, кроссовер обычно не оставляет право на ошибку: он может уверенно заехать в лужу, но стоит сбросить газ, как любые попытки исправить положение лишь его усугубят: это я испытывал на себе много раз.

Я соглашусь, что есть люди, чей специфический ареал обитания делает кроссовер более удобным: допустим, кто-то строит дачу в поселке, к которому еще не подтянули дорогу. В этом случае кроссовер или пикап предпочтительней, но каков процент таких автомобилистов от общего числа? Подозреваю, что один на сотню.

Рыбаки, скажет кто-то. У меня тесть — фанатичный рыбак, для которого неделя без удочки отмечена черным цветом. Он ездит на Toyota Corolla, а последнее время вообще пристрелял платное озеро, где есть персональная парковка со всеми удобствами. Конечно, был бы у него кроссовер, и все бы тут же установили взаимосвязь: «Рыбак. Кроссовер. Хорошо».

У меня недавно был случай, когда я пожалел об отсутствии полного привода. Приехал на мероприятие на стрелковом полигоне, сдал назад для парковки и задние колеса машины съехали в небольшой овраг. Был бы полный привод — выбрался бы сам, а так тащили пять человек тросом. Но это единственная ситуация за последние лет пять.

Легковой Ford Fusion едет там, где напрягаются кроссоверы

А еще кроссоверы провоцируют на подвиги. Также, как купе рождают в душе покупателя гонщицкий запал, паркетники просят заехать туда, куда в обычных условиях мы бы не сунулись. А потом начинается: "Я же тебе говорил... Черт меня дернул..." Это мы тоже испытали на себе.

Наверное, единственным настоящим преимуществом кроссовера является чуть увеличенный просвет. По моим оценкам, для большинства жизненных ситуаций нужно минимум 150 мм под «килем» и 200 мм под передним бампером. Но тут важно заметить, что многие легковушки укладываются в это требования: скажем, у Nissan Teana просвет под картером — 167 мм.

Практичность

Большинство кроссоверов с их прямоугольными трансформируемыми салонами позволяют возить людей и грузы в большем объеме, чем соплатформенные с ними легковушки. Скажем, Tiguan просторнее, чем Golf.

Но ведь правильнее сравнивать не соплатформенников, а автомобили равной стоимости. И тогда ситуация переворачивается с ног на голову: за стоимость компактного кроссовера вы можете купить седан/универсал E-класса или минивэн, и в обоих случаях получите больший объем багажника, а иногда и лучшие возможности по трансформации салона.

С точки зрения пассажиров кроссоверы удобны легкостью посадки: иногда не садишься в салон, а как бы заходишь. Плюс, нередко они обеспечивают запас места над головой и хорошую обзорность. Но чаще всего кроссоверы отличаются вертикальной посадкой, которая не слишком удобна в дальней дороги, и «дешевым» профилем спинки сиденья, который не позволяет расслабиться. Будучи машинами высокими, очень часто кроссоверы оснащаются тряскими подвесками, которые компенсирует крены и досаждают пассажирам. Впрочем, есть исключения, например, Renault Koleos и Duster весьма комфортны.

Престиж

Если сравнивать Ford Focus и Ford Kuga, вторая выглядит солидней и не такой замыленной. Но если сравнивать сравнимое, за 1+ миллион рублей еще солидней выглядит все же седан.

В стрелковые 90-е внедорожник был признаком силы, и отчасти эта тень упала на кроссоверы. Но сегодня Mercedes Gelaendwagen выглядите анахронизмом, а многие паркетники напротив приобрели статус автомобилей для женщин или пожилых людей. Разумеется, не все, но Toyota RAV4 или Skoda Yeti — как один из примеров. Лично мне очень нравится Yeti, но я также отдаю отчет, что в какой-то мере мне пришлось бы мириться с тем, что большая часть ее покупателей заметно старше меня самого.

Салон Volkswagen Tiguan

Салон Citroen C5 за те же деньги

Если рассмотреть «само-престиж», то есть восприятие качества машины самим владельцем, кроссоверы снова не в фаворе. Более сложный кузов, полный привод, модернизированные подвески и трансформируемый салон оттягиваю ресурсы от качества отделки и оснащенности машины опциями. Да, Kia Cee'd за 960 тысяч — это абсурд, но полноприводный кросс с минимальным набором опций, быть может, абсурд не меньший, хотя большинство людей с этим не согласятся. И если в случае с Kia мне сразу понятно, за что деньги «плочены», то когда садишься в кроссовер «до 1 млн», иной раз субъективное восприятие машины отстает от ценника. Жестковатый пластик, минимум декора, минимум опций. Вы скажите, что это неважно — может быть. Но, право, отдавая такие деньги за машину, хочется, черт возьми, ощущать себя членом вип-клуба.

Сравним в лоб

Возьмем два соплатформенных авто: Skoda Yeti и Skoda Octavia с моторами 1.8 TSI и «автоматами».

979 тысяч стоит минимальный полноприводный Yeti. При этом Skoda Octavia обойдется на 60 тысяч дешевле, но у нее будут следующие опции дополнительно: боковые подушки безопасности, шторки безопасности, ксеноновые фары, ESP, климат-контроль, бортовой компьютер, датчики дождя и света, аудиосистема, CD-чейнджер, круиз-контроль, задние электростеклоподъемники, легкосплавные диски (модные), противотуманные фары, парктроник, система помощи при троганьи в гору, датчики давления в шинах. Оставшихся денег вполне хватит на навигацию, камеру заднего вида, регистратор и обмывание покупки в ресторане.

Разница в просвете - 16 мм, зато у Octavia багажник 560 литров против 405 у Yeti, а еще легковушка на 200 килограмм (!) легче, хотя габаритнее "Йети".  Лично я без колебаний голосую за "октаву".

Высокая посадка

Лучший контроль дорожной обстановки и ощущение габаритов — это плюсы кроссовера, с которыми сложно поспорить.

Другое дело, оправдывает ли это немаленькую доплату? В конце концов, за стоимость кроссовера можно взять седан D-класса и на сэкономленные деньги оснастить его парктрониками и камерой заднего вида.

У Peugeot Boxer за миллион обзорность еще лучше


Опять же ощущение «высоко сижу, далеко гляжу» во многом субъективно, и те, кто ездит на легковушке, не испытывают особых проблем. За ту доплату, что требует кроссовер, можно оснастить машину парктрониками и мощным мотором, что облегчит парковку и маневрирование.

А есть еще машины, вроде Kia Venga, которая выглядит дороговатой для своего класса (но дешевле кроссоверов), и обеспечивает почти идеальную городскую обзорность.

Психологический комфорт

Последний аргумент фанатов кроссоверов — я могу проехать на легковушке, но на кроссовере быстрее и проще.

В принципе, да. Но еще раз вспомним, как часто нам встречаются места, где этот плюс кроссовера проявится в полной мере?

Зато качество салона, удобство сидений, динамика и комфорт пассажиров для нас важны практически ежедневно, и если посчитать «на круг», то совсем не факт, что кроссовер выиграет по психологическому комфорту у легковых автомобилей, будь то седаны, универсалы или минивэны.

Итого

Я не против кроссоверов. Просто их популярность кажется перегретой за счет стереотипов, на которых умело играют пиар-технологи. «Езда без границ», «Не знающий преград», «Полная свобода путешествий» - подобные мантры создают обманчивое впечатление, что кроссовер — это чуть ли не судно на воздушной подушке.

Есть категория покупателей, которым кроссовер действительно необходим. Но она гораздо меньше тех 30%, к которым стремится рынок. Возьмите себя и своих знакомых: сколько человек реально нуждается в кроссовере? Вот так, чтобы прямо на легковушке никак?

Если бы все покупатели могли протестировать с десяток машин одной цены, то доля кроссоверов резко бы упала, возможно, в пользу минивэнов и универсалов. И не потому, что паркетники — плохие. Просто выбор за эти деньги гораздо шире, но плюсы легковых машин зачастую не укладываются в стереотипную систему ценностей «повыше, попроходимее».  

Статья в тему:

Что выбрать за миллион: кроссовер, пикап, компактвэн или седан?

Категория: На злобу дня | Просмотров: 2696 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: паркетник, кроссовер, статистика | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 39
я могу проехать на легковушке, но на кроссовере быстрее и проще.
В принципе, да. Но еще раз вспомним, как часто нам встречаются места, где этот плюс кроссовера проявится в полной мере?


Примерно так же я говорил и считал про 4 вд и шипованные шины зимой. Я и без них могу, и очень не плохо мог, и обходился. Но ровно до того момента, когда встревал в такую ситуацию, где именно без этого ЧУТЬ ЧУТЬ и не смог. При этом встревал, и приходилось долго и трудно выеживаться. Поэтому вопрос - как часто? Сколько раз в году? - для меня давно отпал. Можете называть меня максималистом / идаелистом, но я во всех ситуациях, хочу чувствовать маскимально готовым и вооружнным. Ибо даже одного раза, в год, два, пять, может хватить по самые не балуй.

Сейчас у меня и 4 вд (пусть на вискомуфте, но я умею ей грамотно пользоваться), зимой только шипы - безо всяких там скотчей / липучек, и я знаю возможности всего этого вкупе. И вряд ли буду пытаться "побить рекорд" того же кроссовера.

Самое главное во всем этом - прокладка. Ибо без нее, хоть на воздушной падушке - можно застрять и во дворе дома, уткнувшись в деццкую горку.

Однозначно, без вариантов, след авто будет универсал покрупнее, типа Субару Форестер (предыдущий, годов 2005/06), либо РАВ 4, либо Митсу Аутлендер, - и все обязательно с приставкой 4 вд. smile

И накакать мне на маркетологов, на статистику......

ПыСы - кстати, давно интересно - а как в сравнении той же безопасности, при том же ДТП? Все таки кросс поболе. Я сейчас не говорю про ДТП "вмясо".

Чет похоже и правда все на пати ушли.......

А коньяк то, у меня-я-я-я-я........ biggrin

3 HQ74  
Как то раз поехали мы на охоту уток стрелять. Нас было 14 человек и 2 уазика с кузовом и полным приводом. С матюками было пройдено нное количество километров по болотам и непроходимым тропкам. Вел проводник местный егерь. Фактически мы не ехали а несли уазики на себе т.к. они застревали по полной в этом бездорожье. Самое обидное было то что когда мы добрались до месте стрельбы и привала, там мы обнаружили пару полноприводных тойот праворуких, вроде кроун и карина. Вобщем обыкновенные городские полноприводные. Они без всякого проводника и матюков взяли и приехали туда, не испытывая проблем в проходимости. Мы были в ахуе. Так что чтобы залазить в недоступные места и вылазить оттуда необязательно иметь джипы крутяцкие, достаточно мозгов и лехковушку.

С другой стороны: был случай, мужик у нас там поехал с сыном 10 лет поохотиться. Стрелок был тот еще и отстрелил себе ногу. Сын не растерялся, ногу как смог затянул, отца смог затащитьв машину и успел довезти батю до дороги до людей. Вобщем спасли человека. Мораль такова: если бы машина была не крузак, фиг бы выбрался паренек в 10 лет из этих дремучих мест болотных. Но крузак вытянул.

+1
Вариаций, кто где и как встревал, можно кучу привести. Но суть в том, что когда ЭТА ситуёвина случается именно с тобой, а за спиной еще куча народа, и ОЧЕНЬ надо вырваться, а тебе чутка не хватает......Одно дело, ты чудом смог. Пашти герой. Другое дело, когда не хватает немного, именно для обыденного случая. Тут вопрос даже можно по другому поставить. Готов ли чел, за этот плюс, ежегодно платить? (канеш - если рассматривать всё это именно через призму денег). Я готов. С запасом на прочность того или иного.

14 HQ74  
Я не готов переплачивать за гипотетический вариант того что понадобится полный привод. Я лучше подумаю, вылезу посмотрю альтернативу дороге и не полезу в грязь а объеду сторонкой.

Да эт все понятно. Без мозгов, и на танке можно перевернуться. Я про другое.

Заехал в лес, в поле по сухому - а тут ливняк например. Уже никак точно не объехать.

24 Артем_КРАСНОВ  
Кстати, резкая смена погоды - наверное, действительно оправдывает кроссовер частично. Другое дело, что диапазон между тем, что легковушка проедет и кроссовер засядет все равно довольно узкий. Тем более в распутицу значение шины имеют, а они у кроссоверов обычно легковые

20 HQ74  
А еще чувство безопасности порождает безответственные действия. На полном приводе мы улетали в кювет без всяких проблем. Вот только никакие попытки руления и прочего помогающие при заднем и переднем приводе не помогают. И лезешь в места с грязью, которые можно просто объехать.
Единственный плюс больших джипов имхо - более массивная машина, соответсвенно больше шансов уцелеть при аварии. Но тут вообще как судьба сложиться.

У меня чувство безопасности, порождает только спокойствие за рулем.

Ружбайка на фото, МЦ-эшка? Пятизарядка? Или отстал от жизни?

13 HQ74  
Ружбайка это помпа одна из модификаций Винчестера 1300. На уток не совсем подходит имхо. Двустволка хороша тем что после выстрела можно довернуть и добавить вторым стволом. А тут хоть и зарядов много а для перезарядки уже не прицеливаешься и в итоге ловить на мушку уже поздно.

10 Артем_КРАСНОВ  
Авторевюшники когда на Алтай ездили на перкетниках/пикапах также вперлись в какую-то верхотуру, содрав у пары машин днища, а там обнаружили копейку местного жителя. Хотя, конечно, неравноценное сравнение - копейку просто не так жалко, ну и по просвету она - почти кроссовер.

4 Number79  
Добавлю еще в плюсы - когда купил кроссовер, заметил что в городе стало более удобно парковаться за счет клиренса, то есть там, где на Спектре мог уткнуться бамперов в бордюр, на Аутлендере без проблем упирался колесами в этот самый бордюр, правда когда взял Паджеро стало еще проще) Но вот жена теперь на Ауте ездит - как то спокойно, все-таки мне кажется что чем машина выше, тем она безопаснее, может, конечно, это самоуспокоение, но я не пожалел, что пересел на кроссовер.
Насчет тряски - Аутлендер XL действительно досаждал слишком жесткой подвеской - после поездки в Красноярск я просто охренел)

Тош плюсую. Ибо чем больше "кулак", тем меньше беспокоят. smile

8 Anonymous  
Чем больше шкаф - тем громче падает. smile

9 Артем_КРАСНОВ  
Да, парковка к бордюрам на низкой машине (да еще седане, как спектра) - это проблема. Но не нужно быть кроссовером - у прошлого моего ситроена был просвет 178 мм по паспорту, и он к любым бордюрам парковался сходу. У этого просвет не знаю, чуть ниже, но мешают задние брызгачи. В любом случае, тут больше зависит даже не от просвета, а от высоты бампера.

15 PsKoT  
Коту вообще непонятны действия по высчитыванию миллиметров при парковке к бордюру. Остановился с запасом 20 см от бордюра и вполне нормально.

16 Артем_КРАСНОВ  
Иногда нужно впритык - снижается шансы, что кто-то съездит по морде во время парковки.
Вообще не айс, когда машина торчит из ряда плотно запаркованных. Я наоборот стараюсь как можно глубже въезжать по означенной выше причине

+1

Я наоборот стараюсь как можно глубже въезжать по означенной выше причине

Полностью поддерживаю.

21 HQ74  
Всегда найдется тот м..к который сможет зацепить ту часть которую ты казалось бы хорошо спрятал.

22 Артем_КРАСНОВ  
Ну, защиты от дурака не бывает. И на гараж может метеорит упасть.

Тут речь о снижении вероятности, не более того

Для меня также важно осозновать, что я сам сделал все для избежания ДТП. То есть если уж злой рок - ну, куда деваться. А если я еще сам раскорячился так, что буквально подставился - это уже повод для расстройства.

33 HQ74  
Мне наоборот бывает обидно если корячился, парился и заныкивался а какой то мудак фьють и умудрился сделать невозможное. Поэтому я не парюсь насчет парковки, встал, не примериваясь по милиметрам и ушел. Если что то должно случиться то оно настигнет как не выкручивайся.

37 PsKoT  
У Кота так и случилось... Но вот Кот не помнит парковок где 20 см. играют капец как решающую роль в "выпячивании" машины из общего стана biggrin

11 Чебурашка  
всем привед
кому не безразлично
http://podkontrol.ru/

с моим глубоким уважением

12 Артем_КРАСНОВ  
О, спамер biggrin
Хоть бы объяснил, чо к чему. Лана, пока оставлю ссыль, в надежде, что ее тайный смысл скоро откроется

ООООО!!!! Какие люди-и-и-и на верблюде!!!!

Мы уж было тебе потеряли. smile

Подписался. smile

19 odin  
Ибо правильно. Лучший авто за эти деньги - универсал на базе Д, Е классов smile

27 Nana-hime  
Артем, мне кажется, вопрос изначально задан не совсем верно.
Согласитесь, мы ведь не всегда покупаем то, что нам действительно необходимо, но часто просто то, что нам нравится, на что у нас есть деньги, ну или то, что уже есть у соседа.
К тому же, у нас крайне мало легковушек на полном приводе - полноприводные универсалы стоят столько же сколько и большинство кроссоверов, ну и "высоку сижу" тоже важно.
А проблемы с проходимостью возникают у тех, кто не доконца понимает, чем владеет. Многие считают, что заплатив 1,5 миллиона за авто, у них джип-могучий, т.е. настоящий внедорожник, а на самом деле просто мшина повышенной проходимости, на которой можно аккуратно преодолеть небольшие неровности и трудности. Имхо, конечно. Просто как раз таких знаю

28 Артем_КРАСНОВ  
Quote
что нам действительно необходимо, но часто просто то, что нам нравится,


Конечно, я же не предлагаю предать кроссоверы анафеме. Вообще при покупке авто должен быть элемент иррациональности. Если кому-то просто нравится дизайн Kia Sportage, и деньги позволяют, почему бы не купить "Спортаж"?

Но у меня есть ощущение, что не всем так уж нравятся кроссоверы, просто есть некий стереотип, что это - лучший вариант автомобиля для России. И я пытался обратить внимание, что стереотип этот во многом создан "теоретиками" и маркетологами, тогда как практики могут придти к иному выводу.

Далеко не все заморачиваются тестами машин разных классов. Я бы сказал, мало кто вообще. Издания, вроде того же "Авторевю", отчасти навязывают мысль, что сравнивать надо по класса, что, ИМХО, не вполне верно. Выбирать нужно по цене.

Вот и получается - есть у женщины 1,1 млн рублей - значит, нужно брать RAV4. А если что, потом можно будет доубедить себя в его достоинствам, и рассказывать, как ездила в дикий снегопад (хотя ездили в него и шестерки).

Опять же, я не абсолютизирую. Кому-то нужен паркетник. Просто пропорция заметно меньше, чем реальная рыночная доля. Остальное - это перегретый спрос.

31 Lonely_Planet  
Народ же никто не заставляет покупать паркетники - сами в очереди стоят)))) Значится, есть необходимость и потребность. И зачастую одно лишь слово "хочу" может перевесить все доводы про почти легковую проходимость, развод маркетологов и пр.

32 Pixel  
Это такой же стереотип как в России люди предпочитают седаны. Тут на форуме люди сидят практичные. Многие ездят на седане?

А проблемы с проходимостью возникают у тех, кто не доконца понимает, чем владеет.

Очень точная формулировка! Прям фглаз.

30 Lonely_Planet  
Думаю, основной вклад в формирования большого спроса на SUV сегодня вложили первые Land Cruiser 80, Grand Cherokee и MB G-Klasse. В подсознании обывателя внедорожник ассоциируется с силой, властью, деньгами, ибо ездили в те лихие 90е на таких машинах как бог на душу положит и далеко не кто попало smile Но большой рамный джип - это дорого, не совсем комфортно, да и потребности у большинства в нем нет. Потом пошли RX 300, ML, X5... Сегодня же кроссоверы есть почти любого класса, только выбирай)
У меня в семье Куга и Фокус. Использую их примерно поровну. Так вот, ловлю себя на том, что на Куге едешь на 10-20 км\ч быстрее, чем в тех же условиях на Фокусе. Более того, на кроссовере ближе прижимаешься к впереди идущему авто, да и в целом едешь как то более нагло что ли... biggrin В проходимости эти машины не сравнивал, ибо не было таких ситуаций за всю историю владения Кугой, когда нужно было бы залезть в какое нибудь болото biggrin Для меня преимущества кроссовера очевидны, но однозначно, ценник на них слегка завышен

34 zemen  
Не знаю, стереотип или нет... Может, мне вполне хватило бы и какой-нибудь легковушки, но только вот после 2-х лет владения кроссовером, причем даже с недоприводом, когда задумываюсь о следующем авто, то легковые даже не рассматриваются. Совсем. А если и рассматриваются, то только в качестве 2-го авто, чтоб красиво, для души, или зажигалка какая маленькая... Ну или желтый феррари smile

35 Lonely_Planet  
На худой конец, красный феррари))
Согласен, после "жипа" в легковушку садишься неохотно. для себя следующей машиной рассматриваю минивэн

36 zemen  
Ну да, красный - это если уж совсем прижмет smile

38 kurilo  
Вообще, я считаю. Что внедорожник – это по сути та же самая легковушка.
Понятное дело что покруче седана, на дороге как царь, на всех с высоты глядишь.
Зато топлива жрет немерено. Особенно те, что постарше. Весят-то они дофига.
Например, Cayenne называется Sport Utility Vehicle. Это ен внедорожник. В городе дает жару. И даже на тротуар заедешь. А вот по воде уже не пройдет. Скучные они.
Cruser хорая тачка, но сейчас их пруд пруди.
Sequoia – это да. Это я понимаю! http://www.bibipedia.info/tech_ha....%D0%B2.
thumb

39 Артем_КРАСНОВ  
Первый Cayenne фактически был внедорожником, с понижайкой и блокировками дифференциала, постоянным полным приводом. Другое дело, что пускаться на нем во все тяжкие мало было желающих. А последний слегка опаркетился, но в целом это ему на пользу

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |