Ехал на днях в машине. Радио пиликает. Реклама. Из десяти роликов семь посвящены суперскидкам на автомобили: у кого 50 тысяч, у кого 150.
И эти скидки не случайны. С одной стороны – конец света года и традиционное желание очистить стоки от машин 2012 года выпуска. Но есть и более приятная для нас с вами причина, долговременная. Судя по всему, российский авторынок начал насыщаться, и ноябрь стал первым посткризисным месяцем, когда продажи перестали расти. Еще в сентябре от некоторых дилеров я слышал тревожное для них наблюдение, что ожидаемого осеннего всплеска активности не произошло – в качестве контрмеры многие активизировали рекламную деятельность.
И ладно бы, продажи застопорились в конкурентных сегментах рынка, но на спрос жаловались даже продавцы RenaultDuster! В Европе, где модель продается уже давно, наметился спад интереса - компания даже затеяла рестайлинг модели. В России, вероятно, дилеры перекормили потенциальных клиентов дорогими комплектациями: от сотрудников отдела продаж я слышал, что те, кто с ажиотажем забивал место в очереди весной, теперь отказываются от заключения договора на хорошо оснащенные «Дастеры». В любом случае, кроссовер позволил компании выйти на первое место по продажам среди иностранных брендов.
Интереснее, что продажи затыкаются и у других бюджетных моделей: снижаются показатели HyundaiSolaris (-7%), KiaRio (-9%), RenaultLogan (-49%), RenaultSandero (-21%), ChevroletLacetti (-33%), DaewooMatiz (-12%). Для «Лачетти» положение не спасла скорая весть о сворачивании производства модели, что порой подстегивает спрос. В случае с Логаном и Сандеро, правда, сказалось перераспределение производственных мощностей в пользу «Дастера».
Вундеркиндом можно назвать ChevroletCruze, продажи которого весь год росли в среднем темпе +71%, что, вероятно, обусловлено конкурентоспособной ценой и появлением хетча. Неплохо чувствует себя Octavia(+8%), но спрос на «Фокусы», «Астры» и «Короллы» снизился. Продажи отдельных моделей прирастают, но иногда это объясняет удачной маркетинговой компанией или низкой базой прошлого года (ToyotaCamry: +83%).Как бы то ни было, в целом темпы роста резко замедлились: за первые 11 месяцев прошлого года он распух на 41%, нынешний показатель лишь 12%, а если брать помесячно за ноябрь - 0%. Форс-мажорных обстоятельств нет: банки выдают кредиты, многие заводы вышли на производственную мощность, предлагаются скидки. Напрашивается вывод, что все-таки российский рынок близок к порогу насыщения на отметке около 3 млн автомобилей. И для нас, потребителей, это отличная новость.
Потому что для дальнейшего роста продаж потребуется все больше усилий. Многие проблемы авторынка, например, навязывание дорогих комплектаций и очереди, проистекали из-за высокого спроса. Ниже спрос – больше сговорчивость дилера.
Думаю, сейчас удачное время для выгодной сделки, потому что новогодние скидки дополняются распродажами в честь падения спроса. Скидки предлагают все лидеры рынка и даже некоторые премиум-бренды, продажи которых в целом идут в гору.
А в будущем? Может быть, подождать до весны, когда спрос стагнирует окончательно? Лично я бы не стал: в начале года, скорее всего, планы продаж будут скорректированы, чтобы избежать застоя моделей без скидок. Вероятно, будет и очередное повышение цен, привязанное к изменению курса валют, подорожанию энергоносителей или другой благородной причине.
Но долговременная тенденция должна быть неплохой, и велика вероятность, что скоро за клиента у нас будут бороться также ожесточенно, как в США.
Четыре автопроизводителя подписали соглашение о просмборке по-новому: это Ford+Sollers, Volkswagen, GeneralMotors, АвтоВАЗ+Renault+Nissan. Это значит, каждый из них через несколько лет должен выпускать не менее 300-350 тысяч автомобилей в год. Пока для всех, кроме АвтоВАЗа и Ко, необходимо наращивание производства и сбыта примерно в два раза. Кроме того, обязательствами о минимальных объемах выпуска связаны Nissan, Toyota, Hyundai+Kia. Амбициозные планы имеет «Автотор», развивает производство на Дальнем Востоке Mazda. Другими словами, через пару лет на рынке будет еще теснее, и если он не будет прирастать в пост-кризисных темпах +30-40% в год (а он не будет), производителям придется воевать всерьез.
Кроме того, статистка показывает, что в плюсе остаются те, кто придумывает новые удачные модели, как Renault (Duster), АвтоВАЗ (Granta), Volkswagen (PoloSedan). Значит, новых удачных моделей будет больше - из ближайших хитов ждем Skoda Rapid.
Продажи отечественных автомобилей в ноябре 2012 года
Согласен с Артемом. Надо брать. Пол года планировал обновление машины в этот период, но прилетел крупный контракт и деньги ушли в рост производства. Так что надежда на весну. Не пугай меня, Артем, что все скакнет :).
Кот брал ровно год назад и считает, что самое классное время именно предновогоднее. А по поводу статьи 2 момента: с одной стороны народ набрал машин (и программа утилизации и новые рио/солярис и другие удачные бюджетники) и менять их будет не скоро. С другой вряд ли это приведет к снижению цен и борьбе за клиента - ну снизился спрос, снизят и предложение не беда. А то, что рост мощности по выпуску авто - дык никто ж не заставляет продавать в той стране, где произвели - уедет "лишнее" за границу...