Блог Артёма Краснова
Пятница, 19.04.2024, 21:20

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2015 » Апрель » 1 » Тормозить или объезжать?
12:54
Тормозить или объезжать?

Морально-юридическая дилемма возникает в каждой критической ситуации. Прыгнул на дорогу пешеход — за доли секунды нужно придумать спасительный маневр. Дилемма не так уж проста.

Вообще уже давно одобрено всеми инстанциями правило: увидел опасность — тормози. Этот требование есть в пресловутом п. 10.1 ПДД. Не противоречит оно и здравому смыслу. Торможение в любом случае дает выигрыш во времени и снижает тяжесть последствий. Это естественная реакция, не требующая от водителя чрезмерного мастерства — главное, прижать педаль как следует (некоторые машины умеют дотормаживать). Если повезет, успеете остановиться до препятствия, если нет - хотя бы минимизируете ущерб. Плюс останетесь чисты перед законом, ибо тормозной путь, скорее всего, станет вашим свидетелем в пользу выполнения п. 10.1 ПДД.

Но иногда тормозить уже поздно. Нужно ли пытаться объехать препятствие? Собственно, в пользу этой концепции есть немало аргументов. Скажем, система АБС и нужна именно для того, чтобы машина сохранила управляемость при экстренных торможениях. Бывают случаи, когда затормозить не получится, а вот объехать препятствие достаточно легко. Пример — вы едете в левом ряду широкой загородной трассы и вдруг метрах в 30 впереди разворачивается автомобиль. 30 метров недостаточно для экстренного торможения со 100 км/час, но для плавного уворота - вполне.

Некоторые считают, что п. 10.1 запрещает маневрирование. Это не так.


П. 10.1 ПДД РФ. [...]При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.


Прямого запрета на маневрирование нет, есть лишь требование снижать скорость во время маневра вплоть до полной остановки, если опасть неминуема. Кроме того, сам п.10 ПДД называется «Скорость движения», то есть маневрирование не входит в его компетенцию.

И получается следующее: отруливать от препятствия не запрещено, но если решаете уворачиваться, несете ответственность за все происшествия, которые повлек ваш пируэт.

Года полтора назад одна коллега попала в такое ДТП: ехала по Лесопарковой, когда с Витебской (второстепенной) выскочила машина. Девушка растерялась и ушла вправо, где как назло стояла запаркованная Toyota RAV4 — перекресток Т-образный. Провокатор уехал, а ее признали виновной.

Но все справедливо. Правила требуют только тормозить, и даже если вы впилились в виновника, утешением послужит ваша правота и возможность получить компенсацию по ОСАГО. Но в ПДД нет требования уворачиваться от неприятеля, поэтому если маневр привел к последствиям, вы несете за него полную ответственность, как если бы врезались в кого-то на ровном месте. Уворачивался от «Жигулей» за 100 тысяч рублей — снес светофор за 5 млн, да еще вместо пострадавшего оказался виновным. Так что...

Правило такое: нет стопроцентной уверенности в успехе объездного маневра — тормози в пол и бей виновника. Этим, кстати, «забашишь» его и осложнишь бегство.

Сложнее с пешеходами. Во-первых, даже если они неправы и выскочили внезапно и в запрещенном месте, вы обязаны «принять возможные меры к снижению скорости». Я уже касался этих вопросов и лишь напомню: если в ходе следствия выяснится, что вы нажали на тормоз хоть на долю секунду позднее момента обнаружения опасности, вас признают ответственным за последствия вне зависимости от виновности самого пешехода. То есть с двуногими нужно тормозить до талого совершенно однозначно.

Но что делать, когда выскочивший пешеход не оставил шанса остановиться, а вероятность успешного объезда сохраняется? Это уже моральная дилемма. Бывает, водители пытаются, сносят столбы, пешеход сбегает, в протоколе пишут «Не справился с управлением». Водитель утешает себя тем, что совершил благородный поступок — и в общем-то, так оно и есть. К сожалению, очень маловероятно, что в этом случае с водителя снимут вину за все разрушения, которые он причинил своим спасительным маневром. Уничтоженные столбы, светофоры, знаки и деревья, кстати, обходятся не дешевле побитых машин.

В целом объездные маневры значительно сложнее обычного торможения — именно поэтому ПДД и не требуют от нас хитрых экзерсисов. Банальная лосиная переставка на скорости 50-70 км/час в исполнении некоторых машин выглядит вот так.

Фото с сайта autoreview.ru

Очень немногие водители достаточно хладнокровны, чтобы довести дело до финала на реальной дороге. После недавних покатушек с Audi я лишний раз убедился, как сложно точно дозировать руль и газ в критических ситуациях. Правда, система стабилизации и АБС существенно облегчают задачу — с этим не поспоришь — но и они далеко не всесильны.

Естественно, бывают ситуации на грани фаталити, когда лишь уворот спасет твою жизнь. Тут уж не до выбора: да бог, чтобы хватило реакции и везения для грамотного маневра.

Если подытожить, то примерный алгоритм действий должен быть таким.

  1. Появилась вероятность угрозы — нога на тормозе. Оцениваем ситуацию позади и по бокам в том числе.

  2. Появилась угроза — тормозим. Интенсивность коррелирует со степенью опасности. Если опасность существенна — тормозим до сработки АБС. Если хватает хладнокровия - «играем» педалью, чтобы снизить интенсивность работы АБС (так замедление эффективней).

  3. Если высока вероятность успешного объезда — совершаем его либо на торможении, либо отпуская тормоз (в этом случае объездной маневр будет быстрее и резче).

  4. Если шанс увернуться невелик: тормозим по прямой.

  5. Не грубим со скоростью: количество моральных дилемм на километр пробега прямо пропорционально средней скорости вашего движения.

А главный вывод таков: во всем многообразии критических ситуаций торможение имеет приоритетный статус. Оно может быть стопроцентным или дозированным, коротким или до полной остановки, но оно должно быть. Появилась опасность — тормозим. Кстати, и для объездного маневра предварительное торможение только на пользу: это первое, чему учат в школах контраварийной подготовки. Загрузи переднюю ось, а уж потом верти руль.

Понятно, что все эти выкладки вряд ли вспомнишь в критической ситуации, которая протекает быстро и отрабатывается на бессознательных рефлексах. Однако я считаю полезным давать себе правильные установки и иногда прокручивать в голове возможные сценарии и свою реакцию на них. И основная из этих реакция — торможение. Остальное по ситуации. 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 860 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: маневрирование, пдд | Рейтинг: 5.0/3


Всего комментариев: 3
1 Аяврик  
Проблема стара, как сам автомобиль. В зависимости от уровня подготовки, опыта и количества мозга, большинство внезапно озадаченных может ещё поморгать фарами и побибикать. Они же прочитали в Правилах, что "звуковой сигнал используется для предупреждения ДТП".. Вот кроме шуток, некоторые буквально это понимают - нажал на волшебную кнопку клаксона, и опасная ситуация рассосалась...

2 YurySS  
Я бы п.5 всё таки сделал первым

3 Артем_КРАСНОВ  
0
Пожалуй, соглашусь

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |