Недавно прочитал, что маленькой тихоокеанской стране грозит катастрофа из-за накопления земной мантии под одним из ее островов, что может спровоцировать самое эпичное извержение в современной истории. И это меня очень печалит. Вы спросите, а причем тут вообще Новая Зеландия и что нам до нее?
Нам до нее 16 тысяч километров, и это одна из самых удаленных цивилизованных стран от России. Может быть, поэтому она меня так привлекает?
У всех должно быть место, где ты никогда не был и, возможно, не будешь, но которое поддерживает в тебе тление мечты о райском острове, где ты заживешь полной жизнью. Остап Бендер мечтал о Рио-де-Жанейро, а я почему-то из всех стран выбрал Новую Зеландию. И с тех пор изредка слежу за ее судьбой.
Я узнал об этой стране, когда студентом мечтал свалить куда-нибудь из России, что в те годы было вполне нормальным для студентов. И одна из фирм, организующих такие поездки, предложила рассмотреть Новую Зеландию вместе с более банальными Британией и США. До тех пор я считал Новую Зеландию диковатым государством в одном ряду с Анголой, Бурудией и Пакистаном.
Но чем больше я узнавал, тем больше проникался к ней интересом. В первую очередь, она привлекла меня беспрецедентным для современного мира сочетанием природной дикости и уровня развития. Если хотите, это осколок старой доброй Европы, затерявшейся в Тихом Океане и оттого, быть может, сохранивший свою первозданность.
По площади Новая Зеландия несколько больше Великобритании, но живет там всего 4,6 млн человек против 62 млн британцев.
Страна расположена на двух крупных и множестве мелких островов, причем население концентрируется на северном острове, где находится столица Веллингтон и самый крупный город Окленд (1,4 млн человек). Соответственно, южный остров сохранил первозданную дикость, чему способствует весьма бережное отношение новозеландцев к своей природе.
Глядя на карту мира, можно подумать, что Новая Зеландия находится под боком у Австралии, хотя их разделяют 1700 км Тасманова моря, поэтому Новая Зеландия живет в этакой двойной изоляции от всего мира.
Климат Новой Зеландии в целом теплый, но не изнурительно-жаркий, и в южных регионах (то есть более холодных) имеет нотки континентального с довольно сильными перепадами температур между зимой (с июня по август) и летом (декабрь-февраль).
Страна не только морская, но и горная, поэтому Новая Зеландия — это еще и завораживающие пейзажи. Она пользуется большой популярностью у кинематографистов, и ее харизма хорошо передана, например, в фильме «Властелине колец».
При этом чистота места мирно уживается с тем фактом, что Новая Зеландия достаточно развитая и цивилизованная страна, которая пусть не имеет крупных производств, но, например, хорошо проявила себя в области инжиниринга (чем, кстати, тоже привлекла меня). Я даже помню письмо от владельца одной компании, который на мой запрос о возможности стажировки у него ответил, что взял бы меня с удовольствием, но в его компании по проектированию лодок лишь один сотрудник, он сам. Видимо, крепкая экономика страны позволяет выживать даже таким вот одиночкам.
И вот таким - символ Новой Зеландии, птичка киви. Летать не умеет, видит плохо, но выжила же, черт возьми
Еще до попыток попасть в Новую Зеландию я тренировал английский чтением одного австралийского журнала для домохозяек, New Idea (в 90-х было не так много возможностей почитать что-то на настоящем английском). Мы мало знаем о жизни австралийцев и новозеландцев, потому что не делим с ними приграничные территории и не торгуем газом (зато покупаем у них огромное количество кенгурятины, которую едим под видом говядины в колбасах и тушенках). Нам отсюда вообще кажется, что жизнь на том континенте если и существует, то не создает никаких информационных поводов. На самом деле, конечно, там тоже идет борьба за власть, случаются катастрофы и люди остаются без работы. Но в целом, удаленность от больших земель придает жителям тех стран (генетическим европейцам) особый колорит: они, насколько могу судить, более расслабленные и спокойные, и в их жизни меньше забот о глобальном мироустройстве и больше самой жизни. При таком климате, экологии, пляжах, маршрутах для хайкинга и байкинга, обилии морской пищи, может ли быть по-другому?
Я давно оставил мысли об эмиграции, поскольку многократно убедился, что количество личного счастья не так уж сильно привязано к стране проживания (по крайней мере, при современном устройстве мира). Однако Новая Зеландия меня интригует по-прежнему гораздо сильнее, чем США или Европа.
Но может быть, даже к лучшему, что я там никогда не был? Ведь так мое студенческое представление о теплом острове на другом краю Земли может существовать без проверки практикой.
Вдруг открытая разработка угля на Южном острове близ Рифтона слишком сильно напомнит мне наши разрезы и ГОКи? Или я скажу: прикольно, но Башкирия не хуже? Моя Новая Зеландия — это миф, это обещание, это предвкушение, и совсем не обязательно облекать его в материальные формы.
И мне будет жаль, если этот рай сгинет под пеплом вулкана. Желаю Новой Зеландии здоровья и долголетия.
PS: слово «Зеландия» прочно ассоциируется у нас с южными морями, а на самом деле так называется один из островов Балтийского моря, на котором расположена Дания.
PPS: помимо Новой Зеландии почти также меня интригует Исландия и Камчатка. Во всех случаях поехать проблематично даже для журналиста, и мечта останется мечтой надолго.
|