Renault Duster попал в список "льготников"
Программа льготного кредитования автомобилей возобновлена, и
первый клиент оформил машину с субсидированной ставкой еще две недели назад в
Башкирии. Условия напоминают прежние, но поднята максимальная стоимость
автомобиля с 600 до 750 тысяч рублей, а значит, расширен и список моделей.
Кредит можно брать в одном из банков, одобренных Минпромторгом, первоначальный
взнос – не менее 15%, а «скидка» по
кредиту составляет 2/3 ставки рефинансирования – в данном случае 5,5%. Условно
говоря, если в среднем данной категории клиентов банк выдает кредит под 15%
годовых, для «льготников» ставка упадет до 9,5%.
Хорошо, что в список моделей попадает масса актуальных машин,
включая Renault Duster,
Peugeot 408, Lada Largus,
Skoda Octavia, Ford Focus, Hyundai Solaris и даже ряд
небюджетных машин, вроде Toyota Corolla
и Mazda3. Любая машина
должна быть выпущена не более 1 года назад на территории РФ, и в выбранной
комплектации не стоить дороже означенной суммы в 750 тысяч. В любом случае,
есть из чего выбрать.
Теперь немного скепсиса. Минпромторг подает программу
интересно, цитирую:
«Программа льготного кредитования - это не льготы автопрому, это льготы
в первую очередь, нашим потребителям, тем людям, которые хотят покупать
автомобили, но при этом по каким-то причинам не могут этого сделать. Это
стимулирование спроса через предоставление достаточно интересного предложения
российским потребителям».
То есть вроде как забота не о большом бизнесе, а о каждом из
нас. Полагаю, в этой позиции есть изрядная доля лукавства, потому что триггером
для программы стало стабильное падение авторынка начиная со второго квартала
2013 года. Очевидна, что программа нужна в первую очередь для поддержки именно
автопрома, тогда как люди в своей массе уже не нуждаются в автомобилях, как
раньше. Такой вывод я делаю из общения с дилерами, которые говорят, что дело не
в отсутствии у людей денег или каких-то страхах. Просто те, кто хотел купить машину после
кризиса – уже сделали это, и торможение рынка – процесс во многом естественный,
хоть и неприятный с точки зрения коммерции.
Забавно, что прошлый разогрев рынка с помощью программ
утилизации и субсидированного кредитования отчасти и привел к нынешнему
положению, ведь тогда люди, боясь упустить момент, брали машину впрок. И
удовлетворив отложенный спрос, видимо, они решили взять паузу, которая и
проявляется как торможение рынка.
Можно ли считать здоровым рынок, который постоянно нуждается
во внешней стимуляции? И нужно ли искусственно наращивать продаж автомобилей? С
точки зрения социума – нет. Государство тратит деньги на то, чтобы увеличить
автомобилизацию и связанные с ней проблемы, чтобы потом тратить деньги на их
решение.
Как-то Владимир aka Сиплый предлагал концепцию отказа от автомобиля, и я писал,
что россияне в своей массе не пойдут на это. Но и принуждать людей набирать
автомобили рискованно, ведь гиперавтомобилизация – зловредная штука. Ее проще
избегать, чем от нее избавляться, потому что, однажды купив автомобиль, человек
с большим скрипом вернется обратно в общественный транспорт. Каждый новый
автомобиль требует парковочных мест и пространства на дороге, он изнашивает
асфальт, чадит, «производит» изношенные покрышки и отработанное масло.
Не буду драматизировать – 100-200 тысяч машин, проданных по
программе, не превратят Россию в бесконечную пробку. Но тут нужно взглянуть
немного глубже.
Ведь Минпромторг инициирует эти программы из благих целей. Чиновники
даже обосновывают, что деньги, потраченные на программу кредитвания, с лихвой отобьются
через налоговые отчисления работников и организаций, занятых в автопроме и в
его окрестностях. Более того, стабильность автомобильного рынка важна для
стратегии, ведь обязав крупных альянсы выпускать у нас по 300-350 тысяч машин в
год, государство заинтересовано в создании условий, чтобы эти сумасшедшие
объемы продавались
Нет, Минпромторг действует целесообразно. Но в этом и
проблема. Мы имеем конфликт экономических и социальных интересов. Экономике
выгоден мощный автопром, который создает рабочие места и платит налоги. Этот новый
автопром является надеждой для России после 20 лет производственного распутства,
и пусть он фактически не наш, но ставка уже сделана. И коль скоро этот автопром
иностранный, суть коммерчески-ориентированный, ему нужно выпускать и продавать,
и чем больше – тем лучше. И дело тут не в этой конкретно программе, а в том,
что пока рынок будет падать, его будут реанимировать.
Между тем падение рынка говорит, что социум вроде как
наелся. Ему, дураку, избыточные автомобили ни к чему. Но если пустить ситуацию
на самотек, можно отпугнуть иностранцев, и тревожные звонки уже есть: Peugeot-Citroen, переживая глобальный кризис,
ищет покупателя на свой завод в Калуге, планируя продать контрольный пакет
акций. А ведь совсем недавно там был запущен полный цикл производства… Значит, во чтобы то ни стало нельзя допустить отсутупления на этом важном фронет. Даешь продажи любой ценой!
Раскрутив маховик гиперавтомобилизации, будет непросто его остановить, и самое
плохо, что эти проблемы носят отложенный характер. Налоги собираются сейчас, а лишние
машины встанут костью в горле мегаполисов лет через десять.
Полагаю, под эту лавочку в России не будет серьезно развиваться
общественный транспорт, ведь он может составить конкуренцию «Солярисам» и «Ладам»
(даже реклама «Разница есть» весьма символична).
Минпромторг подает программу, как некую помощь
автомобилистам, но если честно, при сегодняшнем выборе машин, в том
числе бэушных, ищущий да обрящет. Очевидно, что эти 5,5% не превратят
пенсионера-инвалида в покупателя Mazda3 с ручным управлением, они лишь могут спровоцировать
человека, уже имеющего деньги, купить машину именно сейчас, а не через год-два,
как планировал (мало ли…). Эта программа – не более чем звоночек для любителей
халявы, которая по факту не сэкономит им ничего.
И если рынок будет падать дальше, государству придется вкладывать
новые средства в раскачку рынка, и в этом смыслы мы являемся заложниками
выбранного курса на концепцию «два автомобиля каждой семье к 2020 году» (эта
концепция не озвучивается, но полагаю, к этому мы и стремимся).
Есть ли другой путь? Современная экономика почти всегда
строится на эффекте сверхпотребления, и проблемы создает все избыточное –
чипсы, телевизоры, скоростной интернет.
Наверное, выход один – работать на опережение. Строить новые
дороги, сажать деревья, продумывать места для парковок… Хватит ли России
площадей в черте мегаполисов, денег, времени и желания, чтобы разместить все те
машины, которые мы хотим произвести и купить ближайшие пять-десять лет?
|