Недавно мой сосед купил Renault Sandero. Когда я узнал ценник, волосы
наэлектризовались – 550 тысяч рублей! Ё-мае, и это бюджетный хетч? Удавиться... Читатели жалуются на
дороговизну практически под каждой статьей. «С ценником перемудрили…» «Да за
такие деньги…»
В принципе, жалобы справедливы. К примеру, один из самых
доступных автомобилей на российском рынке – это Lada Granta. Минимальная комплектация
стоит 239 тысяч рублей, что практически соответствует 10 среднемесячным
зарплатам россиян.
В США средняя зарплата составляет $4100, а одна из самых
дешевых машины, Nissan Versa,
обойдется в $11,750 или менее трех месячных зарплат! Важно отметить, что Versa гораздо
более навороченный автомобиль, чем базовая «Гранта»: у «японки» есть кондиционер,
аудиосистема, 6 подушек безопасности и даже ESP!
Если уж продолжить сравнение, то аналогом Versa на российском рынке является… ну,
допустим, Polo Sedan – добротный переросток B-класса. Так вот, в схожей с Versa комплектации он будет стоить порядка 630 тысяч рублей или
20 месячных зарплат россиян. Грубо говоря, в Америке автомобили в 3-7 раз
доступнее, чем у нас. А если учесть автокредиты, а также стоимость машин на
вторичном рынке США, разница может получиться еще большей.
Давайте представим, что сбылась мечта многих, и машины в
России по какой-то неведомой причине стали дешеветь. Даже не важно, по какой. Polo Sedan с кондиционером стал
стоить 250 тысяч рублей, Lada Granta – от 120 тысяч, Nissan Qashqai – 500 тысяч. Да что там – Volkswagen Touareg упал
до 1 миллиона. В принципе, подобный сценарий возможен при отмене пошлин.
Эйфория. Те, кто ездил на гольф-класснике, меняют его на
паркетник. «Жигулисты» пересаживаются на «Логаны». Безлошадные покупают первую «Ладу». Те, кого
машина устраивает, берут вторую для жены. Бесправные записываются в автошколу.
Автошколы открываются в каждом дворе. Вторичный рынок наводняется предложениями,
а в Интернете появляются объявления: «Отдам автомобиль, на ходу. Регистрация за
ваш счет».
Проходит полгода. Найти парковочное место в своем дворе
можно, если приехать не позже 17.00. Количество машин с желтым "!” сравнивается
с количеством остальных. Дилерские и сервисные центры вытесняют продуктовые
магазины. Цена бензина ползет вверх – производители готовятся к скорому
дефициту. Средняя скорость движения в городе падает с 25 км/час до 15 км/час.
Любая улица, на которой меньше четырех полос, в течение рабочего дня перестает
быть проездной из-за припаркованных авто.
Машины дешевеют дальше. Купить новую «Ладу» рабочий завода
может в течение трех месяцев. Офисные работники берут третий автомобиль для
дочери. Средняя скорость в городе колеблется от 3 до 5 км/час. Парковаться во
дворе бесполезно: либо помнут, либо поцарапают. Приходится ехать на стоянку в
30 минутах ходьбы от дома – ближайшие расписаны на год вперед. Резко растет
аварийность. Сотрудники ГИБДД перестают выезжать на ДТП без пострадавших. Чтобы
получить страховые выплаты, многие умышленно разбивают носы. Дворовые
территории заполоняют брошенные машины. В Интернете появляются объявления: «Отдам
автомобиль, на ходу. Регистрация за мой счет».
Мелкие нарушения правил становятся нормой: поворот направо
на красный свет и езда по трамвайным путям встречного направления воспринимаются
большинством как суровая необходимость. Понятия «газон» и «тротуар» перестают
быть достаточно конкретными.
Власти трубят о скором коллапсе. Транспортный налог
увеличивается, въезд в центр города и парковка становятся платными, стоимость
бензина превышает европейскую. Расширение дорог приостановлено из-за риска
полной остановки города. Партия «Зеленая Россия» набирает неожиданно высокий
процент на очередных выборах. В мегаполисах смертность в ДТП достигает
исторического минимума. Смертность в ДТП на трассах достигает исторического
максимума.
Цены продолжают
падать. Город практически останавливается. Власти пытаются принять экстренные
меры: обсуждается система четных и нечетных дней, строительство городского
фуникулера, пропаганда пеших прогулок. Вводится штраф за езду на автомобиле в
одиночку, а вместе с ним появляется услуга «Пассажир»: за небольшую плату соседский мальчик покатается с вами по городу.
Годовая стоимость владения трехлетним автомобилем
приближается к его цене. Концентрация угарного в разгар дня превышает 3ПДК. Компании
все чаще разрешают сотрудникам работать из дома. Власти в срочном порядке
закупают вертолеты и строят на крышах домов посадочные площадки. Владельцам
брошенных автомобилей грозит уголовная ответственность. Пешеходам рекомендуют
носить респираторы. Появляется новый вид мошенничества: перепись машины на
другое лицо без его ведома. Вы приходите в налоговую, а на вас висит пять «мертвых
автомобильных душ».
Автомобиль окончательно теряет статус, и становится в один ряд с курением и алкоголем. Появляются клиники, лечащие от автозависимости. Активисты проводят антиавтомобильные демонстрации и
блокируют транспортные магистрали. Реклама автомобилей запрещена. На волне всеобщего недовольства власти
вводят драконовский налог на покупку автомобиля, и его доступность падает в 10
раз. Финита.
Такая вот антиутопия. В общем, я уверен, что удешевление
машин не ведет к увеличению количества счастливых людей в обществе. Те, кто
жалуется на дорогие машины, смотрят на все со своей колокольни и имеют в виду,
что машины должны подешеветь конкретно для них. Но в реальности снижения цены
не произойдет: то, что мы недоплатили в кассу автосалона, съедят
эксплуатационные расходы, связанные с гиперавтомобилизацией.
Вы спросите, а как же в США? Ведь там машины в 7 раз
доступнее, но живут же как-то… Дело в том, что США с начала XX века строилось как государство
автомобильное, где владение машиной является чуть ли не конституционным правом,
а водительское удостоверение заменяет паспорт. И вся транспортная инфраструктура, автопром, система дорожного контроля строилась, исходя из этих принципов. И тем не
менее, проблемы появились, но им уделяют повышенное внимание. Значительную
часть бюджета Нью-Йорка составляют автомобильные штрафы. В современном американском
кинематографе все чаще герои ходят пешком. Экологи лоббируют самые жесткие
нормы на выхлопы в мире.
Разумеется, в каком-то идиллическом варианте и Россия может
позволить себе семикратное увеличение доступности автомобилей. Мы говорим о
России, которая неистово инвестирует в дороги, обучает технарей, придумывает
гениальные многоуровневые парковки. Но если
говорить о реальной транспортной инфраструктуре, эффективности ГИБДД и
нефтеперерабатывающих заводах, то мы просто не готовы к автомобилизации в 700
автомобилей на 1000 человек, а значит, не готовы и к дешевым машинам. Пошлины,
налоги и прочие «заградительные» меры отчасти являются спасением от проблем
гиперавтомобилизации. Может быть, правительство вводило пошлины с корыстными
целями, но отмени их сейчас, и Россия на самом деле вымрет в смоге пробок.
|