Kia дольше других сдерживала цены, и в ноябре Rio возглавил рейтинг продаж, обогнав даже "Гранту". Но вряд ли надолго...
Наступил день, приближению которого я посвятил пару предыдущих постов (раз и два). Де-факто, иномарки стали недоступны для россиян. Welcome в автосалоны Lada. Вкратце, ситуация на рынке и перспективы такие.
В ноябре-декабре почти все иномарки прибавили в цене по официальной версии до 5%, в реальности — на 10-20%. Последние дни процесс интенсифицировался, скажем, Nissan корректирует стоимость Juke уже в третий раз за месяц.
Основные «повышальщики» старались не афишировать этот факт, а многие провели корректировку цены в несколько этапов. В некоторых случаях цена напрямую зависела от даты выпуска: условно говоря, топовая комплектация летних месяцев стоила не дороже, чем средняя комплектация более свежего выпуска. Отказались повышать цены только АвтоВАЗ и Datsun.
Несмотря на это спрос на автомобили был шквальный. Отчасти его обеспечили гости из Казахстана и Белоруссии, для которых «обнищание» рубля и возможность вернуть НДС сделало покупку фантастически выгодной. Насколько понимаю, курс тенге к рублю изменился почти в два раза, а НДС — это еще 18% (возврат происходит на основании статьи 171 НК РФ при экспорте в страны таможенного союза).
Но не зевали и россияне, и основным мотиватором стала даже не программа утилизации, а ожидание лавинообразного роста цен после Нового года. В результате, по словам одного из опрошенных руководителей автосалонов, «склады вымели и в Москве, и в Челябинске».
Ситуации у дилеров разные: у некоторых склады очищены полностью и до конца года новых машин не ожидается — разве что кто-то откажется от покупки. Другие имеют еще остатки, но в основном речь о дорогих и не самых ходовых комплектациях. Не исключено, что некоторые придерживают машины до следующего года, когда можно будет продать их дороже.
Внес сумятицу и вчерашний скачок курсов, да так, что многие автосалоны просто приостановили продажу машин: у приходящих клиентов лишь брали контактные данные. В ряде случае запрет на продажу был жестким и коснулся даже заключенных накануне контрактов: рост курса евро до сотни рублей поставил под вопрос адекватность декабрьских цен.
Контрактирование новых авто 2015 года выпуска также поставлено на паузу. Ряд дилеров вообще не заключает подобные соглашения по решению генерального импортера. Toyota, например, готова подписать контракт, в котором будет пункт, что рублевая цена может быть изменена в соответствии с новыми прайсами генерального импортера.
Ажиотажный спрос наблюдается на все ходовые модели иномарок, причем, по словам директора ООО «Техно-Моторс» (представляет в Челябинске BMW и Kia) Дмитрия Ануфриева «клиент у брендов разный, но поведение в целом одинаковое, основной мотив — минимизировать ущерб от обесценивая рубля».
Итак, в настоящий момент «выбрать иномарку» уже нельзя — не до выбора. Если и остались последние возможности, то купить из наличия в конкретных цветах/комплектациях и, скорее всего, по совсем не сказочной цене.
Всех интересует, что будет в 2015 году, но многие респонденты назвали вопрос попросту некорректным: прогнозы носят характер субъективной оценки ситуации. Так, директор «УАЗ Автотехобслуживания» Евгений Шаталов сказал, что в январе ульяновский завод работать не будет, а в феврале ожидается практически полная остановка продаж. Несмотря на российский бренд, в современных УАЗах много импортных компонентов: коробки и раздатки, системы впрыска, тормозные системы и т. д.
Исполнительный директор «Сейхо-Моторс» Дмитрий Еременко назвал 5-8% - самым оптимистичным порогом роста цены в будущем году. Он также отметил отчасти выгодное положение японских брендов, поскольку при 100-процентном росте курса доллара к рублю, курс йены ослаб относительно доллара в диапазоне 17-20%, что делает автомобили и компоненты из Японии привлекательнее в сравнении с импортом из Европы или США.
Дмитрий Ануфриев (Техно-Моторс) отказался строить прогнозы, заявив, что ситуация меняется уже не по неделям, но по дням и по часам. Ключевые решения будут приниматься импортерами, когда наступит какая-то определенность с курсами валют. Также он предположил, что рост цен на автомобили будет все же отставать от роста стоимости валют.
Дилеры Lada также отмечают рост спроса со стороны казахов и россиян, хотя в целом Lada теряет долю рынка. При этом на складах не осталось доступных версий легковушек, «Ларгуса» и Lada 4x4, но есть еще комплектации Granta/Kalina стоимостью 400-480 тысяч.
АвтоВАЗ надеется улучшить свои позиции в 2015 году, поскольку среди всех производителей имеет наилучший иммунитет к удорожанию валют. Нельзя не признать, что в удачный момент вышел на рынок и Datsun: автомобиль с японским брендом и отечественными комплектующими в следующем году рискует стать бестселлером.
Всплыли со дна давно забытые «у.е.» - китайский бренд JAC номинировал цены в условных единицах, привязанных к доллару, цену своих автомобилей. Рост цены получился впечатляющим — более чем в полтора раза по вчерашнему курсу (с 729 до 1228 тысяч). Фактически, бренд совершил экономическое самоубийство, если говорить о краткосрочной перспективе.
Кроме того, к Минэкономразвитию обратилась организация «Опора России» с просьбой вернуть у.е., отметив, что не обязательно привязываться именно к доллару — можно к юаню или другой политически выдержанной валюте. Напомню, что гражданский кодекс РФ с 2004 года запрещает указывать цену товаров и услуг иным образом, кроме как в рублях.
Опрошенные мной руководители автосалонов к возврату у.е. отнеслись скептически, заявив, что российские власти не пойдут на такой шаг с политической окраской. По их мнению, стоимость автомобилей будет по прежнему указываться в рублях, но какие-то марки будут менять ее, скажем, раз в месяц. Другие могут предусмотреть в контракте пункт, который подразумевает фиксацию стоимости лишь на день публикации прайса или заключения сделки.
На волне ажиотажа на новые машины вторичный рынок «встал». Один перекуп признался мне, что впервые за 10 лет устроился на постоянную работу, поскольку модели, которые еще вчера обеспечивали стабильную маржу, сегодня в принципе сложно сбыть — например, Ford Focus или Volkswagen Golf. Другой перекуп от своего ремесла не отказался, но переключился со среднеценового сегмента на отечественный ликвид. Показательно, что и в этом случае большой спрос наблюдается со стороны дружественного Казахстана.
В следующем году, особенно весной, вторичный рынок должен ожить: горячих предложений от дилеров уже не будет. При этом стоимость вторички все равно поднимется, пусть и не в той пропорции, что первичка.
Остается неопределенной ситуация со страховкой каско: поскольку расходы на запчасти и материалы чаще всего валютные, а договор заключается на год, компании не в состоянии определить некую среднегодовую стоимость запчастей. Некоторые уже сейчас отказываются страховать по каско в принципе. Стоимость ОСАГО весной будет скорректирована в очередной раз, как минимум из-за роста лимита компенсации по здоровью (со 160 тысяч до 500 тысяч).
Другой серьезный риск для владельцев иномарок, особенно не самых свежих — это стоимость запасных частей, которая почти наверняка поднимается и очень существенно.
Подорожали и автокредиты: в одном из салонов Lada мне сказали, что со вчерашнего дня процент вырос с 14-15 до 30%. Но даже без этого количество кредитопокупателей в декабре упало примерно в четыре раза — люди стремятся потратить наличные рубли.
Сколько продлится такая ситуация? Никаких идей. Возможно, после тяжелых первых месяцев наступит какое-то просветление, возможно, спад рынка затянется. В любом случае, россияне станут разборчивыми: многие удовлетворили спрос на машины с запасом на 2-3 года вперед, а к новым ценам нам еще предстоит привыкнуть. Кто-то предпочтет донашивать имеющийся авто более высокого класса, а не заниматься дауншифтингом.
Уровень «тазофобии» в следующем году, вероятно, снизится: те, кто еще вчера клялся, что больше на русавтопром ни ягодицей, будут вынуждены рассмотреть или вторичку, или Lada/Datsun.
|