Джастин Бибер вместе с титулом самой востребованной поп-звезды умудрился заработать имидж одной из самых глупых, пустых и фальшивых личностей шоу-бизнеса. Редкому представителю индустрии развлечений удавалось плодить ненавистников быстрее, чем поклонников. Его критиковали за примитивность творчества, отсутствие внятного имиджа, двусмысленные выходки и тупые высказывания. Этакий «Ласковый май» на американский манер, Бибер завораживал целевую аудиторию (девчушек периода созревания) и вызывал раздражение тех, кто ее перерос.
Вообще Бибер, завоевавший вполне честную и естественную популярность в youtube.ru безо всяких продюсеров, вероятно, стал заложником своего стремительного успеха. Я не уверен, что даже его мама знает, каким был бы Бибер, если бы его путь к успеху измерялся годами, а количество неудач позволяло написать увлекательные мемуары. Возможно, тогда он стал бы глубокой, состоявшейся личностью или не стал никем. Но история не имеет сослагательного наклонения, он стал пустышкой Бибером, который, вероятно, каждое утро подсознательно ищет ответ — кто я такой?
Я вдруг подумал, что синдром Бибера рискует отравить мой любимый спорт, «Формулу 1». Ведь ее смотрят не столько ради машин, сколько ради людей, которые эти машины водят. Даже я устал вникать в бесконечные тонкости регламента, и жду от «Формулы 1» примерно того же, что некоторые ждут от «Дома-2» - борьбы характеров.
Но откуда ей взяться, если характеров нет? А нет их, потому что гоночная братия становится все моложе и профессиональнее. На следующий год Toro Rosso подписала 16-летнего парня, который еще не закончил школу и не сдал на права. Многие СМИ уже окрестили его будущим чемпионом.
Началось это еще раньше, скажем, Себастьян Феттель проходил тот же путь. И да, он стал многократным чемпионом. Но у Райкконена, Баттона и Алонсо, которые в сумме заработали столько же титулов, сколько один Феттель, поклонников ощутимо больше, и я примерно понимаю почему. Лично мне не очень интересно смотреть на путь человека из пробирки в чемпионы. Это не роман, это комикс. Мне больше импонируют внезапные счастливцы, вроде того же Баттона (его чемпионский титул был выигран по сюжету «из грязи в князи»). О том, что Себ станет чемпионом, я знал на каком-то интуитивном уровне, ведь он все делал очень, очень, ну просто очень правильно. И хотя некоторые его титулы были выиграны в драматичной манере, общего впечатления это не изменило. Рационально я им восхищаюсь, эмоционально - равнодушен. А любой спорт смотришь ради эмоций.
На самом деле омолаживание той же «Формулы 1» или шоу-бизнеса говорит о повышении эффективности процесса. Условно говоря, если раньше певцы или гонщики формировались стихийно и успевали к моменту триумфа хлебнуть и радостей, и бед, которые питали их личность, то нынешние чемпионы формируются по известной схеме, почти без мук выбора. Будущую звезду замечают в картинге, какая-нибудь могучая компания берет под свое крыло и освобождает от всех забот, кроме автогоночных. Гонщик не выбирает чемпионаты, в которых он ездит. Он не решает ничего, кроме непосредственно гоночного процесса. Он лоялен к своему благодетелю, исполнителен и предельно политкорректен. О всегда говорит одно и то же: «Больше работать... Выложиться на 100%... Концентрировать внимание... Делать выводы из неудач...» Он не видит в жизни ничего, кроме самолетов, комнат для брифинга и гоночных трасс. Он растет в инкубаторе, который формирует его рефлексы, но не личность во всей ее гуманитарной широте. Наоборот, личность купируется в нежелательных ее проявлениях и даже свобода слова под огромным вопросом (кто сказал, что это универсальная демократическая ценность, тот просто не знает реального положения дел). Получается этакий биоробот для зарабатывания очков. Молодость - это выгодно, ведь у такого пилота лучше реакции и больше потенциал. Его мысли никого не волнуют, если это не мысли о том, как снять очередную тысячную секунду в повороте "Курва Гранде" или "Мергулио".
Не поймите превратно — это хорошо для спорта, как кузницы кадров. Я уверен, что нынешние чемпионы гораздо профессиональнее стариков из 50-х или 70-х, триумфу которых не мешал ни возраст, ни брюшко, ни алкоголизм, ни плохой характер. Они были маниакально смелыми и этого было достаточно.
Просто та часть, что отвечает за остроту ощущений, пострадала. Уфимец Даниил Квят, вероятно, в один день будет претендовать на титул в «Формуле 1» и он россиянин, но пока мне сложно болеть за него на эмоциональном уровне. Ведь он из той же породы. Он стремительно взлетел в этом автогоночном мире, но, вероятно, не видел, не слышал и не читал ничего помимо. Вы скажите — какое это имеет значение? Ведь в «Формуле 1» все решают секунды.
Вроде бы так, да не так. Мне скучны интервью Квята — в них столько рацио, столько понимания сути вещей и самоограничений, что я не знаю, какой он, этот Квят. Я представляю себе характер Кими Райкконена, одного из самых молчаливых гонщиков «Формулы 1», но Квят для меня — это как статистическая единица. Как за нее болеть?
И таких гонщиков становится все больше и больше. Фактически, только такие и определяют облик современной «Формулы 1». И я часто ловлю себя на мысли, что не перипетии с регламентом или количество обгонов, а маскировка индивидуальностей снижает мой интерес к спорту.
Я не настаиваю. Это опять на уровне эмоций. В художественной гимнастике сплошь такие же рукотворные биороботы, но люди любят ее, болеют за них. Почему — я не знаю, но художественная гимнастика эстетична по своему существу. А может быть, в иных людях девочки 14 лет будят родительский инстинкт? Я могу оценить их достижения и природный дар, но на эмоциональном уровне связи не возникнет. Полагаю, в половине случаев у них еще и очень изломанная личность.
Примерно также я отношусь к шоу-бизнесу, и замечаю, что чаще всего исполнители, которые цепляли меня, имели неординарную судьбу. Едва я перерос «Ласковый май», как мне стали нравится Цои, Высоцкие, «Аэросмиты», Меркьюри и Гребенщиковы.
И тут мы вплотную подходим к вопросу, что есть ценного в человеке. Возможно, его индивидуальность, личный опыт, котел его переживаний, многообразие пропущенных через себя точек зрения и определяет интересность человека. Даже его грехи и заблуждения придают ему большую ценность, чем их видимое отсутствие. Парафиновая личность без изъянов, кроме фальшивости, приедается слишком быстро.
Это одинаково справедливо в отношении автогонщика, певца, писателя или даже просто собеседника, встречающегося на пути. Слишком ранее созревание плюс испытание славой —лучший рецепт вытравить из человека то, что там могло зародиться. Скороспелая звезда начинает жить на пике всех мыслимых возможностей, и это схлапывает его мир прежде, чем он что-то узнал. Некоторые выкарабкиваются, большинство, скорее всего, всю жизнь гадают, почему их вдруг разлюбили.
Есть исключения, например, для многих поэтов была характерна ранняя слава, причем их вовсе не относят к пустышкам, но в любом случае они формировались стихийно, а не по умной методике какого-нибудь австрийского доктора.
А «синдром Бибера» вполне успешно идет по планете, и мы видим все больше звезд, выращенных в том или ином инкубаторе: гоночном, голливудском, дизайнерском... Я еще раз подчеркну, что с точки зрения профессионализма никаких вопросов к ним нет, но все-таки мне как-то пусто без талантливых раздолбаев, которые не нуждались в имиджмейкерах, чтобы быть успешными.
|