Блог Артёма Краснова
Суббота, 19.09.2020, 06:51

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2013 » Январь » 9 » Приторное слово «культура»
20:22
Приторное слово «культура»

Фото bezformata.ru

Есть навязшая на зубах формула: мол, у нас много аварий, потому что «нет культуры у водителей». Далее обычно идет веское сравнение с развитыми странами, где культура у водителей есть.

Меня эта формула достала с одной стороны избитостью, с другой – некой бессмысленностью. Что это такое – культура на дорогах? И есть ли она на Западе?

Размытость формулировки делает «культуру на дороге» удобным щитом для пиар-коммуникаций ГИБДД и властей с автомобилистами, когда любое неблагоприятное изменение статистики объясняется «отсутствием культуры». Тысячу раз слышал: «Так вы посмотрите, как у нас ездят?!!» (в голос обычно подпускается пафос, не допускающий контраргументов).

Я ни в коем случае не хочу сказать, что водители (и пешеходы) не виноваты в авариях, нарушениях и нервозности на дороге. За каждым трупом стоит человеческий фактор. Но это понятие «культуры на дороге» в общепринятом смысле подразумевает, что общество неким усилием воли может (и обязано) заставить себя быть культурным, отчего резко поползет вниз статистика аварийности и движение станет почти европейским. Я в это не верю.

Вернемся к сравнению с Западом. Я не так много ездил в цивилизованных странах, но, пожалуй, главное проявление их культуры на дороге в том, что мысленную фразу «Ну куда ты лезешь?!» там произносишь на пару порядков реже, чем в России. Ну, допустим. 

Теперь копнем дальше: почему так происходит? Занимаются ли европейцы самовнушением, чтобы вытравить из себя бескультурие и заполнить душевные трюмы эликсиром культурности?

На мой взгляд, никакой абстрактной, волевой культуры на дороге в развитых странах нет. Там есть четкая разметка, дублированные светофоры и хорошо читаемые знаки. Там есть весьма жесткие и прогрессивные санкции за нарушение правил, и есть действенная система отлова нарушителей (с нашей точки зрения даже антигуманная – например, поголовные проверки на трезвость). Там драконовская система страхования бонус-малус, которая наказывает злостных нарушителей не хуже полиции. Наконец, в западных странах люди в целом менее неврозны, как я думаю, не от какой-то особой прекрасности души, а в силу большей стабильности и предсказуемости жизненного уклада, чего мы уже лет сто пятьдесят как лишены.

Другими словами, они там действительно «культурней», но это не причина, а следствие объективных обстоятельств. Да, в России тысячи людей ежегодно гибнут в лобовых столкновениях, каждое из которых спровоцировано чьей-то безалаберностью – назовем это бескультурием. Можно бороться с такими явлениями увещеванием водителей, но единственный радикальный способ справиться с проблемой – на перегруженных магистралях исключить выезд на встречную полосу конструктивно. Это дорого, но об этом и речь – западная «культурность» обходится государству в миллиарды евро.  Эта «культура» - не что иное, как дорожная инфраструктура, штат высооплачиваемых полицейских, учебные центры и так далее.

Если же речь о культуре в узком смысле, как умении выпустить кого-то со второстепенки, то, пожалуй, за последние годы львиная доля водителей освоила этот прием и привыкла к одобрительному миганию «аварийки», так что с этой «узкой культурой», думается, все более-менее идентично Западу.

А потому не называйте наших водителей бескультурными. Они такие, какими их делают объективные обстоятельства. Немец в России будет ездить по-русски. 

Впрочем, ничто не мешает любому индивиду выделиться из стада и начать ездить чисто по-европейски, соблюдая рядность, пропуская пешеходов и останавливаясь точно у стоп-линии. Никакого секрета тут нет – достаточно просто захотеть. Но вот захотят ли повторить это еще 30 миллионов водителей?  

Категория: На злобу дня | Просмотров: 974 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: ДТП, гибдд | Рейтинг: 5.0/3


Всего комментариев: 23
1 Andrewtim   [Материал]
Всё вроде бы правильно, ан нет, если отвлечься от чисто автомобильной тематики и покопаться в других сторонах нашего быта, то очень скоро выяснится, что из всех более или менее цивилизованных наций (имею ввиду нас Россиян, так ведь гораздо толерантнее, чем нас русских) мы самая свинская нация, имею ввиду бытовой уровень, хотя можно и углубиться..., врятли кто-то ещё так массово выкидывает пакеты с мусором из окон многоэтажных домов, пустые бутылки на ходу из окон машин, ну и т.д., так что вопрос о культуре очень актуальный.

2 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
В таких сравнениях обычно берут окраины ЧТЗ и райончик в Беверли Хиллз. Давайте сравнивать сравнимое: в элитных многоэтажках и у нас под окнами чисто, а в гетто и на Западе срач. Лично видел кучи мусора в лондонских парках, другое дело, что неплохо оплачиваемые работники вывозят там их более регулярно.

3 kriptonus   [Материал]
Тогда действительно напрашивается вывод: либо в элитных домах действительно чаще убирают, либо все-таки у этих жильцов культура выше. Мое мнение, что оба фактора, и тот, который "культура", несколько преобладает, ну, и опять же, подобное порождает подобное. Сколько раз ловил себя на мысли, что "здесь ничего зазорного и "поднасрать", а на центральной улице как-то рука не поднимется. Окружающая обстановка сильно влияет на поведение человека. Если в нем сильны культурные корни, он сдержит себя в любых условиях (идеально конечно), но соблазн будет. А если отвлечься от "сравнимого" и взять одинаковые исходные данные. Самый простой пример кучи мусора в местах массового отдыха людей, здесь бывают представители как элиты, так и гетто. Если бы возле каждой кучки можно было бы установить маркер, кто его оставил, тогда вот вам и результат социсследования wink Жаль, это пока невозможно, хотя каждый мой знакомый и знакомые знакомых, (в общем, геометрическая прогрессия) все как один увозят мусор с собой, но его меньше не становится, все в той же прогрессии smile

...из всех более или менее цивилизованных наций (имею ввиду нас Россиян, так ведь гораздо толерантнее, чем нас русских) мы самая свинская нация, имею ввиду бытовой уровень

Минус один.

Родился и вырос в мультинациональном обществе. Общался работал с многими представителями запада.

ИМХО - нет плохой нации. Есть плохие и хорошие её представители.

Простейший пример - кавказцы. Чечены, даги, ингуши, армяне..... Что у нас на слуху? Да - все их готовы порвать на тряпки. Но я вырос среди них. И точно знаю, что те, про кого ТАК говорят, их и на родине , мягко говоря не любят. Такие же ушлепки есть и среди нас россиян, и в "благословенной" еуропе и америке.

8 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Да, все правильно. Тем паче многие представляют другие страны, например, по фильмам - США в первую очередь. А в фильмах реальность несколько иная.

9 Anonymous   [Материал]
Откройте сайт Темы Лебедева и почитайте о его путешествиях в самые различные страны. Россия далеко не самая свинская страна. Но нам есть к чему стремиться...в хорошем смысле)

По сабжу.

Тупо интересно, вот даже просто пофантазировать......ну хоть чутка.
Если с завтришнего дня, ввести "все самое лучшее и креативное что есть ТАМа, вплоть до разметки и т.д."

Это же реально конец света настанет, в отдельно взятом государстве, как для водителей, так и для дорожных служб (им жиж ипашить надо будет аки в еуропе), так и для ДПС-ников (а в идеале наемников взять на время эксперимента), для начальников ДПС-ников - чёрную икру уже не намажешь по верх красной.....

И даже если все это представить, что все заработало - то скок времени надо будет нам, чтоб "исправиццо", или исправить "приезжих"? cool

6 HQ74   [Материал]
Кстати весьма действенный способ избавиться от смертей на м5 в горах - просто посередине дороги сделать отбойник, такие большие капитальные бордюры. И все, стоить будет гораздо меньше чем делать дорогу а выгоды масса. И ехать все будут культурненько так, потихонечку за фурой. И культур-мультур проявится сразу - водила культурный в сторонку съедет пропустит хвост. А не пропустит так его могут и поучить культуре. smile
Шутка.

7 Cиплый   [Материал]
Тож считаю, что культура не зависит от национальности...в Австралии вон вообще сплошные потомки всяких каторжников, однако культура на каждом шагу...есть теория разбитых окон....она мне кацца и объясняет почему в гетто всюду нагажено а в элитках чистота и порядок...

10 Anonymous   [Материал]
Эта теория не раз подтверждена практикой. Это на самом деле работает.

15 Cиплый   [Материал]
Это на самом деле работает.
Когда же вы наконец переоцените свои взгляды...такая категоричность суждений как ваша визитная карточка...ВЫ ЛИЧНО проверяли, что эта теория работает??? Откуда такая уверенность???
P.S. надеюсь тут не надо уточнять что моё отношение в этой теории не имеет вообще никакого значения...и я тоже считаю что она подтверждается...

19 Anonymous   [Материал]
В Гугле есть инфа на эту тему. Почитайте. Статистика весьма наглядна.

11 Anonymous   [Материал]
Общался в праздники с чуваком, живущим в Германии. У них в городе ограничение 50 км/час. Соблюдают 99% водителей - иначе дикий штраф. А про наше вождение он сказал: "Разброд и шатание. Слишком много суеты."

12 Black-n-White   [Материал]
Культура поведения на дороге и в быту абсолютно не зависит от национальной принадлежности. Это очевидно, например, потому, что вы же не ожидаете от каждого гражданина РФ тотально свинского поведения. Наоборот, наблюдая как человек превращается в свинью (не в обиду этим замечательным животным), мы часто замечаем: "даааа, Россия". То есть имеют место стереотипы.
Культура, как это ни банально, зависит, прежде всего, от воспитания. Человек запрещает себе бросить бумажку не из-за боязни осуждения, а из-за уважения к чужому труду, чувства причастности к месту, где он живет или хотя бы бывает, и развитой личной ответственности.

Воспитание важную роль играет, безусловно, но все-таки социальная среда может переломить даже хорошее воспитание. Если человек изо дня в день видит нарушение принципов, которые ему вбивали при воспитании, оно начинает казаться ему абстрактным, не относящимся к реальной жизни.
Интеллигент, попавший в тюрьму, будет вынужден подчиниться тюремным законом - а зэки не станут вежливо говорить о погоде при встрече.

14 Black-n-White   [Материал]
Социальную среду можно выбирать. Временные экскурсии в аморальные круги общества не могут переломить принципы. Скорее всего, они их даже укрепляют.
А вот ситуация с интеллигентом в тюрьме - пример несколько иной. Он о том, как чуждая система неизбежно ломает не только другие принципы, но и их носителя.
Я убежден, что отмороженный сопляк, слепящий меня колхозным ксеноном, не сможет заставить меня забыть о вежливости на дороге.

Если вокруг будет 99% отмороженных сопляков - то есть социальная среда - то и мы начнем со злости слепить всех.

Также как мы почти все превышает скоростной режим, потому что так заведено и этому есть миллион рационализаций.

16 Black-n-White   [Материал]
Кроме того, воспитание - это ведь не только стихи Маршака и родительские наветы. Очень важную роль играет самовоспитание. Оно очень связано с социальной средой и ее восприятием. Связь эта проявляется в том, что воспитанному человеку часто приходится принимать решения, которые позволяют ему остаться человеком в сложных условиях. У нас эти решения приходится принимать несколько чаще... Ну и что?

В сложных условиях - это речь о том, что какой-то человек противопоставляет себя среде. В этом случае да, кто-то и в тюрьме может остаться сверхчеловеком, может быть, с подорванным здоровьем, но гордым.

А мы больше говорим о явлениях, когда человек сливается со средой - и в массе так оно и происходит. Противопоставление среде - единичные случаи.

Вот и получается: если массово в силу объективным причин движение у нас несколько хаотично, то и воспитанные индивиды позволяют себе немного больше, чем они позволят себе в вытянувшейся по струнке Германии.

20 Black-n-White   [Материал]
Не противопоставление, скорее адаптация. Конечно, с адаптацией поведения адаптируется и мораль. Но это процесс не только вынужденно-ситуативный, но и исторический. Мы постоянно существуем в поле компромисса. И это, кстати, тоже признак воспитания.
По поводу нарушения правил и его причин я с вами полностью согласен. Другое дело, что следование правилам не на 100% коррелирует с культурой поведения на дороге. Пропускать кого-то со второстепенки, например, - это не по правилам.

21 Black-n-White   [Материал]
Поэтому в условиях несовершенности системы дорожного движения мы вынуждены руководствоваться более общими законами, объединенными категорией "здравый смысл". А хаотичность от того, что не у всех он в равной степени здравый, к сожалению.
В статье вы в общем-то об этом и пишете.

22 Партизан   [Материал]
Надо тоже какашку в буржуев кинуть. Ну они же тупые...

23 Партизан   [Материал]

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |