Шлите
денег, отбатрачу,
Я их все прохохотал
(с)
В. Высоцкий
Сегодня коллега, Наталья
Кузнецова, рассказа мне удивительную
историю. На днях она ехала по М-5 и в
районе Златоуста увидела голосующего
человека: взрослого мужчину в ветровке
и с рюкзаком. Остановилась.
На этом месте, кстати,
у меня сразу вопрос — кто бы как поступил?
За себя скажу, что остановился бы навряд
ли. Ну разве что чуйка заставила бы
это сделать, скажем там, против воли
(бывает и такое).
Но она остановилась, подвезла и узнала его историю. Он
совершал пеший переход из Иркутска в
родную Украину, и не ради развлечения.
«Поработать «удачно» съездил», - нехотя прокомментировал он.
Он был в
Иркутске на контрактной работе, с ним
расплатились, а в день отъезда на вокзале
полностью ограбили, сломав одно ребро. Вероятно, это отработанная схема найма "бесплатных" рабочих. «Скорая» оказала ему помощь, но и только:
он остался за 6 тысяч километров от
дома с пустым балансом.
Для меня остается
непонятно, почему он не обратился в
полицию: Наташа этот вопрос не выяснила,
да и вероятных причин много. Может быть, работал
не вполне легально, а может быть, случались
неприятные прецеденты с тамошней
полицией; предпочел лишний раз не
связываться. Тем более, иностранец.
Короче говоря, он
отправил домой пешком и до Уральских
гор добрался за три недели. По возможности ловил попутки, как в
нашем случае, но это оказалось
проблематично: люди почти не останавливалась.
Дальнобойщики вообще отказывали, едва слышали про «бесплатно», хотя на
них он возлагал наибольшие надежды. В
итоге, рассказал он, чаще подбирали как
раз женщины — видимо, им сложнее проезжать
мимо тех, кто попал в беду.
Человек оказался
скромным, неразговорчивым и, по словам
Наташи, вполне приличным.
Автостоперы пересекают
континенты без рубля в кармане: казалось
бы, в чем проблема? Полагаю, тут многое
зависит от внешности и настроя человека:
одно дело, когда тебе 20 лет, ты светишься
оптимизмом и ты девушка. Другое — человек, попавший
в беду. К тому же человек стеснительный.
Наташа довезла его до
поворота на Усть-Катав, оставив в
придорожном кафе — дальше она сворачивала с М-5. Обычно он и ночевал в таких вот
кафе, если не выгоняли, а иногда «спал
прямо на ходу», преодолевая в день по
40 км.
Ко всем бедам, сломанное
ребро начало опухать и боли стали
сильнее. Напоследок он спросил, нет ли
у нее знакомых, кто помог бы с
работой — сил продолжать путешествие
почти не было.
Конец у истории должен
быть хороший. Он добрался до Уфы, где
его встретил другой наш сотрудник, Олег
Смаков, и организовал доставку до дома.
До Олега я не дозвонился, но надеюсь,
что на этом этапе все прошло хорошо.
Вполне возможно, что
рискнув, остановившись на дороге, Наташа
спасла этому человеку жизнь. Сколько
еще теплых дней осталось? А до Украины
в таком темпе он мог идти еще недели три
как минимум.
Судя по рассказам
«путешественника», желающих помогать
незнакомцам стало исчезающе мало, и я
понимаю, почему. Когда история изложена
таким вот образом, когда мы точно
знаем, что у человека нет преступных
намерений, а есть реальная беда, желание
помочь возрастает. Проблема в первом
контакте — у него же на лбу не написана
вся предыстория с гарантией.
Остановка на трассе
рядом с незнакомцем — это уже риск, а
путешествие с ним — еще больший. И люди
это понимают, поэтому ставят крест еще
до того, как вкинут в суть проблемы.
Это может быть и не
мошенник — а просто автостопер.
Автостопера я бы тоже не повез, ибо... Не
могу объяснить, но не повез бы. Может
быть, его рассказы будут очаровательны,
может он сам классный парень-девка, но
я не настолько экстраверт, чтобы с
бухты-барахты во все это включаться. А
машина — это как квартира, и кого попало
пускать туда не хочется.
Мошенники тоже не
дураки: маскируются под людей в беде
похлеще, чем сами люди в беде. Могут
поставить аварийную машину, могут
заставить голосовать зареванную девушку...
Однажды на тест-драйве
мы с Андреем-Anry
остановились помочь
бабушке. Страшная жара, дорога между Варной и Николаевским (близ
Карталов), женщина упала в обморок на
обочине. Тот
случай, когда не остановиться нельзя.
Пахло от нее
так, что тестовая машина, подозреваю,
еще месяц хранила аромат нашей спутницы
(мы с Оксаной Николенко все дорогу ехали,
открыв окна и высунувшись). Женщина, от
которой перло алкоголем, сначала
попросила подбросить ее до поворота,
потом сказал, что нужно чуть дальше,
потом еще дальше, в итоге она благополучно
добралась до своего дома в 80 км от нашего
маршрута, причем к концу поездки все
симптомы недуга сошли на нет. Признаться,
у меня осталось ощущение, что нас попросту
использовала умелая симулянтка. Впрочем,
я ее не виню: маршрутный транспорт в тех
краях ходит ужасно, и по пути мы подобрали
еще одного деда, который три часа стоял
на остановке и от отчаяния кинулся нам
под колеса. Пахло от него, кстати, также.
В общем,
реальные истории, вроде Наташиной,
случаются не так уж часто, но случаются.
Наверное, по уму подобным должно
заниматься государство, в конце концов,
речь-то шла всего лишь о том, чтобы занять
человеку тысяч десять с последующим
возвратом. Но в дороге всякое случается,
и понятно, что при любом государстве
взаимопомощь водителей — тоже не
последний фактор. Но как отличить
тех, кто действительно нуждается в
помощи, от мошенников и просто авантюристов?
В каких случаях помогаете вы и случались
ли у вас «проколы»?
Полагаю, если
инстинкт самосохранения или спешка не
позволили остановиться, но гложет
чувство вины, то лучшее, что можно сделать
— сообщить о человеке или стоящей машине
на ближайшем посту ГИБДД или позвонить
в службу спасения. До Украины, быть
может, не довезут, но и замерзнуть не
дадут.
Фото с сайта donbass.ua/
|