Блог Артёма Краснова
Пятница, 18.09.2020, 20:13

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Июль » 9 » Покрыть козла матом
13:30
Покрыть козла матом

С 1 июля запретили использование мата в СМИ, но, к счастью, запрет не коснулся мата в автомобиле. Я не представляют, как можно ездить без матюгов. То есть представляю, но с кляпом во рту неудобно.

Утвержденного списка матерных слов нет, а некоторые находятся в пограничном состоянии, поэтому давайте считать, что речь о любых крепких выражениях, высказанных с тем особым чувством, за которым следует психологическая разрядка. Иногда безобидное растение хрен или кот таинственной Ёшки звучат так, что вздрагиваешь. А как относиться к словам, типа Ефим-Петр-Тимофей-Анфиса?

Насчет мата как такового встретилась интересная цитата историка Вадима Михайлина из статьи «Русский мат как мужской обсценный код» (честно говоря, слова «табуированный» и «обсценный» сами звучат, как ругательства). Так вот, констатируя заразность и некоторую целесообразность мата, он пишет: «Можно сказать, что мат есть непременная принадлежность всякого чисто мужского коллектива. […] Женщины, которым приходилось осваивать традиционно мужские профессии, в ряде случаев были фактически вынуждены переходить на мат как на «профессиональный жаргон». В первую очередь, это касается таких исключительно мужских до войны профессий, как пастух или скотник. Парадокс «вхождения в профессию» заключался в том, что скотина, прекрасно понимавшая в пределах деревни «человеческий» язык, неожиданно резко переставала его понимать, едва выйдя за околицу, то есть попав в ту самую зону исключительно мужского говорения, где мужчины-пастухи общались с ней на «территориально-магически оправданном» мужском коде. И без того уже расшатанная и пролетаризированная крестьянская община заговорила после войны на мате практически поголовно, и это остается свойственным русской деревне и по сию пору».

Да что в деревне... За рулем, бывает, матерятся интеллигентнейшие люди, да я и сам, признаться, грешен, хотя при моей внешности это странно. Тем интереснее разобраться, почему автомобиль является провокатором грязнословия. Машину водить — не на заводе вкалывать, списать мат на профессиональный жаргон не выйдет.

Моя теория такая. Вождение в России — регулярное испытание нервной системы на прочность. У кого она попрочнее и позаторможенней тут в выигрышном положении. Людям с подвижной психикой сложнее. И хотя все мы вроде бы адекватные люди и прекрасно знаем правило трех Д и кучу других премудростей, вспышки агрессии случаются. Девять раз смолчишь, на десятый да под плохое настроение предохранитель слетает. Иногда это идет вразрез с общим стереотипом поведения, но ведь вождение для многих — это чуть ли не самое экстремальное занятие в жизни. Плюс  жара, спешка, голод — отличные катализаторы агрессии.

Мат и ругань, особенно не дошедшие до адресата — отличный антистрессовый препарат. Будь возможность запретить их — я бы не стал. Материтесь от души, если вам помогает. Лучше, чем стрелять друг в друга.

Представим, что в стрессовой ситуации в нас рождается клубок отрицательной энергии. Наверное, его можно даже измерить в каких-нибудь условных джоулях. Эта энергия рвет изнутри, требует выхода, на деле или на словах. Она рождает сильную мотивацию что-то изменить. Слова не так убийственны, как дела (например, подрезать хама в ответ), но табуированная лексика — это не просто слова, это фотоны с увеличенным квантом энергии. Запрещайте, запрещайте активнее — тем сильнее будет каждое словечко. В энергетическом плане полутюремные выражения почти эквивалентны ответному действию, только лучше поглощаются шумоизоляцией.

Ответная агрессия — мимолетная химическая вспышка. В трезвом уме мы бы не сигналили истерично и не устраивали битву за полосы. Но в момент, когда содержание какой-то дряни у нас в крови повышено, мы рейтингуем обидчика ниже Гитлера и считаем, что только смерть, долгая и мучительная, может искупить его вину. Крепкое словцо помогает перетерпеть этот момент на грани жизни и смерти, и наш дурак-организм думает, будто это одно и то же, что заколоть обидчика вилами.

Мат - это некий способ уравновесить несправедливость окружающего мира. Запретность слов создает эффект, когда из жертвы несправедливости ты сам становишься дрянным человечишком и осаждаешься в мутной воде раскаяния. Когда в глазах уже зажегся лазерный прицел, обычных слов уже недостаточно, и абсолютная низость мата, как лейкопластырь, перекрывает остроту моменту внахлест.

Потом мат в автомобиле безопаснее, чем в жизни. Если бы все слова, что мы произносим в авто, доходили до адресатов с обратным адресом на конверте, началась бы гражданская война. В подавляющем большинстве мы что-то бормочем под нос в полной иллюзии, будто нас слышат. Это как комментарий под левым ником, без модерации и с чужого IP: можно молоть, что угодно, не боясь последствий. Можно обложить матом мэра. Можно постулировать, что гребанные ленд крузеры совсем похудели. В реальности мало кто хочет явиться к водителю «Ленд Крузера» с соответствующим плакатом на шее, но машина бережет своего хозяина не только подушками безопасности.

Замечал такую особенность — водитель, сделавший что-то хамоватое или артикулирующий в наш адрес дрянные словечки, после акта словоизвержения пытается поскорее отвязаться от нас. Я думаю, ему просто стыдно и отчасти страшно. Не только за физическую расправу, но и за то, что его могут снять на регистратор или узнать. Вспышка кончилась, наступило отрезвление. Он думает: я выглядел глупо. Хорошо, что никто не слышал. Дело даже не в физических кондициях соперников: реагируя чересчур остро, адекватные люди обычно чувствуют неправоту и оказываются в моральных тисках: пойти на мировую мешает самолюбие, доводить конфликт до конца мешает понимание, что все это чересчур тупо и не стоит того. Поэтому педаль в пол и лавировать по рядам.

Кстати, для меня даже более сильным провокатором высказаться за гранью фола является виснущий и тормозящий компьютер. Хорошо подзуживают мелкие неприятности, вроде упавшего по закону бутерброда смартфона (дисплеем вниз) или когда коленкой об косяк. По-настоящему сложные ситуации вызывают меньше экспрессии, приходит понимание ничтожности мата. С его помощью можно рассеять досаду — сожаление о том, что можно исправить. Но против серьезных бед он бессилен.

Ну и, наконец, вернемся к цитате Вадима Михайлина. Многие матерятся за рулем, потому что так принято. Лидеры водительских мнений, от дальнобойщиков до владельцев машин, сеющих классовую ненависть, позволяют себе крепкое словцо. А начинается все еще раньше — с инструктора. Мой, например, матерился, как пастух. Тоже считал, что скотина по-другому не понимает. Устойчивые выражения, типа «куда ты б.. с.. лезешь, овца е..» записываются на подкорку вместе с алгоритмом отпускания сцепления.

Последнее время материться в машине я стал реже. Причины очевидны — меньше стал торопиться, медленнее ездить. Справедливо и то, что большая часть мата в автомобиле обращена к самому себе.

А в целом мое отношение к мату толерантное. Меня он не оскорбляет, если целью не является оскорбление и если словечки употребляются в гармонии с ситуацией и типажом оратора. А оскорбить можно и без мата, и даже похлеще. Так что с матом — как с оружием. Кто-то убивает, кто-то бездарно палит, кто-то возводит в ранг искусства. Был на «военке» полковник Тихонравов — жаль, такое нельзя ни запомнить, ни записать, ни воспроизвести. Ни намека на оскорбление — только художественный незамутненный злобой поток подзаборных забористостей.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 1112 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: вождение | Рейтинг: 5.0/5


Всего комментариев: 18
1 Cиплый   [Материал]


Без обид!

2 Black-n-White   [Материал]
Пару раз случались курьёзные ситуации с матом в машине. Я обычно по телефону разговариваю через блютус-гарнитуру, поэтому бывает так, что пытаешься дозвониться как бы на автомате, просто нажимая кнопку на ухе. И ещё бывает так, что в тот момент, когда я наконец дозвонился, кто-то из соседей по потоку становится резко неправ по отношению ко мне, а вся моя бурная реакция обрушивается на ничего не подозревающего собеседника, который в этот момент взял трубку. Например, на жену.
Вообще я для себя выделяю случаи и ситуации, когда мат недопустим: при детях, в женском обществе и т. д. Поэтому когда мат все-таки допустим, он у меня порой приобретает особо концентрированные формы))

4 antonio1985   [Материал]
Такая же фигня. Полностью описана моя точка зрения, даже добавить нечего:)

11 Black-n-White   [Материал]
А в целом к мату нормально отношусь. Просто это лексика не для всех и не в любой ситуации.

3 Paragon   [Материал]
"Совокупленье падших женщин,"-
Бледнея, тихо прошептал
Интеллегентнейший Аркадий,
По пальцу стукнув молотком.

5 antonio1985   [Материал]
Я чего - то не могу аналогию подобрать, да еще такую, какую говоришь, когда молотком по пальцу...

0
6 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
А ты стукни молотком по пальцу, само получится smile

10 Black-n-White   [Материал]
На днях, выходя с дочкой из детского домика на детской площадке во дворе, основательно приложился головой об верхнюю часть дверного проема, который не рассчитан на взрослых дядь, даже таких небольших, как я. На детской площадке, естественно, дети с мамами, бабушками. Просто нечеловеческих усилий стоило выдавить из себя "ууух, как же больно" вместо того, что действительно хотел сказать)))

0
7 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Блин, а где комментарий человека, который никогда не матерится и нас осуждает? Что, нет таких?

9 HQ74   [Материал]
Я вырос в интелегентной семье, где никогда не слышал мата. Собственно и от всех родственников тоже. Поэтому материться в машине приходиться себя заставлять, дабы снять напряжение от некоторых лошопедов. Да и жена заставляет материться в машине. Чтобы не копить нервный стресс. Где то читал что это полезно. Пердически и нажираться полезно до свиняьего визга. А так в целом материться специально, когда знаешь и умеешь, но не от души, неинтересно. Ну и нецелесообразно.

8 PsKoT   [Материал]
Законы как всегда из серии "все насущные проблемы решены". Вспоминается Коту анекдот на тему когда на заводе мат запретили и производительность упала в 3 раза :-)

12 Партизан   [Материал]
Фу матершинники... а я то думал с интеллегентными людьми общаюсь. Мне стыдно. Как можно засирать свой язык этой похабщиной? Одумайтесь люди! Остановитесь пока не поздно!

13 Cиплый   [Материал]
Толсто!

14 Партизан   [Материал]

За статейку жирный плюс! Тема достойная холивара, как это было частенько раньше. Крайне жаль что совсем нет времени.....

По теме - мат, он как жгучий перец, не для каждого блюда подходит, и не на каждый день.

Совершенно не понимаю людей, кто матом не ругается, а разговаривает. Это тош самое что красные перец ложками есть постоянно вместо семак. Через день/два жечь перестанет. Схожие ощущения с тем, как люди на ходу пьют пиво, при чем почти постоянно. Как воздухом дышат. Ни вкуса в итоге, ни кайфа.

Мат, он как настоящая специя - в нужное время, для нужного блюда, в нужном месте. Вот именно тогда и вкусно и полезно, и колоритно выходит. 

С пивом та же аналогия - когда не пьешь его неделю/две и более, потом в жару хлебнешь холодненького дома или на даче - чувствуешь прилив сил, и расслабон, и блаженство.

Во всем, даже в мате, должна быть гармония и баланс.

16 PsKoT   [Материал]
Вот с перцем нормально вышло, а вот пиво зря затронул, товарищ :-)

А вот почитает истинный кореец мой камент, и в корне не согласится с Котейкой.   smile

И так можно почти под каждый продукт подвести. ну вот попробуй сам, заменить ежедневный рацион питания на 50% самым любимым своим продуктом. Хоть мороженка, хоть пельмени, хоть борщ или пиво. И так каждый день. Через неделю вкус к нему потеряешь. Через две недели ежедневного употребления блевать захочется.

А вот когда редко но метко - ФКУСНЯКА будет. Именно это имел ввиду.

18 Графиня-2   [Материал]
есть хорошее русское определение мата - сквернословие. емко и точно. считаю, что без мата можно и нужно жить.

когда "достают" за рулем, самое "крепкое" слово - корыто.
как-то так...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |