Фото autochel.ru
Недолго музыка играла: только-только приняты многострадальные поправки к закону об ОСАГО, как появились признаки недовольства автостраховщиков. В отдельных регионах снова возникают проблемы со свободной покупкой полисов, а компании говорят об убыточности страховки. Весной-летом ОСАГО станет дороже, и на это есть как минимум три причины.
Самая очевидная — изменившиеся курсы валют. Вообще случился довольно паскудный казус. Осень 2014 года с большим трудом была принята новая методика расчета ущерба, призванная исключить споры об адекватности выплат. Собственно, сама методика радикально не изменилась, а главное новшество — это гигантский массив информации из 40 млрд позиций о стоимости работ и запасных частей для всех популярных автомобилей России. Этот «прайс» весьма конкретен и выражен, естественно, в рублях. Но с октября цены на запчасти изменились и изменятся еще, поэтому принятая методика потеряла актуальность еще в новогодние праздники. Соответственно, пока ее не скорректируют, выплаты по ОСАГО будут все меньше соотноситься с реальными расходами на ремонт, а значит, лавинообразно увеличится количество судебных споров. А когда и если методику скорректируют, тарифы вырастут пропорционально.
Вторая причина — увеличение лимита выплат за ущерб здоровью со 160 до 500 тысяч рублей. Напомню, что осенью до 400 тысяч рублей выросли предельные выплаты за повреждения машины, в связи с чем впервые за 11 лет базовый тариф ОСАГО увеличили на 23-30%. Причем российский союз автостраховщиков обратился в Центробанк с просьбой поднять тариф еще на 28%, и это — еще без учета новых курсов валют. Центробанк пока проигнорировал просьбу, но в конце весны можно будет провести новую корректировку тарифов, так что... У кого лобби сильнее, тот и прав.
Наконец, страховщики активно раскручивают тему убыточности ОСАГО из-за «потребительских экстремистов». Так, по данным auto.mail.ru если в 2012 году лишь 7% клиентов обращались в суд, то в 2014 году — уже 14%. При этом средние выплаты без суда — 30 тысяч, через суд — 70 тысяч.
Я закавычил «потребительских экстремистов», потому что большинство из них не столько рвачи, сколько люди, недовольные выплатами, в чем виноваты усердные страховщики, динамившие людей по любым поводам. Понятно, что встречаются и откровенные сутяги, цель которых — не просто компенсировать ущерб, но получить и некую выгоду. Впрочем, что тут удивительного: ОСАГО компенсирует ущерб невиновной стороне, и вполне понятно, что человеку хочется выйти не только в ноль, но и получить некую плюшку за нервы и волокиту.
Что интересно, Челябинск с его ядреным территориальным коэффициентом (2.0, то есть как в Москве) все равно относится к убыточным регионам, и одна из причин, которую неофициально называют страховщики — невиданный разгул автоюристов. Кстати, уже не раз возникал вопрос о корректировке региональных коэффициентов, и тут Челябинск — первый в очереди на повышение.
Ситуация осложняется и тем, что недавно Верховный суд России разъяснил порядок решения споров между автовладельцами и страховыми компаниями, встав на сторону первых. В результате, страховым предписали оплачивать эвакуацию и хранение разбитой машины, повреждение объектов дорожной инфраструктуры, а кроме того, компенсировать утрату товарной стоимости. Страховщики немедленно отреагировали требованием рассмотреть экстренное увеличение тарифов.
Короче говоря, перемирие по ОСАГО оказалось недолгим. А суть проблемы вот в чем: к выполнению социальной функции стараются привлечь коммерческие организации, привыкшие к сверхдоходам, поэтому противоречие в самой сути вопроса. Общество интересует быстрое и щедрое ОСАГО, страховые интересует дорогое и прибыльное. Нахождению точки равновесия теперь будет мешать и финансовый кризис с его неопределенностью.
Но если поиграть в угадайку, я бы поставил на то, что к лету тарифы вырастут на 30-50%. Текущая стоимость ОСАГО — в таблице ниже.
Удобный калькулятор ОСАГО (цены актуальные)
Стоимость полиса ОСАГО в 2015 году для жителя Челябинска
Водитель
|
Автомобиль
|
Стоимость полиса ОСАГО*, руб.
|
Стаж >3 лет, возраст >22 лет, безаварийный стаж >10 лет
|
Ока (33 л.с.)
|
1.544
|
Стаж >3 лет, возраст >22 лет, безаварийный стаж >10 лет
|
Lada Priora (98 л.с.)
|
2.831
|
Стаж >3 лет, возраст >22 лет, в прошлом году была первая авария спустя шесть безаварийных лет
|
Lada Priora (98 л.с.)
|
5.096
|
Стаж >3 лет, возраст >22 лет, первое заключение договора
|
Lada Priora (98 л.с.)
|
5.663
|
Стаж <3 лет, возраст <22 лет,
Первое заключение договора
|
Lada Priora (98 л.с.)
|
10.193
|
Стаж >3 лет, возраст >22 лет,
Первое заключение договора
|
Ford Focus (115 л.с.)
|
6.178
|
Стаж <3 лет, возраст <22 лет,
Первое заключение договора
|
Ford Focus (115 л.с.)
|
11.120
|
Стаж <3 лет, возраст <22 лет
Две аварии в прошлом году
|
Ford Focus (115 л.с.)
|
15.340
|
Стаж >3 лет, возраст >22 лет, безаварийный стаж >10 лет
|
Skoda Octavia (152 л.с.)
|
4.118
|
Стаж <3 лет, возраст <22 лет
Три аварии в прошлом году
|
Skoda Octavia (152 л.с.)
|
15.340
|
Стаж <3 лет, возраст <22 лет
Три аварии в прошлом году, грубые нарушения
|
Skoda Octavia (152 л.с.)
|
25.740
|
* - указаны максимальные тарифы. Некоторые страховые могут продавать на 5% дешевле.
|