Трасса Moscow Raceway
обошлась в 4,5 млрд рублей. На эти деньги можно построить три многоуровневые развязки
и два разветвленных подземных перехода. Откатив 10%, можно прикупить 5 элитных особняков в хорошем районе
Москвы.
За три месяца со дня открытия трасса приняла уже три
соревнования международного уровня: этап Formula Renault, супербайка и чемпионата FIA GT1. Плюс – несколько национальных
соревнований. В строительстве трассы принимал участие Герман Тильке,
консультировал Дэвид Култхард, поэтому, насколько могу судить, она похожа на
европейские автодромы такого же уровня, вроде Доннигтон-Парка в Британии.
Каждый вторник трасса открыта для всех желающих, но прайс-лист
красноречиво подтверждает тезис, что автоспорт – это дорого, а в России –
непомерно дорого. Так, 4 сессии по 20
минут обойдутся в 14 тысяч рублей, для мотоциклов – в два раза дешевле. К этому
стоит добавить внушительные счета за топливо и особенно за шины, не считая
инвестиций в экипировку и, разумеется, сам автомобиль. Дополнительные расходы
могут возникнуть в результате серьезных аварий, и перед заездами нам (как и
любым другим участникам) принесли соглашение об ответственности за возможный
ущерб.
Для сравнения, один круг по знаменитой северной петле
Нюрбургринга обойдется в 26 евро, то есть примерно 1000 рублей, но эта петля
длиной 22 километра против 4 километров у Moscow Raceway. Умеренно подготовленный автомобилист пройдет петлю за 10
минут, то есть 20 минут по «Зеленому аду» обойдутся примерно в 2 раза дешевле,
чем на Подмосковной трассе.
Причины этого те же, почему на отдых на Уральских озерах будет
при прочих равных в разы дороже, чем в гораздо более цивилизованном отеле в
Турции. С одной стороны – сезонность, с другой российская сфера досуга
ориентируется на состоятельных клиентов, исповедуя принцип «пусть меньше, зато
толстосумы». Впрочем, в случае с Moscow Raceway стратегия понятна: в конце концов, нужно отбивать
огромные инвестиции, да и автоспортсмены-любители, в большинстве своем, люди
состоятельные, и могут потратить за сезон 100-200 тысяч рублей.
Думаю, если бы у нас появился Chelyabinsk Raceway с таким прайс-листом,
я бы не стал его клиентом, по крайней мере, не за свой счет. С другой стороны,
гоняя по трассе, я поймал себя на мысли, что увлеченным водителям даже без
гоночных амбиций очень не хватает подобного сооружения, чтобы выпускать пар и
потренировать водительские рефлексы, ржавеющие от обычной езды. Картодром «Молодежный»,
конечно, является определенной отдушиной, но скорости, конфигурация и уровень
безопасности не идут ни в какое сравнение с настоящей трассой. Опорная конструкция трибун
Moscow Raceway на сегодня, возможно, лучшая гоночная трасса в России (их
вообще немного), и стоимость проекта обуславливается в основном требованиями
международных соревнований: трибуны на 30 тысяч зрителей, обширные парковки,
сервис, боксы… Автодром любительского уровня, думаю, мог бы обойтись
существенно дешевле, что сделало бы цены
на билеты гораздо более привлекательными. Для коммерческого успеха одной
трассы, вероятно, недостаточно, так что стоило бы подумать о строительстве
комплекса с детским парком, картодромом, кафе, шиномонтажем, заправкой…
В Европе так и делают, приспосабливая под гоночные трассы бывшие
аэродромы или даже удачные сельские дороги. Но Европа другая: там велик
процент людей, для которых автоспорт не менее интересен, чем для россиян шопинг. У нас же
выгоднее поострить очередной (пятнадцатый в городе) суперкинотеатр, чем
гоночную трассу. Притом, что в пятнадцати залах этого кинотеатра с утра до
вечера будет идти репертуар, от которого сводит зубы у любого нормального
человека, успешно преодолевшего переходный возраст. Но это тренд.
Гоночная трасса нужна современному мегаполису не меньше, чем
мегамоллы. Иначе зачем в России вообще продаются машины с максимальной
скоростью 180+ км/час? Если уж ружью суждено выстрелить в последнем акте, пусть
оно стреляет в тире.
Я хоть и фанат «Формулы 1», но отчасти считаю проведение
российского этапа королевских автогонок затеей не очень нужной. Вернее, не стоящей
тех денег, которые на нее потратят. Россияне в массе своей не поймут ее и не
оценят, а расходы – колоссальные. Может быть, стоило пустить эти деньги на то,
чтобы в каждом городе-миллионнике появилось по нормальной гоночной трассе,
пусть без излишеств, но достаточно безопасной и интересной. Проводить на этих
автодромах любительские и национальные соревнования, приучать к идее спонсоров,
выращивать гонщиков, создавать шоу. Вот тогда, возможно, удалось бы заразить
россиян идеей автоспорта, и лишь после этого стоило бы показывать им «Формулу 1».
А так «Формула 1» для России – что египтянину лыжи.
Porsche 911 на Moscow Raceway
|