Блог Артёма Краснова
Суббота, 19.09.2020, 06:17

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2012 » Май » 2 » Неабстрактная экология
20:55
Неабстрактная экология


Мои худшие подозрения подтвердились.

Сегодня состоялся очередной этап проекта 74.ru по исследованию воздуха в автомобильных пробках, о подробных результатах которого я расскажу в отдельном материале на Chelyabinsk.ru (он выйдет сразу за исследованием качества воды – из семи проб, кстати, ни одна не пролезла в гигиенические нормы, но это отдельная тема). Что касается воздуха, то главный вывод такой: какую бы элитную квартиру в зеленом-призеленом районе вы не купили, в пробках вы дышите дерьмом.

Когда говорят о выбросах автомобилей, проблему рассматривают в масштабах всего мегаполиса, а то и планеты. Мол, заводы выбрасываются столько-то процентов, а машины – вот столько-то. И заводы это большое зло, а автомобили так, мелкая пакость.

Но я давно подозревал, что эти осредненные цифры не отражают истинного масштаба проблемы, ведь вы сидите на конкретной дороге в конкретном автомобиле и словно измерительный зонд попадает в очаги колоссальной концентрации вредных веществ, незаметные для статистики. Экологи потом поделят эти очаги на огромную массу воздуха мегаполиса и цифры будут относительно скромными, но вы-то вдыхаете их здесь и сейчас. Хоп – и три ПДК какой-нибудь гадости уже атакуют ваши альвеолы, спариваются с вашим гемоглобином, нагружают вашу печень…

Сегодня «Газель» Горэкоцентра стояла прямо у оживленной дороги и измеряла количество вредных веществ, который изрыгал в ее сторону умеренный автомобильный поток – пробку как таковую поймать не удалось. Послезавтра будем пытаться еще.

Не буду сейчас выдавать всех секретов, скажу лишь для затравки, что такой вредоносный газ, как СО (угарный газ) даже по среднему показателю за 20 минут измерения превысил ПДК, а мгновенные значения, которые никак не фиксировались, но были видны на мониторе, иной раз превышали ПДК в четыре раза. Проедет мимо неудачная «шестерка» или старый грузовик – и привет. Но если в нашем случае удушливый след со скоростью 3 метра в секунду разгонял холодный ветер, то в салоне автомобиля эта «пэдэка» может существовать гораздо дольше, ведь вы практически никак не ощутите присутствие угарного газа: он бесцветный и не имеет запаха. Он незаметно наберется в салон, а вы включите рециркуляцию, оставшись с ним наедине до полного выдыхания.

9:04 утра, Свердловский проспект

ПДК по угарному газу превышена в 2 с линшим раза, по выбросам NO - на четверть. Фоновые значения на порядок ниже, так что вся дрянь - суть, автомобильного генеза

Проблема была предсказуема. Пусть у нас есть современный автомобиль, который по-честному прошел техосмотр. Российские требования таковы, что объемная доля угарного газа СО в его отработавших газах не должна превышать 0,5% на минимальных оборотах. Запомним эту цифру.

Предельно допустимая концентрация СО для жилых зон составляет 5 мг/куб. м, и если пересчитать ее по плотности СО (1,25 кг/куб.м) в проценты, получится 0,0004%. Таким образом, непосредственно у среза выхлопной трубы абсолютно исправного автомобиля содержание СО примерно в 1000 раз выше предельно допустимого для дыхания человека. Для машин старше 1981 года выпуска допустимые выбросы в 9 раз больше, так что вероятность получить «угарный шок» еще на порядок выше. А если учесть, что подавляющее большинство машин вообще не проходит техосмотр всерьез, о реальной экологичности остается только догадываться.

Конечно, мы не дышим прямо из выхлопной трубы, но нетрудно понять, что локальное превышение норм в несколько раз «внутри» автомобильного потока – это вполне вероятное событие. И если для старой машины выхлоп с объемным содержанием 4,5% СО является допустимым, то врачи утверждают, что его концентрация на уровне всего 0,1% в течение часа приведет к летальному исходу.

Рециркуляция воздуха внутри салона: видимо, в ней наше спасение. Выехали из дворов, выключайте забор воздуха с улицы, а если прохладно – врубайте кондиционер, чтобы не запотевали стекла. Теоретически 2-3 кубометров воздуха в автомобиле должно хватить на несколько часов спокойного дыхания для водителя и пассажира, плюс можно обновлять запас, отключая рециркуляцию на хорошо продуваемых участках дороги.

Впрочем, вряд ли можно отгородиться от проблемы заслонкой рециркуляции. Нет-нет, да и забудешь включить ее перед очередным Камазом, выхлоп которого не укладывается ни в одну норму даже визуально. Мы все равно ходим вдоль оживленных дорог, у кого-то на них выходят окна офисов или квартир, так что эти локальные превышения «пэдэка» все равно подтачивают наше здоровье постоянно.

Как это проявляется? Мы часто констатируем, что народ стал нервный, иммунитет у него – слабый, выносливости - никакой… Может быть, воздух вдоль дорог не единственная причина этих явлений, но мне сдается, что свой вклад в общее дело сокращения жизни он вносит.

К сожалению, газоанализаторы в салон легковушки просто так не установить

Вот главная причина, почему я надеюсь на появления электромобилей. Да, в среднем тепловая электростанция может выбрасывать не меньше вредных веществ, чем сумма автомобилей, которые она заместит в светлом будущем. Однако выхлоп ТЭЦ на порядок проще очистить (как и проще его контролировать), чем у миллионов автомобилей, принадлежащих частным лицам. Кроме того, ТЭЦ гораздо проще построить вне зоны массового обитания людей, тогда как автомобильный поток парадоксальным образом липнем именно к спальным районам и другим точкам интереса. Эта локальная автомобильная экология коварна тем, что от нее почти невозможно сбежать.

Но электромобили – это все же далекое будущее. Ближайшая перспектива: это переход России на нормы Евро 4 с 2013 года, если опять не перенесут. От нынешних норм они отличатся снижением выбросов СО с 2,3 до 1,0 г/км, NOх – с 0,15 до 0,08 г/км, углеводородов – с 0.2 до 0.1 г/км. В Евросоюзе эти нормы действовали с 2005 по 2009 года, сейчас у них в моде – Евро 5.

Впрочем, для России введение норм на новые автомобили – лишь полдела, поскольку экологическим балластом висит огромный парк старых машин, экологическое состояние которых практически никак не контролируется. Техосмотр, насколько могу судить, как был дырявым, так и остался, а процедуры контроля реальной экологичности автомобилей (например, с помощью рейдов) не предусмотрено.

Так что задержите пока дыхание. Лет этак на двадцать. А там видно будет.

ЗЫ: все еще считаете погоню за экологичностью автомобилей маркетинговой пустышкой?


Категория: На злобу дня | Просмотров: 1028 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Рейтинг: 5.0/3


Всего комментариев: 48
1 Cиплый   [Материал]
Интересное исследование...ждем продолжения...хотелось бы узнать на сколько различается среднее значение по СО с центре города и скажем в лесу за шершнями...какое количество в атмосфере бензопирена?

А мне вот еще что интересно.

На сколько газовое авто оборудование, более экологично в этом вопросе?

Ведь Ёбливцы, не зря с Газпромом эту тему катали на Автомобильном форуме в Питере. Рассматривали ее более глобально. Как то полная газификация транспорта (в том числе рассматривался вариант и старого транспорта), экологичность, относительная дешевизна добычи газа.....ну и многое другое.

3 Графиня   [Материал]
В деревню, к тетке, в глушь...

4 PsKoT   [Материал]
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих! Всем на лисапеды в летнее время biggrin

16 YurySS   [Материал]
Велосипедист в автомобильном потоке хапнет гораздо больше яда, ага.

25 PsKoT   [Материал]
Эм... еще раз - ВСЕМ!

5 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
А у тебя есть другой рецепт, как разрубить замкнутный круг?
Нет начального капитала, поэтому не начинаю дело. Не начну дело, не появится капитала. И по этому кругу можно ходить до бесконечности.
Если заметил, количество дряхлых камазов, равно как и ветхих автобусов начало падать. Понятно, что процесс не быстрый, но что ты предлагаешь в качестве альтернативы? Констатировать "это все маркетинг" и пересесть на карбюраторные машины под 72-ой бензин?
Вчера опыт был показательный: когда мимо проехал 300-сильный BMW X5, датчики его не почувствовали. Зато ПДК была превышена, когда рядом оказалась старая "шестерка". Без балды.

7 Paragon   [Материал]
Всё-таки разница в цене упомянутых шохи и Х5 - на два порядка. Самый эффективный способ борьбы за экологию - улучшить благосостояние народа, чтобы автохлам естественным образом отправился на помойку. Но очевидно, что в ближайшие десятилетия этого ожидать не приходится.

А твой рецепт какой?

9 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Само по себе улучшение благосостояние народа не приведет к автоматчиескому росту экологичности автопарка, если нормы будут разрешать любые машины без ограничений. В чем мотивация человека садится на более дорогую и "тупящую" машину, зато с хорошими показателями выброса? Человек эгоистичен, и рассуждает так: "одна моя машина много вреда не принесет". Это вроде призыва "не давайте взяток", все умом понимают, что так и надо, но как доходит до жареного дела, тут уже не до общечеловеческих ценностей.

Так что путь один - жесткие нормы, жесткий техосмотр и экологические налоги.

14 Paragon   [Материал]
Да полноте, никто в здравом уме не купит Жигули, имея возможность без надрыва купить БМВ.

Ну, тут ты уже сферического коня в вакууме обсуждаешь )))
Сравнивать надо сравнимое. Или в твоей утопии вся страна от последнего слесаря получает возможность "без надрыва купить 300-сильный БМВ Х5"? Ню-ню.
Если будет возможность за одну сумму купить автомобиль под Евро 5 с ватной педалью газа, или на 50 л.с. более мощный под Евро 0, то многие склонятся ко второму варианту. 149 л.с. или 99 л.с. - а? Причем, более мощный авто, возможно, будет еще и дешевле, ведь у него не будет сложного трехкомпонентного нейтрализатора, а в случае с дизелем - бачка с мочевиной ))))

17 Paragon   [Материал]
Ты сам не так давно писал, что по сравнению с недавним прошлым машины становятся доступнее. И "бюджетные иномарки" неумолимо выдавливают с улиц древние вёдра с гайками. Без всяких законодательных принуждений, смею заметить.

Я не отрицаю жёсткие экологические нормы и налоги. Но не надо бежать впереди паровоза, законы не должны уходить в отрыв от экономической реальности.

Quote
Без всяких законодательных принуждений, смею заметить.


Миш, ты че, не в теме? biggrin
А как же действующие в России нормы Евро 3, которые скоро станут Евро 4?
Это именно после введения норм Евро 2 АвтоВАЗ отказался от карбюраторных моторов, и умерла "Ока", не нашедшая впрысковой замены своей "двушке". Это введение Евро 3 сделало трехкомпонентный нейтрализатор обязательным оборудованием для всех машин, продаваемых в России.
Экологические нормы уже вовсю работают, и не только для премиум-сегмента, но даже для самого скромного лоу-кост. Потому даже "Гранта" готова к выполнению Евро 4.

19 Paragon   [Материал]
Давай прям щас запретим эксплуатировать машины ниже Евро 5. На улицах станет чисто, свежо и просторно.

20 Paragon   [Материал]
Неточно выразился насчёт законодательных принуждений. Если у человека есть финансовая возможность купить приличную машину, он не будет покупать Жигули. При этом не надо ему грозить страшными налогами и штрафами - он сам с удовольствием купит более экологичный автомобиль.

Я еще раз говорю: если не будет норм, более экологичный автомобиль не выдержит конкуренции по отношению к более дешевому и мощному "неэкологичному". Экология дается большой кровью для производителей, это ради нее пришлось выдумывать сложные движки с прямым впрыском топлива и двойным турбонаддувом. Те же показатели можно достичь гораздо более дешевыми способами, если забить на экологию.

22 Paragon   [Материал]
Почему тогда продажи бюджетных иномарок бурно растут, а продажи жигулей потихоньку падают?

Не уловил связи. По-твоему, продажи жигулей падают из-за экологических показателей? Так они точно такие же, как у бюджетных ино, нормы то одни и те же. Жигули в конце жизненного цикла выдавали те же Евро 3, что и Солярисы.

Да и покупатели об экологии думали в последнюю очередь, тем паче, при покупке лоу-костов.

Продажи "Жигулей" провалились ровно потому, что их сняли с производства на АвтоВАЗе, сменив на Гранту.

24 Paragon   [Материал]
Я к тому, что новые машины всяко экологичнее, чем старые (спасибо ужесточающимся нормам). И те, кто ездит на старых вонючих вёдрах, в большинстве своём делают этот вовсе не из идеологической зловредности. Они бы и рады купить новую машину (с экологичностью в нагрузку), но для них это непозволительно дорого. Единственный способ убрать их с дорог - тупо запретить ездить, пусть ходят пешком.

40 Партизан   [Материал]
Одобрямс smile

6 Anonymous   [Материал]
>> Сегодня «Газель» Горэкоцентра стояла прямо у оживленной дороги и измеряла количество вредных веществ, который изрыгал в ее сторону умеренный автомобильный поток – пробку как таковую поймать не удалось. Послезавтра будем пытаться еще.

А где стояли? Второй день на Свердловском\Победы пробки с утра в районе 8.15-8.45. из-за раскопок на перекрестке.

8 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Да, вот эту пробку мы упустили, теперь только завтра поедем (если там еще не закопают) или в другое место искать.

Мы стояли чуть раньше, не знали о таком катаклизме.

11 Anonymous   [Материал]
Сегодня утром все еще раскопки велись.

26 PsKoT   [Материал]
Не закопают - там динозавра ищут biggrin И судя по тому, что Кот заметил перекочевавшие вагончики для жилья и биотуалет - раскопки быстро не кончатся sad

Кстати, на сайте 74.ru работает экологический "барометр"

http://chelyabinsk.ru/ecology/pollution.html

Весьма интересная штука, например, по показателю формальдегид. В большинстве районов - колоссальное превышение по этому показателю за последние три недели апреля. До 5 ПДК встречается.

12 Anonymous   [Материал]
А в других городах, где есть филиалы "ИГ 74", таких замеров не ведут? Интересно было бы почитать для сравнения.

Не знаю, проект "Экология" - сугубо челябинский.

27 Jo   [Материал]
Решение: жить рядом с работой.

28 odin   [Материал]
А на сайте экоцентра почему-то нет ни одного превышения ПДК?!! НИ ОДНОГО dry По крайней мере я не нашёл

29 Графиня   [Материал]
Сотрудники лаборатории биоиндикации Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского нашли универсальный показатель для всех живых организмов - показатель асимметрии. Оптимально развивающийся организм в соответствии со своей генетической программой симметричен. Если экологические условия нарушаются, то нарушается и симметрия. Объектом исследования стал лист березы.

Представьте обыкновенный березовый лист, который вы сложили пополам. Такого, чтобы края листа точно сошлись вместе и были идентичны друг другу, встретить практически невозможно, особенно на территории города. Там, где асимметрия березовых листьев наиболее выражена, окружающая среда явно неблагополучна. Используя этот природный барометр, вы легко можете оценить экологические условия любой местности. И, конечно, собирая лист березы для фитосборов, обращайте внимание на асимметрию листьев: если она ярко выражена, значит, обойдите этот район стороной.

А вот морды у людей тоже, извиняюсь, несимметричны. Даже у тех особей, что выращены как растения мимозы в ботаническом саду. Как сей факт объясняют сотрудники лаборатории биоиндикации?

Специалисты по автомобильному дизайну знают, что симметричный объект редко бывает подлинно красивым. Иногда автомобили стараются делать ассиметричными ради усиления визуального эффекта.

32 VinzVS   [Материал]
В торговле этот метод тоже применяется и очень хорошо работает (ассиметрия).

33 PsKoT   [Материал]
Луи Пастер обнаружил, что химические процессы в живых организмах не обладают зеркальной симметрией: в них доминируют либо левые молекулы, либо правые. Он стал рассматривать зеркальную асимметрию как самое яркое различие между живой и неживой материей, и в конечном итоге провозгласил ее основопологающим принципом природы, значение которого выходит далеко за рамки химии живого вещества. “Жизнь" каковой она предстает перед нами, — писал Пастер, — является функцией асимметрии Вселенной и следствий этого факта” Позже Пастер во Французской академии наук высказал великую догадку: “L'univers est dissymetrique” (франц — Вселенная асимметрична). Догадка оказалась верной до такой степени, какой никто не мог представить, включая, возможно, и самого Пастера. Современная наука выяснила, что зеркальная симметрия часто отсутствует в природе: Вселенная является dissymetrique на всех уровнях — от субатомного до макроскопического Остается без ответа множество вопросов о причинах этой асимметрии, но в последние десятилетия стало проясняться, каким образом зеркальная асимметрия на одном уровне может породить зеркальную асимметрию на другом. Слабые взаимодействия элементарных частиц приводят к киральности атомов и молекул, однако неизвестно, проявляются ли эти свойства на уровне растений или животных. Например, зеркальная асимметрия раковин улиток не кажется связанной каким бы то ни было образом с гомокиральностью их белков или ДНК — потомки ули-ток-“левшей” могут быть “правша-ми”. С ответами на вопросы о киральности “человека и улиток, королей и капусты” придется подождать до дальнейших откровений эволюционной биологии.
Небольшой экскурс по симметрии и асимметрии - просто Коту интересным показалось biggrin

31 Графиня   [Материал]
В биологии под асимметрией понимается нарушение или отсутствие закономерности пространственного расположения, формы или функционирования сходных частей у животных или растений.

В искусстве же асимметрия придаёт динамику, разнообразие, вносит элементы непринуждённости, естественной случайности. непохожести.

Как то так...

Померили содержание вредных выбросов в пробке на Свердловском проспекте (от Островского до пр. Победы) - приличное превышение по СО и NO (окислы азота).
Теперь вот возникло острое желание измерить прямо в салоне автомобиля, договариваемся с лабораторией. Горэкоцентр наотрез отказался в салоне автомобиля измерять.

35 Paragon   [Материал]
По какой причине отказались?

Да пипец, формалисты
Я говорю - давайте возъмем газоанализатор, поставим в салон машины и проедем пробку с включенной системой вентиляции.
Нельзя. Почему? Прибор не предназначен для измерений на рабочем месте (а салон машины - это рабочее место). Там другие ПДК и прочие параметры.
Я говорю: мы же не ПДК будет устанавливать, а реальные значения. Если они попадают в диапазон измерений прибора, то с установленной точностью мы их померяем, а как интерпретировать данные и с чем сравнивать - отдельный вопрос.
Ну тут началось куча бредовых домыслов, что у обочины и внутри пробки ничем не отличается, что сотрудники будут подвергаться излишней опасности, что лабораторию лишат лицензии и так далее.
Короче, ищем других.

37 Paragon   [Материал]
Нипанятна...

Я давно уже понял, что подобным организациям не так важно понять, вредно или не вредно, главное, удовлетворяет гостам или нет. Нет госта (СанПина, ГНа) - нет проблемы.

39 odin   [Материал]
я же говорю - излазил весь сайт экоцентра и во всех показателях по всем датам и точкам измерения НИГДЕ НЕТ превышения ПДК у них wink Может плохо искал... посмотрите тоже

41 Графиня   [Материал]
Ах...ть!
С другой стороны они правы. Они выполняют правила, а это, если что, может сберечь время, деньги и нервы.

42 Партизан   [Материал]
Пост 41 предназнчался посту 10.

43 odin   [Материал]
smile У меня тоже постоянно проблемы с пониманием кто кому ответил, когда лесенка больше экрана. А так - норм, понятно biggrin

44 Партизан   [Материал]
Да и еще, у меня много транспорта всякого побывало, но вот вопрос экологии при приобретении этого трансорта, не разу ни поднимался. Это не то что бы я противник чистого воздух и мне на все по хуй, но как-то практичность и цена перекрывают все. Думаю такая же фигня у большинства.

45 odin   [Материал]
Аналогично. Но косвенно всё-таки думаем, когда принимаем в расчёт расход топлива.

Но это сугубо из меркантильных соображений ))

48 odin   [Материал]
естественно,но всё же

47 Партизан   [Материал]

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |