Случайно наткнулся на это видео: почти ничего не происходит, но затягивает, как хорошо поставленный танец. Если нет времени смотреть целиком, гляньте с момент 6:50.
Это один из самых известных гусеничных вездеходов в мире, который в простонародье называют «Лось», а официально – Bv206. Разработка шведской компании Haegglunds середины 70-х для местной армии оказалась настолько удачной, что выпускалась десятки лет и служит для разных целей (в том числе мирных) в натовских странах. «Лосей» уважают и в России, покупая машины, снятые с консервации.
Личиком «Лось» напоминает глуповатого жука, но не стоит его недооценивать. Хотя «Лось» отнюдь не первооткрыватель класса сочлененных вездеходов, надежность и проработанность конструкции сделали его почти легендой.
Прицеп, который «Лось» тащит за собой – никакой не прицеп, а его круп, если хотите. Две части вездехода соединены гидравлической системой, которая может «ломать» машину при поворотах. Это существенно упрощает конструкцию ходовой части, потому что сочлененный аппарат поворачивает не как танк за счет разности скоростей гусениц, а благодаря изгибу туловища. Органы управления при этом абсолютно привычные для автомобилистов: руль, селектор автомата и две педали.
«Лось» полноприводный в самом широком смысле этого слова, потому что привод осуществляется на каждую из четырех гусениц, причем везде жестко, без дифференциалов. Добавьте к этому способность его кузова не только изгибаться в горизонтальной плоскости, но и артикулировать на сложном рельефе, что хорошо видно в ролике. В результате, даже на переменчивом грунте «Лось» всегда изогнут так, чтобы хотя бы пара гусениц прилегала к земле, а бездифференциальный привод обеспечивает на «заземленных» траках максимум тяги. Он может тянуть только передней частью в начале склона, а затем толкать только задней, когда передняя уже повисла в воздухе.
За счет широких резиновых гусениц, усиленных кевларовым кордом, «Лось» обеспечивает низкое давление на грунт: порядка 12-14 кПа – это, конечно, побольше, чем у лыжника, но меньше, чем у идущего человека.
При кажущейся миниатюрности «Лося» он весит более 4 тонн и может брать на борт 17 человек или более 2 тонн груза. Для досуговых целей его используют путешественники и охотники, а объем кузова вполне позволяет обустроить внутри жилой отсек на пару мест со всему удобствами, которые мыслимы в глуши.
Наружные панели кузова полностью пластиковые, рама, естественно, металлическая. Двигатель расположен в передней части между водителем и пассажиром. В основном «Лоси» комплектовались «фордовским» V6 в 136 л.с. или «мерсовским» дизелем такой же мощности. Пятиступенчатый автомат – тоже от «Мерседеса», а есть еще раздаточная коробка с понижающей передачей.
Пластиковый кузов нужен в том числе для снижения массы, потому что «Лось» умеет плавать, правда, не быстро. Скорости порядка 4 км/час достаточно, чтобы форсировать реку.
Пожалуй, главная проблема «Лося», как вездехода – низкая маневренность в стесненных условиях. На нем ездят по снежной целине, болотам или разреженному лесу, но в тесные тупики его лучше не загонять: при семиметровой длине развернуть такой аппарат в просеке чуть больше его ширины невозможно.
При наличии соответствующей суммы купить «Лося» в целом несложно: его продают как частники, так и специализированные фирмы (например). Цена, естественно, зависит от конкретной машины, но сегодня, думаю, стоит ориентироваться на суммы от 2 млн рублей. Впрочем, по соотношению проходимость-цена он все равно побьет любой колесный "жып".
Вот за этот симпатичный аппарат на Avito.ru просят 2,799 млн рублей
Для обычных автомобилистов такие моторизованные гусеницы выглядят экзотикой, но "Лось" отнюдь не одинок. Существует огромное количество сравнимых с ним колесных и гусеничных вездеходов, в том числе российского производства, например, «Петрович», «Шаман», «Витязь» или курганские спецмашины. Однако «Лось» является этакой нестареющей классикой, вроде оригинальных Jeep или Land Rover, которые помимо технической начинки привлекают людей своей грубой харизмой.
Вот такой я бы протестировал. Для полноты ощущений взять бы его хотя бы на два-три дня с опытным механиком-водителем ))) Размечтался.