Давно собирался дотошно посчитать, не выгоднее ли такси, чем личный автомобиль? Я уже проводил подобный расчет для маршрутного транспорта, но автобус — это все-таки дауншифтинг, а хорошее такси в чем-то даже комфортнее личного авто.
Исходные условия я принял такие: каждый будний день ездим на работу на расстояние 7 км. В выходные выбираемся в гости или парк в черте города — два раза в неделю. Раз в месяц катаемся по межгороду в радиусе 120 км (скажем, в Миасс).
Я посчитал расходы для двух типов личных авто: бюджетного нового ценой 350 тысяч рублей (пусть будет Lada Granta) и среднеценового за 700 тысяч рублей (типа Citroen C4, Ford Focus или Volkswagen Golf). Такси тоже взял две разновидности: подешевле (частники) и полноценное.
Понятно, что цифры условные — у каждого своя ситуация, и насчет каждого параметра можно спорить. Но меня интересует даже не точное значение, а порядок величин.
Расходы на автомобиль, ежегодные, руб.
Статья расходов
Авто за 350 тысяч рублей
Авто за 700 тысяч рублей
Топливо (пробег — 11 тысяч км, цена топлива — 33 рубля, расход — 10 л/100 км)
36.360
Стоянка (1500 р. в месяц)
18.000
Техобслуживание
5.000
10.000
Шиномонтаж
1.500
2000
ОСАГО
3.500
4.500
КАСКО
Отсутствует
40.000
Потеря стоимости (в первые годы)
30.000
80.000
Мойка
1.200
1.800
Прочие (скребки, омывайка и т.п.)
2.000
3.000
Транспортный налог
750
2500
Итого
96.810
198.160
В данном расчете я беру пробег, рассчитанный исходя из указанных выше условий. Понятно, что имея машину, иной раз мы можем совершить необязательный вояж. Но я не рассматриваю поездки в Сочи или Владивосток на машине: в конце концов, необходимость личного авто для подобных турне вообще очень спорна — иной раз самолет будет оптимальнее по соотношению цена/время/риски. Короче, я учитываю необходимый минимум поездок, чтобы условия были сравнимыми.
Расходы на такси, ежегодные, руб.
Расходы
Бюджетное такси (диспетчерская служба)
Полноценное такси (со своим автопарком)
Ежедневные поездки (цена х туда-обратно х количество дней)
120х2х250= 60.000
180х2х250=90.000
Поездки в выходные (цена х туда-обратно х количество дней)
160х2х100=32.000
220х2х100=44.000
Поездки по межгороду (цена километра х количество километров х количество поездок)
8 х 240 х 12 = 23.000
12 х 240 х 12=34.560
Итого
115.000
168.560
Мой грубый расчет показывает, что расходы на автомобиль и такси плюс-минус сравнимы. Тут сразу нужно признать, что я выбрал график не самого мобильного гражданина России, и если у кого-то работа связана с постоянными разъездами, вопрос о такси в принципе не стоит. Чем дешевле машину мы берем, чем меньше о ней заботимся и чем дальше ездим, тем больше экономическая эффективность личного авто.
Помимо цены, конечно, всех волнует удобство. В таблице ниже я собрал плюсы и минусы поездок на такси безотносительно стоимости удовольствия.
Плюсы и минусы такси
Плюсы
Минусы
Подается к подъезду
Зимой не нужно греть салон и отскребать лед
Можно ездить пьяным
В поездке можно заниматься своими делами или спать
Минимум хлопот, связанных с содержанием машины
Минимум нервотрепки из-за ДТП или серьезных поломок
Можно эффективно сочетать с поездками на общественном транспорте, пешим ходом или велосипедом
Нет проблем с парковкой
Требует большие организационных усилий: спланировать день, позвонить заранее, дождаться
Больше рисков опоздать
Возможные проблемы с вызовом в тяжелых погодных условиях (сильный мороз, внезапный снегопад)
Сложнее поездки с детьми (детское кресло)
Есть риск нарваться на неадекватного водителя или неисправную/убогую машину
Необходимо терпеть присутствие кого-то еще в салоне
Ограниченные возможности спонтанных поездок, особенно на большие расстояния
Не так престижно/интересно
Как я вижу, почти все отмеченные минусы такси (кроме последнего) — это не минусы вида транспорта, как такового, а проблемы местных операторов. Если представить некую цивилизованную службу, которая к тому же ценит постоянных клиентов, почти все минусы можно свести на нет. В конце концов, и личный автомобиль может сломаться в дороге или застрять на стоянке в снегопад.
Этот небольшой анализ подводит меня к мысли, что такси, в принципе, могло бы стать альтернативой личному автомобилю. Правда, чтобы превратиться из средства для экстренных случаев в каждодневный транспорт, такси должно эволюционировать. Скажем, должны появиться операторы со своим автопарком из одинаковых машин. Должен быть контроль водителей. Должна быть удобная система заказа такси и оплаты (например, посредством электронного приложения — они существуют). Возможно, нужны такси на аглицкий манер с отдельным пассажирским салоном, где ты почти не видишь водителя. Тогда, глядишь, кто-то и доверил бы им свою жизнь в рутинных разъездах.
Nissan NV200 - один из любимых автомобилей для такси в крупных мегаполисах, вроде Лондона или Нью-Йорка.
Но мои расчеты работают, если человек в принципе отказался от покупки личного авто в пользу такси. Но какой авторитет должны набрать такси для этого? И не будет ли такое такси многократно дороже полуофициальных услуг, которыми мы пользуется сейчас? А если своя машина есть, то оплачивать ее простой на стоянке вроде как совсем глупо.
Я вовсе не призываю всех продать машину и кинуться в объятья таксистов. Но в принципе эффективная служба такси может быть одним из способов сдерживая автомобилизации. Например, хорошее такси вместо второго автомобиля для семьи — чем не вариант?
Артём, спасибо за калькуляцию, давно хотел подсчитать, да самому лень "Одна семья - один автомобиль" - идея хорошая, но ожидать сознательности от граждан - дохлый номер. Запретить законодательно - разведутся, но всё равно купят, кому надо. Менталитет у нас такой, чтоб "как у всех". В сад, в лес, на рыбалку тоже на такси не поедешь. К тому же любой "чайник" уверен, что уж он то ездит лучше любого таксиста. И главное: даже если нашему человеку сто раз прочитать эту статью, он всё равно предпочтёт купить машину, а не платить за такси. Его жаба задушит - отдавать такие деньжищи чужому дядьке! Меня бы точно задушила .
Ещё одна мысль посетила: покупаешь второй/третий/и т.д. автомобиль - заплати пошлину в пользу безлошадных. Пусть таксисты возят их с ощутимой скидкой...
Надо к расходам еще добавить перевозки чего нить среднегабаритного. Что таксерики откажутся везти и придется вызывать газель. А там уже другие расценки. А на своем авто можно запихнуть и довезти. Или несколько ходок сделать. Если хочется экономить, то такси и общ. транспорт тут вне конкуренции. А если хочется комфорта то лучше на своем. И вообще, если такси и свое авто более меннее сравнимы, то зачем отдавать деньги таксерику, когда можно ездить на своем.
П,С,: Странно, никак не мог добавить поначалу комент . Писал форум что неправильный код безопасности.
Что таксерики откажутся везти и придется вызывать газель. А там уже другие расценки.
Я когда переезжал, вызывал Газель, получалось в районе 600 рублей, но это часа два работы, три-четыре ходки. Учитывая, что телики или холодильники не каждый день покупаешь, вроде как и не в напряг. Вот другое дело, что на машине можно по пути заехать в магазин, а с такси уже так не пройдет
Я не про переезд. Всетаки это нечасто. Мне просто приходится возить всяую хрень которая на грани влезания в пыжик (в т.ч. и по причине ремонта в квартире). На газельке каждый раз разоришься.
И вообще, если такси и свое авто более меннее сравнимы, то зачем отдавать деньги таксерику, когда можно ездить на своем.
Я в общем и не призываю. Просто интересно было посчитать. Смысл даже в другом: все считают, что такси - это довольно дорогое удовольствие, а своя машина это "ну почти бесплатно". Чисто интуитивно кажется, что на такси гораздо дороже. Но получается, что в принципе нет.
Читал и все время примеривал на себя - альтернатива такси второму автомобилю. Совсем без машины - никак. Кроме чувства свободы и кайфа от вождения, разъездного характера работы, мелкогабаритного груза, частных пригородных поездок, трэша с ожиданием такси, самое главное - садик, школа и работа моя и супруги не совсем по пути. Тут даже дело не в километраже, а в двух коротких и одной большой остановке (садик), что значительно увеличивает стоимость поездки. Да и если все остальное решаемо или не столь критично, то малой без автокресла и отсутствие ремня для старшего в большинстве такси - принципиальны.
Ну да, согласен. Я некий условный расчет сделал для человека, не слишком обремененного, а вообще машина удобнее. Просто когда вот так все разложишь, то становится понятно, что машина в месяц обходится в 10-15 тысяч
Артем, а самую главную трату то забыл добавить. машину еще купить надо. это тоже расходы. )) пусть даже 10 лет ездить на машине будешь, 350 тыщ дели на 10 лет, уже по 35 тыщ на каждый год добавляй. года 3-5 пройдут, там и запчасти уже пойдут. короче машина это сплошные расходы. сильно хорошо живем просто, вот на машинах и ездим. ))
Артём, стоит в расчёты также включать упущенные возможности из-за "заморозки" денег. То есть, покупая автомобиль не за 350, а за 700т., человек "замораживает" лишние 350т. А если эта сумма лежит в банке, ежегодно она будет приносить, допустим, 10%. То есть, 35т. ежегодных убытков от более дорогого автомобиля. Таким образом, потеря товарной стоимости должна прибавляться к потерям от заморозки денег, итоговая стоимость владения автомобилем значительно вырастет.
Да, согласен, можно тоже добавить. Хотя это уже в расчете на финансово грамотное население, я думаю, у нас не все на такое пойдут ))) Скорее, в матрасе будут хранить
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]