Мне понравилась вот эта фотография с презентации нового представителя
Lamborghini в России. Сразу видно – мероприятие пафосное. В кадре биллионер, рядом
– Стефан Винкельман, слева – оранжевый нос 700-сильного «Авендатора», на
заднике - логотип Lamborghini…
И чумазые следы на полу, как в школьном коридоре, когда в весеннюю распутицу полкласса
забыли принести вторую обувь. Все верно: раз представительство в России, должен
быть национальный колорит. Икра в тазиках – это, извините, ненатурально, не
созвучно эпохе.
А так символично, ведь продажа элитных марок в России
действительно несет местный отпечаток.
Бремя представлять Lamborghini взвалил на себя холдинг Burevestnik Group, основная специализация
которого – роскошные яхты, а помимо них – автомобили Aston Martin. Так уж повелось в
России, что в словосочетании «элитные автомобили» доминирует слово «элитные»,
поэтому топовые марки представляют у нас не автомобильные холдинги, а компании,
отвечающие за предметы роскоши.
Логика понятна: среди клиентов «Буревестника» уже полно тех,
кто может взять «Авендатор» на сдачу от яхты, тогда как необработанный клиент с
улицы впадет в кому от ценника 19 млн рублей. Я тут прикинул, что если взять
такой в ипотеку сроком на 25 лет от одного банка с оранжевым логотипом, придется
отдавать по «Ладе Гранте» в месяц до 2037 года. Я полагаю, автокредит вышел бы дороже,
но проблема в том, что на такую машину не дадут автокредит, да и застраховать
ее по каско будет проблематично.
При этом спрос на подобные машины в России достаточно
стабилен. В прошлые годы Lamborghini
продавались у нас в темпах 9-10 автомобилей в год, но рекорд был поставлен в
2007 году, когда продажи составили невероятные 18 автомобилей. Я представляю
отчет маркетологов компании: «В минувшем месяце перевыполнение плана составило
100%: отделу продаж удалось реализовать два автомобиля».
Другая компания, Mercury, представляющая у нас Ferrari, Maserati
и Bentley - тоже не автомобильная. В основном
она занимается ювелиркой, часами и другими товарами не первого потребления. Ferrari на фоне «Ламбо» - марка
ходовая и продается в количестве 30-60 автомобилей в год. Поэтому, наверное,
год назад Mercury
решила отринуть Lamborghini,
и целый год итальянская компания зябко ожидала своего российского спасителя.
Теперь же Burevestnik Group
намеревается довести продажи до 30 «Ламбо» уже в 2013 году.
Намеревается, и доведет, ведь в России очередь на Lamborghini длиннее, чем на Renault Duster. «Француза» обещают
привезти в течение года, Lamborghini,
если позвоните сейчас, вам доставят в лучшем случае в конце 2013! Квоты на
элитные марки для России мизерные, ибо для производителей суперкаров
приоритетными являются рынки США, Китая, Германии, Великобритании, стран
Ближнего Востока, а Россия слишком специфична.
Сам факт, что у нас такие машины продают спецы по «высокому
жизненному штилю», вполне отражает менталитет российской клиентуры. Покупка
суперкара у нас сродни приобретению вазы династии Цин: и стоит безумно, и пить неудобно, зато, если верить рекламе, это круто,
это тренд, это вау. Продавать суперкары, опираясь на их технические
подробности, невозможно – российскому клиенту лучше внушить, что
его жизненный оргазм будет неполным без вот этой желтой бестии. Он купит ее и скажет: «Не, ну так-то реально
круто… Нормально так, да…»
Элитного потребительства хватает и на Западе, и тем более на
Востоке, но все же там есть истинные ценители мощных машин, для которых
гламурный блеск логотипа отступает на второй план перед интерактивностью
управления и звуком мотора V12.
Там есть люди, для которых покупка суперкара, как это ни странно, является выстраданной
и олицетворяет успешный путь к мечте. И главное, там есть, где на таких машинах ездить, пусть даже под страхом лишиться прав и заплатить штраф суммой в пол-Авендатора.
В России, подозреваю, 90% покупателей –
это классические толстосумы, которые узнают о марке из глянцевого журнала или
потому, что салон дилера находится бок о бок с каким-нибудь яхт-клубом. Они
покупают суперкар спонтанно и называют это умением брать от жизни все. Проблема
лишь в том, что в России с ее дорогами, отсутствием автодромов и гоночных школ,
суперкар является вещью в себе, которая похожа на собаку. Брали дом охранять, а на деле только
выгуливаем, кормим и подбираем какашки, но зато делаем это с та-а-аким лицом,
ибо родословная.
Если посмотреть на статистику продаж элитных машин в
России, то наши толстосумы – чуть ли не самые скромные в мире. За прошлый год россияне
купили 353 автомобиля марок Bentley,
Rolls-Royce, Ferrari, Maserati, Aston Martin, Maybach, Lotus, Spyker. Мало, товарищи, очень мало, ведь
в России 133 тысячи человек могут позволить себе любой Ferrari из ныне выпускаемых (данные Capgemini и
Merrill Lynch Global Wealth Managemen
о количестве долларовых миллионеров на середину 2011 года). Но они покупают
заряженные «Мерсы», двухсотые «Крузаки» и Porsche Touareg Cayenne. Наверное, исходят из соображений практичности.
Впрочем, статистика ведь не учитывает автопарки россиян за
пределами Родины, и есть подозрение, что наиболее контрастно наше экономическое
чудо проявляется там. Top-15 элитных автомобилей Челябинска
|