Несколько крамольных мыслей в порядке бреда. Чтобы снять с себя ответственность, скажу, что навел меня на них некто Андрей В. На тесте премиальной машины, базовая комплектация которой стоит 1,5 млн рублей, он ехал и зудел: «А датчик дождя есть? Нет? А у меня на «Фокусе» есть. А автоматический клапан бензобака? Нет? Пробка вместо него? А у меня клапан… А цветной экран? А разъем под флешку? А…» И так далее.
В конце концов, я в самом деле озаботился: а что такое современный премиум-сегмент? Ведь действительно чувствуешь себя слегка обманутым, если в люксовом автомобилей нет того, что есть даже в «Форд Фокус». Понятно, что любые опции доступны за доплату, но тогда разница в цене будет не двух-, а трехкратной.
В былые времена счастливые обладатели машин премиум-класса могли кичливо заявить, что у них есть АБС, кондиционер и четыре клапана на цилиндр, которые малолитражкам не доступны по статусу. А сегодня? Такое впечатление, что скоро Renault Logan будет оснащен не хуже, чем иные машины премиум-класса. А если взять какой-нибудь Kia Cee’d? Панорамные крыши, автоматические парковщики, руль с переменной обратной связью, камера заднего вида…
В общем, по уровню оснащенности премиум-сегмент уже мало отличается от обычных машин, причем иногда весьма недорогих. Есть еще оазисы премиум-опций – например, отделка натуральной кожей или автоматические круиз-контроли – но, во-первых, за них обычно нужно доплачивать, во-вторых, так ли они в принципе нужны?
Техническое совершенство? Премиум-машины, конечно, сложнее – скажем, передняя подвеска может быть не «МакФерсон», а многорычажка, а кузов - наполовину алюминиевым. Но я бы не сказал, что в обычных, негоночных режимах, Skoda Octavia едет намного хуже, чем машины премиум-сегмента даже с претензией на спортивность. В чем-то она едет лучше, и баланс «комфорт-управляемость» у нее как минимум на том же уровне. И «Октавия», пожалуй, не одинока. А по виброкомфорту Renault Fluence, сдается мне, уделает большинство машин, созданных для перевозки самых нежных задов.
Продуманность в мелочах? Опять же, не могу назваться преимущество премиум-класса сокрушительным. То есть совсем уж в мелочах он лучше: звук нажимания кнопочек, особая шершавость кожи, немного тут, немного там... Но с тем же успехом можно возразить, что пластик в непремиальных машинах стал весьма достойным, подделок под алюминий и шпон меньше, а мультимедийные системы лучше: дорогие машины нередко страдают нарочитым консерватизмом, который иногда уместен, иногда комичен.
Да что там: спроектированные под возможность установки больших моторов, премиальные машины зачастую уступают соразмерным «бюджетникам» в практичности: по количеству ниш и бардачков в салоне, пространству на задних сиденьях, объему багажника. Работа коробки передач, отзывчивость мотора, его звук, наконец – и тут, увы, я не могу признать однозначного лидерства дорогих машин.
Даже в области инноваций не всегда премиум-класс держит пальму первенства, как должно быть, по идее. Гибридный привод появился на непремиальной машине, турбодвигатели начали победное шествие с народных марок, преселективные автоматы – тоже. Премиум-класс, конечно, старается не отстать, внедряя сложные системы рулевого управления или активные подвески, но тут появляется другая проблема.
Надежность и долговечность когда-то была коньком дорогих машин, за что мы ценим и любим их предков. Но сегодня чрезмерная сложность конструкции играет злую шутку, и машина премиум-сегмента оказывается ощутимо более капризной и дорогой в эксплуатации, чем среднеценовая модель. Хотя, как я вижу, вложившись один раз в дорогую вещь, ожидаешь от нее неубиваемости.
Да не сложится впечатление, что премиум-класс – это чистый фейк. Если занять позицию сибарита, можно насобирать немало аргументов в пользу люкс-брендов: звучание аудиосистемы, качество звукоизоляции, толщина стекол… Большее разнообразие вариантов отделки… Обширный список опций… Масса двигателей на выбор… Наличие полного привода… Сила бренда, наконец.
Но сдается мне, что почувствовать и оценить эти отличия может лишь человек, испорченный комфортом и осознанием собственной исключительности. Несмотря на все усилия технарей, премиум-сегмент живет в изрядной степени за счет самогипноза владельцев. Если бы можно было обнулить их предубеждения и дать на пробу одинаково оснащенные машины - премиум-сегмента и обычную, - боюсь, выбор был бы не совсем однозначный.
Но конечно, речь идет именно о нашем с Андреем колхозном взгляде на вещи. И этот взгляд таков, что если вы не живете в элитном коттедже, не знаете отличия Veuve Clicqout от Le Pauillac de Chateau какого-то там дореволюционного года, не очень любите гламурные журналы и так далее, то особенной разницы между обычной машиной и премиальной не почувствуете (я не рассматриваю вариант с дешевой премиальной бэушкой, цена которой упала из-за транспортного налога или ломучести). Премиальный автомобиль должен быть продолжением премиального образа жизни во всех его проявлениях, иначе самогипноз превратится в самообман. Если вы сокрушались, что жизнь не дает вам заработать на первый авто премиум-класса, то бросьте кручиниться - объективных причин к этому нет. Ну, разве что рассматривать дорогую машину, как некий символ собственного успеха. Опять же - галимый субъективизм.
И я уже слышу, как владельцы премиальных машин возражают, что, мол, автору надо бы дорасти до уровня, когда он сможет отличить кожу с натуральным лицом от дешевой подделки или проникнуться историей марки, но я рассуждаю прагматично: если я могу быть вполне счастлив с относительно недорогой машиной, зачем мне накручивать себя и приучать к чему-то этакому, чтобы потом стать его рабом? Конечно, если я пять лет проезжу на машине, кресла которой регулируются электромоторчиком, я привыкну и посчитаю это нормой, но ведь объективно, ручные регулировки ничуть не хуже... А электропривод крышки багажника - и вовсе ерунда.
|