Немецкие страховщики из компании Transparo установили
автомобили предпочтения разных профессий, причем для русского глаза рейтинг
весьма забавный. Скажем, электрики любят Citroen, монтажники – Mazda, маляры – Opel и Ford.
При этом Ford
недолюбливают врачи, электрики почему-то кривятся от Renault, а маляры редко ездят на Mercedes-Benz.
Бренд
|
Популярен
|
Не популярен
|
Volkswagen
|
Инженеры, банкиры
|
Страховые агенты
|
Mercedes-Benz
|
Врачи, финансовые консультанты
|
Маляры, Продавцы
|
Mazda
|
Монтажники, банкиры
|
Архитекторы, ассистенты дантистов
|
Renault
|
Продавцы, клерки
|
Электрики
|
Toyota
|
Доктора, программисты
|
Экономисты
|
Ford
|
Маляры, монтажники
|
Врачи
|
Audi
|
Программисты, Бизнесмены
|
Продавцы, офисные ассистенты
|
Skoda
|
Инженеры, учителя
|
Дантисты
|
Fiat
|
Архитекторы, ассистенты дантистов
|
Банкиры
|
Citroen
|
Учителя, продавцы, электрики
|
Торговые представители
|
Peugeot
|
Продавцы
|
Электрики
|
Seat
|
Электрики, банкиры
|
Архитекторы
|
BMW
|
Врачи, финансовые консультанты
|
Клерки
|
Nissan
|
Клерки, продавцы
|
Экономисты
|
Opel
|
Маляры, продавцы
|
Архитекторы
|
Таблица с сайта motor.ru/
Помимо прочего видна разница в социальном устройстве у нас и у них. В
России ведь составление такого списка невозможно в принципе, потому что машина «пропорциональна»
доходу, а доход для отдельной взятой профессии может колебаться от нуля до
бесконечности. Скажем, учитель на окладе вряд ли вообще накопит на машину, тогда
как преподаватель коммерческой академии, который держит нос по ветру, позволит
себе и Mercedes-Benz. Ламинарное немецкое
общество может оперировать такими понятиями, как «дантист», но в России
необходимо уточнять: что за дантист? Где работает? Есть ли родственники с лапой?
В любом случае, наш рейтинг был бы похож на немецкий только одним пунктом –
наши маляры тоже редко ездят на «Мерседесах».
В остальном германцы удивляют: скажем, у них банкиры почему-то предпочитают Volkswagen, Mazda и Seat, хотя в России Volkswagen –
марка универсальная, Mazda – больше молодежная, Seat – неизвестная.
Российский рейтинг нужно составлять по-другому. Я бы
предложил такую схему.
Во-первых, машины у нас делятся не по маркам, а, скорее, по
ценовым группам, коих три: бюджетные, среднеценовые и люксовые. Для разных
классов планки могут смещаться, но в целом бюджетные – это до 550 тысяч, среднеценовые
– до 1,3 млн, все что выше – премиальные. Для подержанных машин можно смещать планку на одно деление.
Население же классифицируется не по профессиям, а по
источникам дохода: здесь тоже есть бюджетники, есть специалисты коммерческих организаций, есть наемные управленцы, есть собственники среднего и
крупного бизнеса и люди власти. Большой социальный класс, который раньше назывался пролетариатом, в нашей классификации попадает между бюджетниками и специалистами.
Схема получается на редкость простой.
|
Бюджетники
|
Специалисты
|
Управленцы
|
Собственники
|
Власть
|
Нет машины
|
+
|
|
|
|
|
Бюджетная
|
±
|
+
|
|
|
|
Среднеценовая
|
|
±
|
+
|
±
|
|
Люксовая
|
|
|
±
|
+
|
+
|
Примеры машин: бюджетные
– Lada, Logan, Solaris; среднеценовые
– Focus, Sportage, Camry; люксовые – E-klasse, LC200, Touareg.
Конечно, немецкий
рейтинг более увлекательный и конкретный. Но я не наблюдаю в России ярко выраженного пристрастия к отдельным маркам со стороны любых социальных
групп. Конечно, Renault
в среднем чаще покупают пожилые люди и таксисты, но лишь потому, что львиную
долю продаж Renault
обеспечивает «бюджетник» Logan/Sandero, который им по
карману. В России 60% мотивации к выбору автомобиля лежит в области личных
финансов, второй важный фактор – личные предпочтения, связанные с предыдущим
опытом и эффективностью рекламы (антирекламы).
Даже бандиты – люди кодекса и чести – в России ведут себя
неоднозначно: у них в чести был и Mitsubishi Pajero, и BMW X5, и Mercedes-Benz G-класса, а у современного окультуренного
бандита – Audi A8.
Кстати, в России заметна еще одна корреляция:
[Размер
автомобиля] = [статус]
* [доход]
Поскольку у нас [статус] и [доход] чаще всего
пропорциональны, можно вывести и более простую формулу:
[Размер
автомобиля] = [доход]2
Злые языки утверждают, что вместо дохода можно подставить еще один параметр, обратно пропорциональный... В общем, исследования не подтвердили эту гипотезу. Кстати, сайт autochel.ru несколько опровергает мою
теорию индифферентности профессий к маркам. У трех управленцев сайта за
последние четыре года был пять автомобилей марок Peugeot и Citroen (по сути, одно и тоже). На подходе
шестой – тоже Citroen.
|