Данные на смартфоне можно смотреть ежедневно или осреднять за любой период времени
Не скрою, я рассчитывал на лучший результат. Я не гоняю, избегаю резких торможений и разгонов, а время в пути сокращаю за счет выбора маршрута и правильного ряда. В общем, я раздуваюсь от самодовольства, какой я, мать его, классный водитель. И все-таки всевидящий гаджет снизил мою оценку за один из параметров, отыскав Ахиллесову пяту. Видимо, придется поработать над стилем вождения еще.
Установка телематического устройства имеет меркантильную подоплеку. Оно нужно для доказательства, что твой стиль вождения в самом деле кошерный. Тогда страховка каско подешевеет на увесистые 30%, из которых 5% скидки страховая даст сразу в качестве поощрения, а еще 25% - в случае, если удастся набрать максимальное количество баллов при езде с телематическим устройством.
Зеленая лампочка моргает, когда информация передается в дата-центр по GSM-каналу
Как работает
Гаджет размером с кусок детского мыла подключается к диагностическому разъему. Монтаж по принципу plug&play занимает секунды, после чего представитель страховой регистрирует устройство, а на смартфон ставится приложение для личного мониторинга стиля вождения. Чтобы исключить подлог, устройство привязывается к VIN-коду машины, поэтому перестановка его на другой автомобиль не сработает.
Устройство связывается с дата-центром по GSM-каналу, однако функций слежения у него нет — даже скорость считывается с бортовой электроники автомобиля, а не за счет GPS-трекера. Помимо скорости учитывается пробег, а также продольные и поперечные ускорения, для чего в устройстве имеются соответствующие датчики.
Изначально каждый водитель получает максимальные сто баллов, но в процессе езды баллы постепенно снимаются, если вы совершаете нечто такое, что, с точки зрения страховых, увеличивает риски аварий. В деталях логика работы не раскрывается, однако баллы снижаются за резкие торможения, ускорения и маневры, за регулярное превышение скорости 110 км/час, за слишком большие пробеги в данный период времени, а также езду в часы-пик.
При этом остается запас толерантности, например, энное количество резких маневров не выводит ваш рейтинг из зеленой зоны — вполне логично, ведь иногда тормозишь резко именно для того, чтобы не совершить ДТП.
Баллы и скидка рассчитывается после трех месяцев езды с устройством. Выглядит это так: человек приходит за страховкой каско и оплачивает 50% стоимости, получая сразу скидку 5%. Затем он ездит три месяца с устройством, и по итогам тестового периода вычисляется скидка, максимальная величина которой составляет 50% от оставшейся суммы (то есть 25%, если делить на стоимость всего полиса). Система прозрачна, а экономия весьма существенна.
После испытательного периода устройство возвращается в страховую.
Как ощущается
В первые минуты едешь, как на свадебном лимузине, неистово моргая поворотником и трогаясь в темпе, с которым Дибров говорит. В общем, становишься ролевой моделью для страховых компаний. Наполовину это происходит бессознательно, наполовину из-за незнания критериев резкости маневра.
Впрочем, обмануть систему без реального изменения стиля вождения удастся едва ли. Наш стиль вождения — это упорядоченная система реакций и алгоритмов, в которую не так-то просто внести точечные корректировки. Грубо говоря, если вы регулярно носитесь по городу со скоростью 100 км/час, гаджет не снизит балл за превышение (оно начинается от 110 км/час), но заметит неизбежные в этом случае резкие торможения и маневры. Быстрый водитель, пытаясь ехать аккуратно «понарошку», все равно выдаст себя суматошностью, которая только усилится при попытках играть чужую роль. Очень напоминает детектор лжи: нет ничего сложного в том, чтобы сказать «Красное», когда видишь зеленое. Сложнее при этом не покраснеть.
Кроме того, о наличии гаджета довольно скоро забываешь. Вот мне звонит мама, я беру в охапку сына, мы едем и говорим о спутнике Энцеладе (черт бы побрал развивающие мультики) и наличие электронного шпиона выпадает из фокуса внимание. Мерцает и мерцает. Да это, если честно, и правильно, ведь в любом случае вы должны иметь моральное право затормозить резко в случае опасности, а не лететь на красный, лишь бы не набрать лишних баллов.
Поэтому хороший балл можно набрать в двух случаях: если вы в принципе ездите грамотно (я подчеркиваю — не медленно, а грамотно), либо даете себе установку научиться этому.
Мой опыт показывает, что речь не идет о сухом пайке, когда вы хромой козой тащитесь в кильватере потока, а быстрые шмели размазываются о ваше заднее стекло. Я ездил в потоке, ускорялся и тормозил примерно как все, и в иные дни награждался отсутствием штрафов.
Потом, правда, расслабился. И вот, захожу в систему — и на тебе, при «нормативе» 4 резких маневра на 100 км пробега, у меня — более 11. Стал прокручивать в памяти минувший день, и понял, что устройство не оценило мою езду в поворотах. Я не гоняю на прямой, но если вижу хорошо просматриваемый поворот, не сбрасываю скорость, а то и поддаю газу. «Ситро» забавно кренится, тяжелеет руль, по кузову пробегают легкие вибрации... Не знаю, зачем я это делаю. Мне нравится иногда приближаться к пределу сцепных свойств. Хотя бы для того, чтобы мышцы помнили, где сей предел находится.
Оправдание вялое. Учту. Один из плюсов системы — возможность проанализировать свой опыт и сделать выводы. Многие опасные привычки незаметны, пока тебя не ткнут в них носом (или сам не ткнешься в кого-нибудь).
Тем не менее, мне удалось набрать 96 баллов из 100 возможных, что является неплохим результатом — скидка на страховку каско составила бы 24% (+5% «подъемных»). При этом я не напрягал себя лишними самовнушениями и не терял времени из-за нарочито медленной езды. Впрочем, мой результат не рекордный, ибо некоторые клиенты набирают более 98 баллов, получая максимальную скидку.
Мораль
Мне понравилась концепция. Мы привыкли, что безопасность — это исключительно соблюдение ПДД, а еще ГИБДД, камеры и штрафы. А между тем на Западе одним из мотивов к аккуратной езде являются выгодные страховые тарифы. Меньше грешишь — меньше платишь. Адекватность монетизируется.
Традиционный страховой подход — увеличивать тариф аварийным водителя. То есть иметь дело со следствием, а не с причиной. Но ведь любая авария имеет предпосылки, и почти все они — в привычках водителя и его стиле вождения. Резкое торможение чаще 1-2 раз в месяц: это верный признак неумения просчитывать ситуацию или езда быстрее своих возможностей. Резкие разгоны — это кипящее эго и стремление кому-то что-то доказать. Лихорадочные маневры — все то же эго и неумение как следует сгладить траекторию. Даже убитые дороги не являются оправданием, ибо хороший водитель не едет по ним чересчур быстро, а убийственные колдобины всегда видит (и по лужам не глиссирует).
Данный подход не заменяет соблюдение ПДД (оно первично) и тем более не замещает здравый смысл. Он лишь добавляет в уравнение еще один важный компонент — стиль вождения. И если вы умеете ездить без резкостей, то почему бы вам в самом деле за счет этого не экономить? Даешь умное ОСАГО!
Алгоритм мне показался адекватным: он не слишком строг, чтобы развить у водителя фобии, но значимые факторы учитывает. Понятно, что в будущем такие системы можно будет допилить, чтобы они, например, выявляли несоблюдение скоростного режима в городе и фиксировали опасные ситуации по визуальным признакам, анализируя записи с регистратора. Но даже с нынешним арсеналом система дисциплинирует, а главное, мотивирует прогнозировать ситуацию и оставлять себе запас на ошибку.
Понятно, что есть водители, которые не совершают резких маневров и даже не превышают, а ездят все равно опасно. Но это уже клинические случаи, которые довольно редки. В остальном, с точки зрения страховых рисков рейтингование вполне здраво. А за три месяца езды под присмотром усиливает склонность к самоанализу, и если это спасет кого-то хотя бы от одного ДТП в год — все не зря.
|