Блог Артёма Краснова
Четверг, 28.03.2024, 17:03

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2013 » Июль » 29 » Я строю автомобиль
20:45
Я строю автомобиль

Фото с сайта http://www.prokat-nsk.ru

В начале 90-х отец купил мне книгу «Я строю автомобиль» - прекрасно иллюстрированная энциклопедия советских самоделок. Стоила она довольно дорого – 10 рублей – и кто-то у нас за спиной ехидно заметил, мол, такую книгу разве что на полку поставить и любоваться.

 Он сильно ошибался: книга оказалась весьма содержательной и была зачитана до дыр. В первую очередь потому, что любая машина, не похожая на «Жигули», «Волгу» или «Москвич» в то время возбуждала почти эротический интерес.

Потом в Россию пришли иномарки, и об этой книге, как и самодельщиках, я благополучно забыл. Да и сами самодельщики в пост-советское время сдали позиции тюнерам.

Автомобиль Юрия Рубеля для 80-х смотрелся очень свежо

И тут я случайно вспомнил об этой книге, посмотрел ее и был поражен буйством фантазии и упорством советских самодельщиков. К сожалению, этот пост мне практически нечем иллюстрировать, потому что в Интернете проще найти фото Ferrari 2018 года выпуска, чем автомобиль Юрия Рубеля или «Панголину». Поэтому верьте на слово: там есть фотка, где собранный в квартире автомобиль выкатывают по специально построенным рельсам с пятого этажа…

Пока массовый автопром клепал весьма однотипные машины, самодельщики вели себя, как подпольные рок-н-рольщики, отрицая все законы жанра. Вот машина из папье-маше, кузов которой выклеен их старых газет, но при этом смотрится аукционным экспонатом.

Вот машина, созданная на основе тандема двух мотоциклов – получился настоящий внедорожник. Есть еще несколько амфибий, потрясающие дома на колесах с кухней и туалетом, а вот одна из самых замечательных самоделок – «Панголина».

Панголина напоминала Lamborghini Countach

 «Слепые» фары, аномальные двери, подъемная рулевая колонка для удобства посадки, перископ вместо салонного зеркала, а еще – подвеска на гидроцилиндрах с переменным просветом.

А вот простейшая идея – автомобиль «Солнышко» с резиновым передком, который выглядит вполне в духе того времени (напоминает Passat), но не боится мелких ДТП. У меня ощущение, что единственная причина, почему большой автопром игнорирует ту самоделку – желание отжать нас на кузовном ремонте. А ведь что может быть проще деформируемых некрашеных бамперов, которые не боятся контактной парковки и легких наездов.

Репликар Lotus 7 – советский Caterham с мотором и ходовой от «Жигулей» 2101. Ну разве не гениально?

"Ухта" авторства того же Александра Кулыгина

Вездеход «Ухта», болотоход с винтовым движителем, аэромобиль с пропеллером, несколько автомобилей-амфибий. Мы считали, что у нас великая литература и слабый автопром, но это лишь потому, что лучшие произведения автопрома никогда не издавались.

Я нашел даже чумовой гибрид с мотором от «Жигулей» и электродвигателем, причем моторы были сменными – для города электрический блок, для дальнобоя – бензиновый.

И конечно, не могу проигнорировать нашу челябинскую самоделку ISV, вероятно, самый красивый «самиздат» советских умельцев.

Я никогда не видел тех машин вживую, и об их управляемости, эргономике и прочих качествах остается только гадать. Скорее всего, они были далеки от идеала, и может быть, в прямом сравнении уступили бы тогдашним иномаркам. Но здесь есть два важных момента. Во-первых, наши мастера лепили из того, что было, поэтому у львиной доли моделей были двигатели от «Жигулей» и «Запорожца», а кузова – сплошь из стеклопластика. Компьютеры применялись лишь для более поздних моделей (того же гибрида). Во-вторых, строились машины чаще любителями и в одиночку.

Но, в отличие от западных кустарей, наши не всегда занимались искусством ради искусства. Многие модели строились для реальной езды, ведь машины тогда были в дефиците, а любой нестандартный тип, вроде внедорожника или микроавтобуса, вообще не продавался частникам. И в книге есть модели, которые проходили по 400 000 км. Стало быть, они были вполне пригодны для эксплуатации.

Любительское автомобилестроение умерло в 90-х, и практически не возродилось в 2000-х. Машины перестали быть дефицитом, купить вездеход дешевле, чем сделать, а главное, поставить самоделку на учет нынче сложнее, чем когда-либо. В Советское время были хотя бы клубы самодельщиков, им помогали автомобильные институты и некоторые производства, но сейчас человек останется один на один с госструктурами. Самоделки сейчас есть, иногда очень креативные, но нередко бюджет операции сопоставим с покупкой суперкара. 

Фото с сайта speed-passion.ru/

Кто-то скажет – ну и хрен с ними. Собственно, советский автопром почти ничего не получил от самодельщиков, но тут проблема была скорее в автопроме – он и не интересовался ничем принципиально новым.

Глупо, когда огромный творческий потенциал, и что важно, огромный опыт пропадает зазря. Собственно, это и был наш настоящий, самобытный автопром, но государство не обращало на него внимания. Я не говорю, что ту же «Панголину» нужно было ставить на конвейер – скорее всего, она оказалась бы нерентабельной. Но Александр Кулыгин, ее автор, мог стать куда большей величиной, чем обычный руководитель технического кружка во Дворце Молодежи. Полагаю, человек со столь оригинальным мышлением и технической эрудицией вполне в состоянии возглавить серьезный автомобильный проект.

Александр Кулыгин и Панголина

Неверно думать, что самодельщики такого времени не мечтали о чем-то большем, чем «самопалить» в гаражах. Они любили конструирование во всех его проявлениях, и тот же Кулыгин в 90-х попал на АЗЛК, сделал несколько проектов… Но 90-е и АЗЛК – весьма зловещее сочетание, поэтому Александр повторил путь многих талантливых людей, не нашедших себя в России – эмигрировал в США, организовав собственную фирму по производству кит-каров. Впоследствии он погиб, поэтому мы так и не узнаем,  чего бы достиг  талантливый изобретатель.

Сейчас мы снова наступаем на те же грабли. Снова пользуемся чужим умом, выпускаем чужие машины, игнорируем собственный потенциал. И ладно бы, у нас его не было, так ведь российский человек по своей натуре изобретатель и авантюрист. Но де-факто самоделки находятся в России под запретом, что усугубляется проблемами малого бизнеса, который позволяет самодельщику-кустарю в определенный момент коммерциализовать свое хобби.

Полагаю, либерализация этой сферы дала бы России очень много интересных проектов и талантливых конструкторов. А так все весьма бестолково: десятки технических вузов плодят тысячи инженеров, но им негде проявить свой творческий потенциал. Можно пойти пятым инженером в шестой отдел какого-нибудь завода или вообще сменить профиль, но стать во главе действительно инновационного проекта – маловероятно. А по-настоящему деятельная личность хочет именно этого.

Самодельные машины – это возможность самовыразиться, набить шишек и отточить многие навыки. Я как-то писал, что почти все великие бренды автопрома были основаны увлеченными технарями, и для их формирования очень важнее какой-то промежуточный этап, на стыке хобби и профессии.

Какие-то самоделки остались бы просто учебными пособиями для самих авторов. Какие-то, удачные, могли бы пойти в мелкую серию. Какие-то растащили бы на цитаты. Авторы самоделок могли бы идти на крупные заводы макетчиками, компоновщиками, генераторами идей, или организовывать свои кузовные ателье или фирмы по производству кит-каров, обвесов, тюнинг-деталей, спортивных машин. Природа стремится к самоорганизации, ей просто нужно дать шанс.

Я надеюсь, когда-нибудь власти обратят внимание, что сегодня поставить на учет единичную модель на три порядка сложнее, чем какой-нибудь серый импорт из Китая. 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 2159 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: самодельные автомобили | Рейтинг: 5.0/3


Всего комментариев: 27

Цитата
там есть фотка, где собранный в квартире автомобиль выкатывают по специально построенным рельсам с пятого этажа…

Почему то больше всего, именно этот кадр запомнился. Не помню уже в каком классе учился, но помню этот репортаж по ТВ. И помоему, потом и в газете дублировали.

На след день после этой новости, вся школа гудела как улей. Половина пацанов старших классов, разгребали кучи металлолома*  на переменах, на заднем дворе школы. Пытались из этой кучи, выбрать для себя детали для будущей машины мечты. Мы с пацанами тош лазили. Долго думали, как металлический каркас от древней кровати, можно использовать под будущую раму НАШЕЙ машины.   smile

* Кто не в курсе, раньше была обязаловка по сдаче металлолома и макулатуры. Собирали школьники средних и старших классов. Для нас это было лучше, чем сидеть за партой. Чего только не притаскивали...... А уж сама картина, когда толпы школьников по всему населенному пункту из всех щелей тащут ВСЁ железное - это видеть надо было.
Иногда какую нить тяжелую хрень, тащили до места приемки (школьный двор) несколько дней. А чтоб ее не спи...дили враги/конкуренты из других школ, классов (а у каждой школы/класса была норма, плюс соц соревнование - "Кто больше мёду принесет"), бывало и ночевали у "объекта" по очереди. Особенно когда уже близко оставалось до школы. Иногда по ночам пробирались на двор, и из кучи конкурентного класса, назаметно тырили часть их добычи, засовывали в центр своей кучи, чтоб незаметнее. Правда и у нас потом так же тырили. Устраивали засады. Драки были. Потом даже не поленились, крупные "запчасти" метили краской.

Эх.....чот навеяло...........понесло........

6 HQ74  
Тоже помню что когда собирали металалом, нашу команду мой дед допустил к себе на работу, убрать лишний металалом. Потом мне досталось по крупному, потому что мало то что среди прочего металла исчезло штук 5 новых секций (метра по 2 длинной) батарей для ремонта отопления, но и новые коленвал и вал газораспределения из гаража. smile Да и вообще помню народ во время сборки металла школьниками потом хватался за голову. Пионэры тащили все что попадалось на глаза, начиная от пустых консервных банок.

Помоему батареи, был самый популярный предмет на куче металлолома. И весит много, и места в тачке занимает мало. Привез пару тройку батарей - весь день свободный.

Ну а уж сколько машин не выехало из гаражей после ремонта........ Это просто, прямая диверсия была.  smile

10 HQ74  
Не то слово диверсия. Ведь дед у меня в милиции работал а запустили нас пионэров во милицейский внутренний двор с гаражами. smile Хотя батареи мы сперли уже где то из внутренних помещений дежурки. И помню как кпз обшаривали, а жулики нервно дергались от загребущих наших ручек.

happy

2 sad  
Чет мне кажется с нашим автопромом и самодельщиками другая история чем "Собственно, советскийавтопром почти ничего не получил от самодельщиков, но тут проблема была скорее
в автопроме – он и не интересовался ничем принципиально новым." Если брать историю АЗЛК, ВАЗ то министерстпро промышлености (если не ошибаюсь) не очень то и давало развиваться. Даже модернизация производства шла сильно тяжело.

3 Артем_КРАСНОВ  
Я не имел в виду, что самодельщики должны непременно интегрироваться в большой автопром. Кто-то может пойти, например, макетчиком, а так они же могут создавать что-то свое. Ну, в советское время утопия, а в наше - почему нет. И речь не только про производство готовых автомобилей, но и компонентов или, например, дизайн-ателье. Ну по Ё-мобилю видно, не хватает России нормальных дизайнеров

4 PsKoT  
Занятная книжеца. У Кота тоже была. Особенно тогда авто-амфибии впечатляли. Ну и с открывающимися вверх дверями. А еще в ту же пору вкладышами от жвачек "Турбо" играли :-)))

5 Графиня-2  
на втором фото номер от нашей копейки, буковки только были чбв. и цвет тот же)))

7 Партизан  
Давно хочу интернет в машину провести. Кто нибудь может подскажет чего. Вообще это реально?

8 Артем_КРАСНОВ  
Наклеить смартфон на торпеду. Не?

13 sad  
3G / wifi роутер
свисток от любого оператора в принципе справится
(в ссылке старая версия)

22 Партизан  
Вот - вот - вот чего то подобное я себе представлял. Спасибо.

12 Артем_КРАСНОВ  
Волга и Приора создавались во времена, когда промышленный дизайн не был в приоритете. Маруся дерзкая на вид, но красивой я ее не назову. Как и многие суперкары более именитых производителей, Ламбо Венон не исключая.

Просто Ё-мобиль, как машина с нуля, мог бы выглядеть и более оригинально/эстетично. Двухцветная раскраска с черным камуфляжем по-моему верх безвкусия.

Я не силен в автостроении, и проблематике авто дизигна - но что мешает тому же автовазу, сделать нормальный , "красивый" дизигн сейчас? Не совсем понмаю разницу, между "с нуля у Ё", и не с нуля у остальных.  Ну ладно хоть не кардинальное изменение, но глубокий жопамордалифтинг мог, бы сильно  изменить картинку продаж, и отношение к автопрому в целом. Хотя хз - "разукрашивать и апгрейдить старый дырявый таз" - есть ли смысл? Вода не течет. Ноги мыть можно. И ладно.

Цитата
Двухцветная раскраска с черным камуфляжем по-моему верх безвкусия.

Мне честно говоря тош не очень. Но посмотри в окно. Многие серийные авто, закатывают пленками - аля спорт/карбон. Причем не только ТАЗы, но и вполне жирные авто. Для кого то это колхозный тренд, а молодняк прётся и тащится. А как ты помнишь, целевая аудитория Ёмобиля - продвинутая молодежь, с айфоном в голове. Взрослому дядьке или пенсу, Ёмобиль врядли интересен будет. По крайней мере кроссовок.


Цитата
я просто не понимаю, почему только одного цвета, и только черного?

С чего это вдруг? Или я что то пропустил? Тогда Сереге Одину - банан. тему запостил, и слился...


Цитата
Новый кроссовер автоваза обещают сделать уже в новой стилистике.
  

Помнится в политхоливарах, вы все дружно обсирали такой подход. Про обещание.
Ну да ладно, будем посмотреть что реально выйдет на выходе. Даже интересно.


Цитата
дизайн для бюджетных моделей вторичен. А вот для таких проектов, как Ё-мобиль - нет. Тут обертка должна говорить о содержании, ведь важно приманить покупателя к неизвестному продукту.
  
Тут можно бы затроллить про - "о вкусах не спорят". Если помнишь, дизайн Ёмобиля менялся несколько раз. Мне лично больше всего из трех вариантов, нравится самый первый. Последний вариант, все таки лучше второго. Так что думаю пока дело дойдет до конвеера, не раз еще может все поменяться. Хотя по утверждениям ёбилевцев - это + - конечный вариант.

Цитата
я просто не понимаю, почему только одного цвета, и только черного?

С чего это вдруг? Или я что то пропустил? Тогда Сереге Одину - банан. тему запостил, и слился... 
=====================

?

17 Артем_КРАСНОВ  
Ну вроде как вот эта вставка может быть только черная, где-то читал. Дескать, фишка

Ну может быть.....Я вроде где то читал / попадалось, что черный + несколько вариантов второго цвета.

19 Артем_КРАСНОВ  
Это да, второй цвет можно выбрать.

21 odin  
Вроде изначально был просто двухцветный формат: если помните самые первые дизайн был в основном в бело-глубом(морском) цвете, а чёрного вообще не было.

20 Cиплый  
Тисну сюда....ибо та тема уже протухла...сам решай есть методика или нет...

Цитата
Добрый день, Владимир.

Расчет минимального значения скорости ТС перед ДТП проводится на строго научной основе.
Для получения ответа на вопрос: "Утверждена ли эта методика гос.органами и зарегистрирована ли в Минюсте?", Вам необходимо обратиться в соответствующие органы: гос.органы и Минюст.
Для проведения такого исследования необходима информация о состоянии дорожного полотна, о типе транспортного средства, о следах торможения до столкновения, о расстоянии, которое преодолел автомобиль после столкновения, о развороте транспортного средства после столкновения, а также исследование механизма столкновения.
Если у Вас остались вопросы, спрашивайте, контакты нашего представителя в Челябинске расположены внизу страницы.
С уважением, эксперт трасологических экспертиз.

23 Cиплый  
кароче ситуация с этой методикой не интересна?

24 Артем_КРАСНОВ  
Сорри, вчера с компом проблемы были, отвлекся. 
Почему же, очень интересна. Насколько я понял, методика все же есть  - "на строго научной основе". 
А вот куда обращаться - не совсем ясно. Контакты скинешь?

25 Cиплый  
Насколько я понял, методика все же есть  - "на строго научной основе".  

А ты ждал что они напишут, что проводят свои экспертизы на основе шаманских практик малых народов острова Ямайка? Конечно ответили что на строго научной основе, просто эмпирические коэффициенты - это тоже научная основа...вот только сам прикинь какая разница может быть между одной и той же формулировкой "асфальтовое покрытие, сухое"...я думаю что в несколько раз....они конечно и не обязаны согласовывать свою методику в гос. органах, просто это придало бы ей юридический статус....а так, я тебе уже писал, что ты тоже можешь проводить такие экспертизы "на строго научной основе"...просто какой именно коэффициент применять будет зависеть уже от тебя, а это может стоить кому-то свободы на несколько лет...

27 Артем_КРАСНОВ  
Никто не спорит, что методика дает погрешность. А эмпирика используется почти в любых научных расчетах, когда коленчатый вал рассчитываешь, там математическая модель дополняется кучей эмпирических коэффициентов. Я к тому, что наличие эмпирики это не синоним "примерности теста". Эмпирика иногда - это наиболее точные данные, взятые из реальной практики. И точность метода, по сути, зависит в основном от объема этих данных и правильности их применения.

26 Cиплый  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |