Фото с сайта http://www.prokat-nsk.ru
В начале 90-х отец купил мне книгу «Я строю автомобиль» -
прекрасно иллюстрированная энциклопедия советских самоделок. Стоила она
довольно дорого – 10 рублей – и кто-то у нас за спиной ехидно заметил, мол,
такую книгу разве что на полку поставить и любоваться.
Он сильно ошибался:
книга оказалась весьма содержательной и была зачитана до дыр. В первую очередь
потому, что любая машина, не похожая на «Жигули», «Волгу» или «Москвич» в то
время возбуждала почти эротический интерес.
Потом в Россию пришли иномарки, и об этой книге, как и
самодельщиках, я благополучно забыл. Да и сами самодельщики в пост-советское
время сдали позиции тюнерам. Автомобиль Юрия Рубеля для 80-х смотрелся очень свежо
И тут я случайно вспомнил об этой книге, посмотрел ее и был
поражен буйством фантазии и упорством советских самодельщиков. К сожалению,
этот пост мне практически нечем иллюстрировать, потому что в Интернете проще
найти фото Ferrari 2018
года выпуска, чем автомобиль Юрия Рубеля или «Панголину». Поэтому верьте на
слово: там есть фотка, где собранный в квартире автомобиль выкатывают по
специально построенным рельсам с пятого этажа…
Пока массовый автопром клепал весьма однотипные машины,
самодельщики вели себя, как подпольные рок-н-рольщики, отрицая все законы
жанра. Вот машина из папье-маше, кузов которой выклеен их старых газет, но при
этом смотрится аукционным экспонатом. Вот машина, созданная на основе тандема
двух мотоциклов – получился настоящий внедорожник. Есть еще несколько амфибий,
потрясающие дома на колесах с кухней и туалетом, а вот одна из самых
замечательных самоделок – «Панголина». Панголина напоминала Lamborghini Countach «Слепые» фары, аномальные двери,
подъемная рулевая колонка для удобства посадки, перископ вместо салонного
зеркала, а еще – подвеска на гидроцилиндрах с переменным просветом.
А вот простейшая идея – автомобиль «Солнышко» с резиновым
передком, который выглядит вполне в духе того времени (напоминает Passat), но не боится мелких
ДТП. У меня ощущение, что единственная причина, почему большой автопром
игнорирует ту самоделку – желание отжать нас на кузовном ремонте. А ведь что
может быть проще деформируемых некрашеных бамперов, которые не боятся
контактной парковки и легких наездов.
Репликар Lotus
7 – советский Caterham
с мотором и ходовой от «Жигулей» 2101. Ну разве не гениально? "Ухта" авторства того же Александра Кулыгина
Вездеход «Ухта», болотоход с винтовым движителем, аэромобиль
с пропеллером, несколько автомобилей-амфибий. Мы считали, что у нас великая
литература и слабый автопром, но это лишь потому, что лучшие произведения
автопрома никогда не издавались.
Я нашел даже чумовой гибрид с мотором от «Жигулей» и
электродвигателем, причем моторы были сменными – для города электрический блок,
для дальнобоя – бензиновый.
И конечно, не могу проигнорировать нашу челябинскую
самоделку ISV,
вероятно, самый красивый «самиздат» советских умельцев.
Я никогда не видел тех машин вживую, и об их управляемости,
эргономике и прочих качествах остается только гадать. Скорее всего, они были
далеки от идеала, и может быть, в прямом сравнении уступили бы тогдашним
иномаркам. Но здесь есть два важных момента. Во-первых, наши мастера лепили из
того, что было, поэтому у львиной доли моделей были двигатели от «Жигулей» и «Запорожца»,
а кузова – сплошь из стеклопластика. Компьютеры применялись лишь для более
поздних моделей (того же гибрида). Во-вторых, строились машины чаще любителями
и в одиночку.
Но, в отличие от западных кустарей, наши не всегда
занимались искусством ради искусства. Многие модели строились для реальной
езды, ведь машины тогда были в дефиците, а любой нестандартный тип, вроде
внедорожника или микроавтобуса, вообще не продавался частникам. И в книге есть модели,
которые проходили по 400 000 км. Стало быть, они были вполне пригодны для
эксплуатации.
Любительское автомобилестроение умерло в 90-х, и практически не
возродилось в 2000-х. Машины перестали быть дефицитом, купить вездеход дешевле,
чем сделать, а главное, поставить самоделку на учет нынче сложнее, чем
когда-либо. В Советское время были хотя бы клубы самодельщиков, им помогали
автомобильные институты и некоторые производства, но сейчас человек останется
один на один с госструктурами. Самоделки сейчас есть, иногда очень креативные, но нередко бюджет операции сопоставим с покупкой суперкара. Фото с сайта speed-passion.ru/
Кто-то скажет – ну и хрен с ними. Собственно, советский
автопром почти ничего не получил от самодельщиков, но тут проблема была скорее
в автопроме – он и не интересовался ничем принципиально новым.
Глупо, когда огромный творческий потенциал, и что важно,
огромный опыт пропадает зазря. Собственно, это и был наш настоящий, самобытный
автопром, но государство не обращало на него внимания. Я не говорю, что ту же «Панголину»
нужно было ставить на конвейер – скорее всего, она оказалась бы нерентабельной.
Но Александр Кулыгин, ее автор, мог стать куда большей величиной, чем обычный руководитель
технического кружка во Дворце Молодежи. Полагаю, человек со столь оригинальным
мышлением и технической эрудицией вполне в состоянии возглавить серьезный
автомобильный проект. Александр Кулыгин и Панголина
Неверно думать, что самодельщики такого времени не мечтали о
чем-то большем, чем «самопалить» в гаражах. Они любили конструирование во всех
его проявлениях, и тот же Кулыгин в 90-х попал на АЗЛК, сделал несколько
проектов… Но 90-е и АЗЛК – весьма зловещее сочетание, поэтому Александр
повторил путь многих талантливых людей, не нашедших себя в России – эмигрировал
в США, организовав собственную фирму по производству кит-каров. Впоследствии он
погиб, поэтому мы так и не узнаем, чего
бы достиг талантливый изобретатель.
Сейчас мы снова наступаем на те же грабли. Снова пользуемся
чужим умом, выпускаем чужие машины, игнорируем собственный потенциал. И ладно
бы, у нас его не было, так ведь российский человек по своей натуре изобретатель
и авантюрист. Но де-факто самоделки находятся в России под запретом, что
усугубляется проблемами малого бизнеса, который позволяет самодельщику-кустарю
в определенный момент коммерциализовать свое хобби.
Полагаю, либерализация этой сферы дала бы России очень много
интересных проектов и талантливых конструкторов. А так все весьма бестолково:
десятки технических вузов плодят тысячи инженеров, но им негде проявить свой
творческий потенциал. Можно пойти пятым инженером в шестой отдел какого-нибудь
завода или вообще сменить профиль, но стать во главе действительно
инновационного проекта – маловероятно. А по-настоящему деятельная личность
хочет именно этого.
Самодельные машины – это возможность самовыразиться, набить
шишек и отточить многие навыки. Я как-то писал, что почти все великие бренды
автопрома были основаны увлеченными технарями, и для их формирования очень важнее
какой-то промежуточный этап, на стыке хобби и профессии.
Какие-то самоделки остались бы просто учебными пособиями для
самих авторов. Какие-то, удачные, могли бы пойти в мелкую серию. Какие-то
растащили бы на цитаты. Авторы самоделок могли бы идти на крупные заводы
макетчиками, компоновщиками, генераторами идей, или организовывать свои
кузовные ателье или фирмы по производству кит-каров, обвесов, тюнинг-деталей,
спортивных машин. Природа стремится к самоорганизации, ей просто нужно дать
шанс.
Я надеюсь, когда-нибудь власти обратят внимание, что сегодня
поставить на учет единичную модель на три порядка сложнее, чем какой-нибудь серый
импорт из Китая.
|