Nissan Leaf на парковке в Тромсо
Что меня поразило в Норвегии – это обилие электромобилей,
которые здесь конкурируют с обычными машинами на равных. Так, в прошлом году Nissan Leaf регулярно входил в
тройку лидеров по продажам, а некоторые месяцы и вовсе первенствовал. Итог 2013
года – третье место в норвежском топе продаж. Tesla Model S раскочегарилась к осени и
два месяца честно удерживала лидерство, став, в результате, самым популярным
авто F-класса (за
неполные полгода продаж). Ежегодные продажи электромобилей перевалили за 10
тысяч, причем львиная доля оседает в Осло, городе, с населением 630 тысяч
человек – меньше Челябинска.
Как Норвегия оказалась самой электро-любвеобильной страной не
только Европы, но и мира? Ведь даже климат здесь не способствует отказу от ДВС:
лето прохладное, зима снежная.
А все просто: в Норвегии воспроизведено будущее, когда
электромобиль не дороже обычной машины и при этом существенно дешевле в
эксплуатации. Правда, достигается это определенной ценой.
А это самый популярный в Норвегии автомобиль - VW Golf. Так вот, он стоит здесь 238 тысяч крон, тогда как за Nissan Leaf с таким же оснащением просят 240 тысяч - то есть, почти столько же. При этом "Лиф" существенно дешевле в эксплуатации.
В Норвегии действуют огромные пошлины на первую регистрацию
машины, которые увеличивают ее цену относительно среднеевропейской почти в два
раза. Для электромобилей эти пошлины отменены,
в результате, Tesla Model S
стоит здесь $112 тысяч. Ее конкурент, BMW 7-series начинается от $200 тысяч. Если же вычислить стоимость Tesla Model S с обычными норвежскими
налогами, выйдет $240 тысяч, так что демпинг – более чем существенный.
Но это не все. Владельцы электромобилей вообще освобождены
от любых пошлин и оплат в Норвегии, например, они могут не платить за проезд по
платным шоссе или за стоянку в центре города. К тому же, им можно пользоваться
для движения полосами для общественного транспорта, что большой плюс для
жителей мегаполиса. Добавим к этому самое дорогое в Европе (да и мире) топливо –
литр бензина стоит на наши деньги 95-105 рублей. Эксперты посчитали, что в
среднем владелец электромобиля в Осло
экономит более $8 тысяч долларов! Условно говоря, если Nissan Leaf проездил по Норвегии 6
лет, он отбил свою стоимость полностью! Можно выкинуть, купить новый Leaf и все равно будет
дешевле, чем содержание автомобиля.
Th!nk City довольно популярен в Норвегии, хотя пробег на зарядке - 110 км. Правда, компания уже разорилась
Климат для электромобиля не идеален, но и не экстремален:
так, зимой температура в Осло колеблется в диапазоне -1…-7 градусов.
Нет больших проблем и с зарядкой: жители частных домой
используют бытовые сети, а для остальных есть свыше 4000 станций, плюс около
130 – для скоростной зарядки. И число непрерывно растет.
Что еще интереснее, Норвегия воплощает чистый сценарий,
когда источником энергии для электромобилей являются не ТЭЦ или АЭС, а гидроэлектростанции,
обеспечивающие страну электричеством.
Получается, в Норвегии действуют дискриминация по моторному
признаку – вся власть электромобилям. Все это привело к настоящему буму: в
стране продается 26 моделей электромобилей, причем некоторые пользуются
популярностью только здесь, например, Th!nk и Buddy.
Неказистый "Бадди" - аналог электрического "Смарта" массой всего 400 кг. В прошлом году продано 1000 таких машин - неплохой результат для норвежского авторынка. Фото wikimedia.org
На Норвегию с
любопытством смотрит остальная Европа, также помешанная на электромобилях, но ей
приходится тяжелее. В некоторых южных странах действуют компенсации при покупке
электромобиля в размере 6-8 тысяч евро, которые нагружают бюджеты стран и пока
не приносят такого же эффекта. Помимо прочего, развитию электротранспорта
помогает и достаточно здоровая, устойчивая экономика страны, которая входит в
число мировых лидеров по уровню жизни и обеспеченности населения. Многие
электромобили покупают второй машиной в семью для ежедневных разъездов. При
этом в дальние поездки норвежцы берут автомобили либо летают на самолетах:
стоимость лоу-кост билетов значительно ниже, чем расходы на бензин.
Впрочем, и норвежский вариант выходит не бесплатным: увеличение
числа электромобилей снижает поступления в бюджет, поэтому есть вероятность,
что со временем размер льгот будет урезан. Владельцев электромобилей эта
перспектива волнует, ведь в этом случае электромобиль может стать неликвидным.
Любопытно, что Россия отчасти повторяет норвежский путь и с
1 февраля 2014 года отменила ввозные пошлины на электромобили. Правда, пошлины
у нас существенно ниже, чем плата за первую регистрацию в Норвегии (порядка
40-50% против >70%), но в любом случае Tesla Model S, Nissan Leaf
и BMW i3 получают какой-никакой
шанс закрепиться на рынке.
Попутно идет создание инфраструктуры, правда, пока только в
Москве. Здесь работают около 50 зарядных станций, включая экспресс-зарядки постоянного тока
стандарта CHAdeMO. В течение ближайших шести лет в столице число зарядных
станций планируют довести до 2 тысяч с лишним, из них каждая седьмая – для скоростной
зарядки (15-20 минут). Кроме того, есть контурные планы создания инфраструктуры
в Питере и других крупных городах.
Такую картину можно наблюдать только в Осло - сплошные электромобили Фото wikimedia.org
Вопрос о необходимости электромобилей в России весьма спорен. С
одной стороны, даже с обнуленными пошлинами они не составят реальной
конкуренции обычным машинам – слишком дорого и пока непрактично. С другой,
отсутствие инфраструктуры и зеленых источников энергии сводят на нет имеющиеся
плюсы, включая низкие эксплуатационные расходы и экологичность.
Реальный расцвет электромобилей мог бы наступить с появление в
нашем языке иностранного термина «автомобиль-комьютер». Это автомобиль, который
использует только для ежедневных поездок на короткие расстояния
(дом-работа-магазин). Скажем, если на большие расстояния человеку выгоднее
ездить на прокатной машине или поезде/самолете, как в Норвегии. Вот «комьютер»
вполне может быть электромобилем при условии создания развитой инфраструктуры,
и в этом свете нынешние усилия могут принести плоды в будущем. Правда, настойчивые
требования господдержки от создателей инфраструктуры наводит на мысль, что
озабочены они не экологией единой…
А вот в благополучной Норвегии, глядишь, и сработает. И
когда дышишь их чистым воздухом, который сам по себе вылечивает простудные
болезни, начинаешь думать: может быть, им удастся сохранить эту чистоту и в
будущем, в том числе, благодаря электромобилям?
|