«Внимание! Включен режим помощи при парковке. Выберите
способ парковки», - говорит женский голос как у диктора курсов «Испанский за 60
секунд».
На экране появляется четыре возможных варианта парковочной Камасутры:
задом, передом, параллельно.
«Выберете курсором интересующее вас место для парковки,
убедившись, что красные линии не касаются препятствий…»
Здесь и далее я буду воспроизводить речь своей собеседницы
по памяти. От волнения точных формулировок я не запомнил.
Виртуальным прицелом выбираю слот на экране, который
показывает машину как бы на виде сверху (фирменный Around View Monitor).
«Убедитесь в безопасности маневра и отсутствии препятствий»,
- напутствует супермозг. Мой просто-мозг начинает пузыриться. Атака на его
рецепторы – как у пилота истребителя. Нужно смотреть на два монитора, во все
три зеркала, слушать подсказки и следить за писком парктроников. Наверное, это
с непривычки.
«На экране вы видите красные линии. Поверните руль, пока
линии не станут зелеными».
Линии обозначают предполагаемую траекторию колес. Кручу руль
– через полтора оборота траектории зеленеют. А может быть, это взошла трава,
пока я соображал, чего от меня хочет умный Infiniti. Были в моей жизни парковки под мат инструктора, и в
спешке, и по всякому – но такой интеллектуально насыщенной еще никогда. Я будто
в го играю.
«Включите режим D и двигайтесь вперед до попадания в зеленый прямоугольник». Ох, только бы попасть, только бы попасть...
Этот прямоугольник обозначает место, куда нужно угодить в
конце первой серии (до конца еще ого-го). Двигаюсь, стараясь не зацепить соседние
машины, потому что парковка тесная. Around View Monitor – вещь неплохая, но прилично
искажает декартово пространства, поэтому соседние машины выглядят карикатурно,
как после недели экстренного похудания с необратимыми последствиями для
здоровья. По мере приближения к заветному прямоугольнику «Финик» издает все
более частое пиликанье, напоминающее обратный отсчет часовой бомбы, и вот уже
близка развязка…
Но мне кажется, будто таким макаром я снесу бампер другому Infiniti, и я немного
распрямляю руль.
«Внимание! Система помощи при парковке отключена», - возмущается
моя собеседница, поджимая невидимые губы. – «Вы отстраняетесь от управления
сложной техникой. Купите себе мясорубку и упражняйтесь на ней. Умная техника
требует умных водителей».
Ну, последнего она мне, конечно, не говорит, но думает
наверняка.
Отъезжаю назад и делаю все заново. На этот раз пру до победного,
пока зеленый прямоугольник и звуковой сигнал не скажут веское «Ты справился,
сынок».
Следующая шарада. «Вы видите на экране красные линии и
зеленые. Вращайте руль, пока красные линии не совпадут с зелеными…».
Ой-ой, погодите, я не запомнил. Красные с зелеными или
зеленые с красными?
Все это немного напоминает одного инструктора в автошколе.
Вот едешь к повороту, а он тебе по руку:
- Таааак… переносим левую ногу чуть правее и делаем движение
стопой в направлении обратном от направления «на себя»… Таааакк… Удерживаем
ногу в данном положении до завершения процесса… Тааааак… Переносим кисть правой
руки, не отрывая кисти левой руки от руля, правее… Кладем кисть правой руки на
рычаг переключения механической коробки передач…
- Дяденька, вторую что ли включить?
- Ага, молодец, сообразил.
Ну в общем, теперь Infiniti говорит:
«Включаем заднюю передачу и движемся в указанном направлении, и да пребудет с нами сила».
Надо отдать ему должное – в слот попал весьма недурственно,
а опытные говорят, что помощник парковки
может вкатить пятиметровую махину и в куда более тесные промежутки. В течение всего маневра не только видишь
машину на виде сверху, но и пользуешься подсказками многочисленных парктроников
(световыми и звуковыми), а еще – системой распознавания движущихся объектов. На
крайняк Infiniti JX
даже затормозит сам – вот до чего дошел прогресс. Последнее не проверял.
Отношение к системе у
меня двоякое. С одной стороны, с таким количеством парктроников и камер я бы
въехал в любой слот и без подсказок. Да и монологов в исполнении машины так
много, что устанешь. Ну хоть бы она для разнообразия время от времени говорила
с акцентом: «Слишь, эта, заднюю давай…»
Но все же система интересна. Если представить за рулем
совершеннейшего новичка или просто очень сложную парковочную ситуацию, то
система может выступить в роли инструктора. Компьютер вычисляет оптимальные
траектории, и выполнив три-четыре раза маневр
по его указке, глядишь, и сам научишься.
Вот он - новый Infiniti JX.
При этом система «Инфинити»
показалась мне более честной, чем парковочные автопилоты Volkswagen или Ford. У «Финика» ты все равно полновластен, а машина
просто советует. Автопилоты же крутят за тебя руль, но самое ядреное – контроль
габаритов – оставляют на твоей совести. Тормозить нужно самому, и пользы такого
автопилота – как от автоматической коробки, которая сама включает только четные
передачи.
А вообще нам надо привыкать. Сегодня парковочные автопилоты
напоминают инвалидов с одной рукой, но как только они научатся сами тормозить и
включать передачи, процесс парковки может быть автоматизирован полностью.
Я думаю, что препятствия к этому – не технические, а
юридические. Полноценный парковочный автопилот – это не просто очередной
гаджет, это изменение парадигмы. До сих пор 100% ответственности за все беды
лежит на водителе, кроме случаев доказанной поломки автомобиля. Едва появятся
автопилоты, как доля вины водителя и автоматики уже будет неочевидна. Я думаю,
корпорации не будут спешить с внедрение полноценных автопилотов, опасаясь
шквала исков, и продлится это до тех пор, пока электроника реально не станет
умнее и надежнее водителя.
Но она станет. Ведь у автопилота гораздо больше глаз, ушей и
рук. Он чувствует каждый угол бампера так, как не чувствует его
ни один водитель. Так что я уверен – системы автопарковки скоро станут привычным
делом, и это будет первый шаг к полноценному автопилоту.
Причем, парковаться
машины будут даже без участия водителя. То есть вы просто выходите, жмете кнопку и машина сама заезжает в парковочное
место, такое тесное, что даже двери не откроются. Ну и не надо – автопилот
вернет машину на исходную позицию по вашему требованию.
Машины будут сами искать парковочные места, а возможно,
благодаря интерфейсу V2V, смогут еще и расступаться,
чтобы облегчать выезд тем, кого заставили. Представьте – выходите вы из офиса,
машины в три ряда, а ваша у самого забора. Нажимаете кнопку «Подь сюды», и
машины играют в пятнашки, выпуская узницу.
Но вообще-то я рад, что успею еще поездить врукопашную. Как
ни крути, а приятно иногда паркануться самому, без лишних ерзаний сразу попав в
нужное место (раз в неделю обычно получается).
|